ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Проверенный аккаунт
  • Регистрация: 12.04.2012
  • Страны, города: 19 / 173
  • Путешествия: 5 531
  • Места и события: 818
  • Рейтинг: + 545 450
  • Репутация: + 257
  • Заметки: 100
  • Читательский охват: 4 854 435
  • Вопросы и советы: 5
  • Оценки и отзывы: 555
  • Друзья: 347
  • Фото: 8 737
630 рейтинг
21 Нравится
0 В избранном
6 комментариев
0 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Монастырь, тюрьма, музей… Часть 1.

Интересные места, Культура, Мифы, легенды, истории в Россия, Суздаль

Начало: http://www.rutraveller.ru/note?id=3667

Монастырь, тюрьма, музей… И это все о нем – пожалуй, о самом известном монастыре Суздаля - Спасо-Евфимиевом. Находится он в северной части Суздаля. Если въезжать в город со стороны Иваново (как мы), то невозможно пропустить его мощные крепостные стены,

которые иногда, по незнанию, принимают за кремлевские, ведь местный Кремль, наоборот, не может похвастаться серьезными защитными сооружениями (лишь у Рождественского собора есть небольшая символическая ограда).

Спасо-Евфимиев монастырь, первоначально называвшийся Спасо-Преображенским, был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем. Располагаясь за северной границей Суздаля на высоком  обрывистом берегу Каменки, он также предназначался для выполнения роли форпоста. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, но от первых построек ничего не осталось, так как они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия. Первый игумен монастыря - Евфимий - в начале XVI века был канонизирован, а его мощи признаны святыми и сохранены здесь в монастыре, в храме Спаса, построенном над местом его погребения.

В честь святого преподобного Евфимия Суздальского обитель и была переименована в Спасо-Евфимиев монастырь.

Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Например, примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха со Смоленской и Симеоновской церквями.

В этой слободе жили каменщики и прочий «работный люд».
Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Значительные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими.

16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.


В 1968 году монастырь стал музеем, сейчас он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Памятник Дмитрию Пожарскому на фоне главной башни монастыря - Проездной

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями. На фоне соседнего Покровского женского монастыря, который словно белая лебедушка присел у воды по соседству, 

Спасо-Евфимиев монастырь выглядит брутально, по-мужски (в общем-то, он и был мужской обителью). Каменные стены возведены в 1670-1680 годах вместо старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров. Сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены пониже, с южной стороны - наоборот, значительно выше, в стенах прорезаны бойницы.

Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной, имеют круглое сечение.

В Проездной башне высотой 22 метра, сложенной из красного кирпича, сделаны две проездные арки.

Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками…

Остальные башни имеют более простой декор. Несмотря на свою показную мощь, стены монастыря, на самом деле, никогда не выполняли оборонительной функции.

Пройдя через одну из арок Проездной башни, мы попадаем на монастырский двор.

Взгляд сразу упирается в Благовещенскую надвратную церковь, построенную на рубеже XVI-XVII веков в качестве святых ворот, но после возведения каменной ограды, оказавшуюся внутри монастырских стен.

В ней два арочных прохода: большой - под центральной частью, меньший - под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами.


А справа … настоящий огород! Ухоженный, радующий зеленью и яркими пятнами цветущих лекарственных растений, благодаря которым его называют Аптекарским.

За Благовещенской церковью небольшая площадь перед Спасо-Преображенским собором со  звонницей, Архимандритским корпусом и Успенской трапезной церковью.

Мы пришли как раз вовремя – к началу знаменитых местных звонов, при первых звуках которых шумная, разноголосая туристическая толпа притормозила, смолкла, заслушалась... Так и застыли все, пока мелодия колоколов не стихла,

лишь всполошившиеся ласточки метались над площадью между храмами и колокольней.

Я обожаю колокольную музыку и стараюсь не упускать возможности послушать ее лишний раз, как в Вологде, так и в других городах. Под ее воздействием весь организм как-то настраивается на правильный лад. Не зря же считают, что колокольные звоны обладают целебным действием. Стоит отметить, что в разных местах и звоны различны – двух одинаковых точно не сыскать. Так вологодские – возвышенные и жизнерадостные, в Ростове Великом – сложные музыкальные произведения, эхом разносящиеся над таинственным озером Неро, здесь же звоны торжественные, густые, стремящиеся к земле, завораживающие…
Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий - девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и красиво  декорированной трёхпролетной галереи звонов XVI-XVII веков.

Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем, имеющие необычный буквенный циферблат.

Монастырские колокола XVI века не сохранились, так как были отправлены на переплавку в 1930-е годы. В настоящее время на звоннице заново подобраны 17 колоколов, перезвон которых можно услышать пять раз в день.

Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507-1511 годах, а  в 1594 году превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора, является самым ранним каменным сооружением монастыря.

