- Путешествия: 709
- Рейтинг: + 13 232
- Репутация: + 88
- Читательский охват: 308 704
На восток и немного на север. Часть 2 - Байкал
Вокруг Байкала много легенд – и старых бурятских и эвенкийских, и новых уже насочиняли немерено. В музее в Чаре мне в руки попала книга с такими легендами старыми и новыми, легенд много, но суть большинства из них одна – батюшка Байкал какого-то человека превратил в скалу, в мыс, в реку… Кого в наказание, а кого и в награду. И все места на Байкале какие-то особенные – это не мыс, а птица – посланник небес, а это не река, а девушка, да и скала эта тоже не простая – в ней душа шаманки. «Ну что, увидим» - сказали мы и сели в поезд до Северобайкальска.
Пока поезд везет нас из Чары в Северобайкальск, пытаемся отоспаться и опять смотрим на марь в окне – хорошо, что нам не туда. Хотя на каждой станции возникает вопрос, а может, здесь рядом есть что-то интересное и в следующий раз надо выти именно здесь. Но пока это все только разговоры.
Каждый поход начинается с обжорства в дороге и еще большим обжорством заканчивается. А у нас одновременно и конец и начало. Так что как только приехали в Северобайкальск и бросили рюкзаки в гостинице (или это был пансионат?), сразу идем искать еду. Всю дорогу мы мечтали о бурятских позах, но почему-то во всем Северобайкальске их нигде не дают, хотя раньше еще как давали. Зато омуля нашли всех форм и размеров. Затарились любимыми рыбками горячего копчения (в два раза дешевле, чем весной в Слюдянке), и пошли их есть прямо на берег Байкала.
Конечно, я не могла сразу же не полезть купаться. Хотя городской пляж не впечатлял чистотой, но это все равно Байкал. Слухи о ледяной Байкальской воде несколько преувеличены – купаться вполне можно, хотя, конечно не Средеземное море. А еще воздух здесь какой-то особенный, пахнет водой, ветром и какой-то свободой. Такое чувство, что дышу первый раз за много месяцев, а то и лет…
А утром ехать на юг – почти через весь Байкал на «Ракете», до Порта Байкал.
Ждали мы от этой «Ракетки» очень много – и весь Байкал посмотреть, и отражения и Ольхон, ну и просто доехать тоже хорошо. Из всего списка полноценно получили только доехать, ну и чего не так ждали тоже получили. Утром в Северобайкальске был туман и никакой видимости, правда, стоило мне позвать Мабуку, как сразу выглянуло солнце и все стало отлично.
А вот с тем чтобы постоять полюбоваться видами все получилось не так просто. Я-то представляла себе палубу как такое большое открытое место, где можно сидеть (ну в худшем случае стоять) и фотографировать живописные берега. А оказалось, что у этой палубы борта такие высокие, что увидеть хоть что-то я могла только встав на носочки. Фотоаппарат туда высунуть вообще почти не получалось. Попрыгала я так сколько-то и залезла на стоящее в углу мусорное ведро. С ведра вид открывался просто отличный. Так и ехала большую часть времени, а ехать было часов восемь-девять.
Обещанных отражений и спокойной воды не было, но мы не сильно расстроились – был ветер, была синяя вода, горы, на которых лежат клочья тумана, скалы Ольхона…
А еще на этой самой палубе была очень веселая компания. В основном, иностранцы (соотечественники даже вполне веселые и позитивные предпочитали прятаться от ветра). Вообще как-то даже необычно, когда люди с другого конца планеты приезжают посмотреть Россию, хотя, посмотреть, конечно, есть что. Познакомились там с двумя пожилыми калифорнийцами – они уже две недели путешествуют по России, начали с Владивостока, потом Комсомольск, потом БАМ, теперь приехали на Байкал, и еще 2-3 недели собирались ездить. Но когда я спросила их о дальнейших планах, они только плечами пожали. Вот так-то - приехали посмотреть, без плана, без сопровождающего, без языка – зато интересно. Наши люди! Поскольку в такой веселой компании просто невозможно не общаться, то именно этим мы большую часть пути и занимались.
