Все места

Подписка

Места Санкт-Петербурга

Государственный музей истории религии

Санкт-Петербург,  Россия  •   State Museum of the History of Religion  •   Музеи

Новость.Фотовыставка "ДОЛГИЙ ПУТЬ К АВВАКУМУ"

10 июня - 5 сентября

Пустозерск часто называют городом легендой. Основанный в самом конце XV века Пустозерск был важнейшим форпостом на северо-востоке страны, опорным пунктом освоения северного Урала. Но, пожалуй, наибольшую известность город приобрёл в связи с событиями церковной реформы конца XVII века. Пустозерск стал местом заточения подвижников и борцов за старую веру. 15 лет в земляных тюрьмах Пустозерска провели протопоп Аввакум и его соузники. В апреле 1682 года здесь же они закончили свой земной путь – были сожжены в срубах.
Сегодня Пустозерск невозможно отыскать на карте. Он исчез. В 1964 году вывезли последнюю избу, ушли последние жители. Не осталось ничего – осталась только память. Память о городе-призраке, память о месте упокоения страдальцев за древлеправославие.
Велико значение Аввакума для старообрядчества, однако деятельность его нельзя ограничивать только борьбой за старую веру. Аввакум – одна из ключевых фигур русской истории и русской культуры, выдающийся писатель, один из основоположников новой русской словесности и сохранять память о нём – долг каждого культурного человека.
И вот в наши дни произошло знаменательное и историческое событие – к 330-летию со дня гибели протопопа Аввакума и его соузников на месте исчезнувшего Пустозерска были установлены и освящены памятные часовни.
Осуществил великое дело, воплотил идею, руководил строительством Вальтер Вальтерович Фот – известный усть-цилёмский предприниматель и благотворитель, председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума.
Строительство часовен в Пустозерске оказалось великим делом не только в духовном плане. Организаторам и участникам пришлось проделать поистине титаническую работу по воплощению заветной идеи. Путь к Аввакуму оказался долгим и тяжёлым.
Заполярный Пустозерск, находящийся в тундре, никогда не имел строительного леса – его заготавливали много южнее – в верховьях реки Печоры, по реке же и сплавляли. Примерно то же самое пришлось повторить и в наши дни. Строительство двух часовен осуществлялось на верхней Печоре, в окрестностях знаменитого старообрядческого села Усть-Цильма.
В своё время в Усть-Цильму был направлен царский указ о строительстве срубов-тюрем для пустозерских сидельцев. Усть-цилёмы отказались выполнять указ под предлогом отсутствия опыта, хотя им и грозило за это наказание. Спустя три с половиной века их потомки принимают участие в сооружение других срубов для Пустозерска – памятных.
Из могучей лиственницы сложили два сруба – большую часовню и малую часовню-трапезную, дали им полгода отстоятся, после чего разобрали, и началась транспортировка на север. По просьбам экологов был выбран сухопутный путь. Причём преодолеть его оказалось возможным только по зимнику – по ледяной трассе, специально намороженной в бездорожье тундры. Для того чтобы перевезти часовню и трапезную потребовалось девять тяжеловозов. Груз на каждую машину достигал 20 тонн. Общее расстояние – почти 1300 километров сложнейшего пути. 27 апреля 2012 года в день памяти пустозерских мучеников срубы собрали и состоялось освящение часовен. Большая часовня, высотой 12 метров предназначается для поморских богослужений. Малая часовня (трапезная) открыта для староверов других согласий.
В августе того же года был организован крестный ход от староверческого поморского храма в Нарьян-Маре к пустозерским святыням. Основная нагрузка по организации крестного хода опять легла на В. В. Фота. Благодаря предоставленному речному кораблю «Никола Горный» большая группа паломников из Усть-Цильмы, а также гости из других городов и стран смогли принять участие в паломничестве и поклониться огнепальному протопопу Аввакуму. Более ста паломников 24-25 августа 2012 года прошли по тундре около 30 километров и совершили торжественный молебен памяти мучеников.
Значение торжеств 2012 года трудно переоценить. Впервые за сотни лет в Пустозерске прошёл столь представительный крестный ход, сопровождаемый громогласным церковным пением поморской традиции. Отныне святое для каждого старовера место отмечено часовнями. Они ждут каждого, кто готов совершить долгий путь к протопопу Аввакуму.
Данная фотовыставка лишь отчасти отражает историческое значение произошедших в 2012 году знаменательных событий. Автор фотоэкспозиции – Пашинин Максим Борисович – один из инициаторов и активных участников масштабных мероприятий 2012 года, главный редактор издательства «Третий Рим», и один из учредителей Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума. Большинство представленных на выставке работ сделаны именно им. Кроме того, использованы фотографии А. В. Афанасьева и Ю. И. Афанасьева.

4.38 Рейтинг места - совокупность оценок, проставленных путешественниками этому месту.
Музеи

4.38Музеи

4.33Культурная значимость

4.50Навигация

4.33Туристическая инфраструктура

4.33Загруженность

4.50Экскурсионное сопровождение

4.33Оригинальность

  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи:

 

 Заявка на подбор экскурсии

Общая информация

Государственный музей истории религии
 
 
руб.
 

Количество человек на экскурсии

 

Дополнительная информация

 
Отправить заявку Закрыть

 Поделитесь своими впечатлениями

Месяц
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Год
2024202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970
С кем был
ПаройС друзьямиС коллегами по работеС семьейВ одиночкуСемьей с маленькими детьмиСемьей с детьми

Вы можете рассказать об этом месте

Добавьте фотоОцените местоНапишите отзыв Задайте вопрос Оставьте совет
закрыть
Добавить отзыв