Сразу после постройки Спасо-Преображенский собор очень напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Возможно, для отличия в XVII веке его украсили наружной росписью. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского.

Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше - его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.

Главный храм монастыря монументален и строг.

Гордость собора - фрески XVI века с изображением жития игумена Евфимия,  открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных костромских мастеров XVII века Гурия Никитина и Силы Савина.

1/9

Этими росписями, а также игрой света и необыкновенной легкостью уносящихся ввысь, абсолютно не давящих сводов он напомнил мне наш вологодский Софийский собор.

Монастырская капелла исполнила для нас молитвенную песнь П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», попросив предварительно не фотографировать их. В отличие от некоторых особо непонятливых запрет я нарушать не стала. Голоса монахов, очень точно подобранные от высокого мальчишеского до бархатного низкого, сливались с бесподобной акустикой собора. Это хоровое многоголосие  -небесное, ангельское, гармоничное – оглушило, унесло из реальности… Лица монахов были такими благостными, а песнь настолько проникновенной, искренней, что имела абсолютно неожиданный  результат -  у меня градом хлынули слезы, а внутри вдруг появилась необыкновенная легкость…

Рядом с собором напротив звонницы находится Успенская трапезная церковь, сооружённая в конце XVI века.

Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой церквушки с тремя ярусами кокошников и изящной главкой, а с западной стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался просторный трапезный зал со сложной системой сводов.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает Архимандритский корпус, возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей, опирающейся на каменные столбы, которую в старину называли забавным словом – «гульбище».

С конца XVIII века здесь проживал архимандрит монастыря.


Похожее здание спряталось в густой листве напротив - Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский, и предназначавшийся для проживания монахов.

Главным его украшением являются оконные наличники с кокошниками.

Рядом с Братским корпусом находится беседка для уединения.

Дело в том, что в здешних монашеских кельях жили по несколько человек, вот и построили беседку для уединенных молитв. Кстати, у туристов она пользуется не меньшей популярностью, чем когда-то у монахов.

Пройдя дальше между собором и звонницей, мы задерживаемся у фамильного некрополя князей Пожарских и Хованских.

В 1642 году здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский - национальный герой России. В некрополе в XVII века была поставлена часовня-усыпальница, которую разрушили в 1933 году, отправив часть плит каррарского мрамора в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Мраморный склеп восстановлен лишь в 2009 году чуть поодаль от своего изначального места. Бронзовая дверь выполнена в мастерских Российской академии художеств, на главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя.

Спасенная мозаика  «Спас на троне» хранится в Спасо-Преображенском соборе  В углу мозаики есть подпись мастера - Хмелевский. Сама мозаика выполнена в итальянском стиле, так называемой Флорентийской смальты, но русским мастером. Образ Христа создан живо и создается полное ощущение присутствия. Мастера добивались в  изображении  такой высоты и искусности, что ощущается эффект трехмерного изображения образа. Кажется, Христос смотрит всем в глаза одновременно, и раскрытое Евангелие обращено ко всем: "Аз есмь Свет мира". Но если встать под другим углом, то вслед за вами как бы "поворачивается" не только взгляд Христа, но и все тело.

На месте прежней часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.

Продолжение следует…

ДОБАВЛЕНО 4 августа 2015 20:56

комментарии - 6

Tатьяна Бурлака Дубна, Турист
21:08 04.08.2015

Да,духовная музыка и звон колоколов-ЭТО...ВСЕОЧИЩАЮЩИЕ ЗВУКИ!!! СПАСИБО!!!

ОТВЕТИТЬ
Tatiana-N Вологда, Турист
21:45 04.08.2015

Tатьяна Бурлака, Tati2707, Точно, Танюша!

ОТВЕТИТЬ
Николай Москва, Турист
21:10 04.08.2015

Татьяна спасибо, очень интересно! С удовольствием прогулялся по знакомому месту. Колокольные звоны когда бывают? Я не попал в это время к сожалению. В следующий раз постараюсь быть вовремя и послушать, мне тоже колокола очень нравятся.

ОТВЕТИТЬ
Tatiana-N Вологда, Турист
21:50 04.08.2015

Николай, Orinoko73, Спасибо, Николай. Мы слушали в начале одиннадцатого утра. Тоже хочется вернуться, а то все как-то бегом...

ОТВЕТИТЬ
Николай Москва, Турист
00:09 05.08.2015

Tatiana-N, Tatiana-N, Хочется всегда успеть побольше... Но вообще Суздаль это не тот город, в который можно обойтись одним визитом. Два раза уже там побывал, и еще поеду, обязательно.

ОТВЕТИТЬ
Tatiana-N Вологда, Турист
05:52 06.08.2015

Николай, Orinoko73, думаю, мы тоже ещё вернёмся спокойно и обдуманно

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