За это время меня позвали в США, в Калининград и на Ольхон – надо подумать. Ну, на Ольхоне я уже была, а летний он меня не очень впечатлил, хотя зимой в хорошей компании и с хорошим фотоаппаратом можно вернуться. А вот Калининград – это прям заманчиво. США – это тоже заманчиво, как было сказано «стана у нас тоже красивая, но не такая большая, поэтому можно ездить на машине», но этот план пока отложим на неопределенное время.
Основное «население» нашей палубы вылезло на Ольхоне, а мы поехали дальше до Порт Байкала. Как только мы сошли на берег, сразу же пошли искать омуля. Нашли, на этот раз - свежего, на уху. Об ужине позаботились, теперь можно идти вперед.
А впереди – красота! Солнце уже низкое, освещает бухточки и отражается в синей воде!
Отходим от Порт Байкала несколько километров, проходим первый туннель и становимся ночевать на высоком берегу. Пока солнце не скрылось бегу купаться – вот здесь хорошо, хороший вход, чистая вода и тишина вокруг!
А потом чудесный вечер – уха на костре, чайки смеются, Байкал что-то шепчет, и медленно всходит луна. А еще звезды, и звездопад над старой дорогой…
Вообще в этой ночной тишине удивительно много звуков – то волны, то чайки, то где-то вода, то ветер в тоннеле. И сразу понимаешь, откуда эти легенды о живых камнях.
Всю ночь в тоннеле Тоннельный грыз камни, или просто громко ходил туда-сюда. Поэтому утром он был не в духе, и погода не радовала.
Зато радовала нерпа – да, мы ее видели, прямо в воде, она плавала, объедала рыбачьи сети, махала хвостом и брызгала водой. И все это в нескольких километрах от Порт Байкала и Листвянки! Жалко только, что сфотографировать не получилось – слишком далеко и слишком неожиданно она появлялась и исчезала.
Посмотрели мы на портящуюся погоду, но все-таки пошли. Шли по старой Кругобайкальской дороге – где-то прямо по шпалам, где-то рядом по насыпи, иногда даже тропинка появляется. Место, конечно, очень интересное – и Байкал, и сама дорога. Страшно даже подумать, сколько труда в нее вложено – на всем ее протяжении в скалах вырезана полка под рельсы, проложены десятки тоннелей разной длины и формы, а еще же есть мосты, галереи, стенки…
Тоннели Кругобайкалки
Раньше дорога была двух путной, но один путь разобрали и некоторые тоннели остались пустыми. Зато поставили новые столбы, которые сильно портят атмосферу старой дороги.
По тоннелям идти страшновато, особенно, когда не видно выхода из-за поворота. Если тоннель длинный, а они бывают чуть не по два километра, то идти по нему долго и за это время в голову успевает прийти много невеселых мыслей. Зато в тоннеле не капает с неба!
Дождь кончился только к середине следующего дня, но небо так и висело низкой серой пеленой почти до заката. Поэтому красивейший мыс Половинный, с самым длинным тоннелем мы фотографировали в сером пасмурном свете.
А место-то очень интересное, большой мыс глубоко уходит в Байкал, а в самом его основании пробит тоннель – совершенно прямой, но такой длинный, что выход из него выглядит маленьким светлы кругляшком.
Следом за самым длинным тоннелем сразу идет самый короткий. Нам сказали, что в нем надо загадывать желания. Прошлась я по тому тоннелю, но так и не придумала ничего – ну не фотоаппарат же новый просить у Тоннельного. Кодар пройден, новых планов пока нет и вообще какой-то вакуум в голове… Нельзя сказать, что ничего не хочется, нет хочется много чего – вон пообедать, например, но тут мы и без местных духов справимся.
Из очередного тоннеля нам на встречу выполз «Матаня» - самый настоящий, старый – маневровый тепловоз и пара вагончиков, а не тот автобус, который возил нас весной. На передней площадке тепловоза стояли туристы с фотоаппаратами, увидели нас, начали руками махать, улыбаться – приятно так.
Больших чудес больше не было, да и усталость уже брала свое (и не мудрено, уже по Кругобайкалке мы прошли около 50 км за два дня, а был же еще Кодар), поэтому просто быстренько дошли почти до самого Маритуя и встали там ждать «Матаню». Вообще интересное наблюдение, чем больше устаешь, и чем сильнее стираешь ноги, тем быстрее идешь – хочется же уже дойти и посидеть. Несмотря на усталость, сразу же иду купаться, раз солнце снова с нами. Пока купала не могла отделаться от чувства, что кто-то стоит рядом, поворачиваю голову – пень такой большой с остатками трех стволов. Неужто, сам Тоннельный зашел поздороваться?
Кто бы там ни был, но закат хороший он нам организовал – даже над Хамар-Дабаном поднялись облака и показали нам дальние хребты, до которых мы еще не добрались.
Немного поспали и встали среди ночи, чтобы идти на Матаню. Кто-то сказал, что Матаня – это такой поезд-призрак, которых ходит только по ночам и у него нет расписания. Так вот, расписание есть, только очень не удобное, а еще то что написано на табличках на станциях мало соответствует реальности, зато в интернете расписание правильное. Так что в четыре утра (чтоб заранее) мы пошли на станцию.
Чудесная ветреная ночь, ни души, темная станция, ждем поезд-призрак – это не фильм ужасов, это Кругобайкалка. Однако, Матаня пришел строго по расписанию, да еще и с кучей свободных мест. Так что мы с комфортом устроились на голых плацкартных полках и проспали до самой Слюдянки. Говорят, был удивительно красивый рассвет, но я позорно проспала все.
До нашего обратного поезда оставалось всего сорок минут. На вокзале Слюдянки все киоски с рыбой, позами и сувенирами еще закрыты. Мы немного порасстраивались, что опять остались без поз, но ничего не поделаешь. И тут наш Мабука вспомнил о нас, как всегда вовремя – поезд задержали на три часа, видимо, чтоб мы успели решить все свои дела здесь. В итоге, не только поели, но и купили магнитик с Кругобайкалкой.
Когда маршрут завершается, наступает какая-то пустота – хочется планировать новый, но все идеи кажутся мелкими и незначительными, можно думать о том, что будем делать, когда вернемся, но все это кажется пустой суетой… Не думается ни о маршруте на гору и пик Черского, ни о работе. Мы просто едем в поезде…
И да, мы сделали это – Кодар и Байкал – пройдено!
комментарии - 5
А вот как бы спланировать маршрут до и по Байкалу, не подскажете? Где что читать? А то давно собираюсь, и все как-то никак. А читаю заметки - слюнки текут. :-)
ОТВЕТИТЬНадежда Кузнецова, Nadyaka, по Байкалу информации много. Мне понравился вот этот сайт http://baikaler.ru/index.php и вот еще по Кругобайкалке http://www.krugobaikalka.ru
Вам что именно интересно на Байкале? Если по западному берегу, то я много чего могу подсказать. Если хочется посмотреть побольше, то хороший вариант приехать в Слюдянку, от туда по Кругобайкальской дороге пешком или на поезде (можно с экскурсией, а можно просто на Мотане проехать) доехать до Порт-Байкала. Если собираетесь летом, то там ходит кораблик "Ракета" от Иркутска через Порт-Байкал и остров Ольхон до Северобайкальска, если зимой, то там много машин ходит по льду, можно найти транспорт. На остров Ольхон съездить стоит, особенно зимой- там просто потрясающий лед! Летом тоже интересно - скалы, птицы, волны... Дальше летом можно просто прокатится на Ракете до Северобайкальска и посмотреть весь берег - очень интересно. Если ехать зимой по льду на машинах, то стоит еще остановится на мысе Котельниковском - там теплые источники. Из Северобайкальска стоит съездить на водопады и источники на Гоуджеките. Это я вам накидала такой более-менее "цивилизованый" маршрут. Если хочется поход по Байкалу, то надо по другому делать. Летом я бы пошла на Святой нос - это на противоположном берегу и я не знаю, как там все организовать, знаю только, что красиво, либо опять же по Кругобайкалке погулять, а зимой - от Ольхона на Север. Впринципе, есть еще идеи маршрутов - если интересно - пишите, я расскажу конкретнее. В общем, если вопросы какие-то будут возникать - пишите, попробую что-нибудь полезное посоветовать.
Надежда Кузнецова, Nadyaka, удачи!
ОТВЕТИТЬ
Байкал - настоящее чудо России, да что там России - мира! Уникальное место, стоящее чтобы там побывали. Надеюсь, у меня тоже когда-нибудь получится. А заметка, как всегда, прекрасная! Спасибо за нее!
ОТВЕТИТЬ