ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 01.09.2016
  • Страны, города: 20 / 261
  • Путешествия: 5 717
  • Места и события: 1 362
  • Рейтинг: + 714 494
  • Репутация: + 67
  • Заметки: 99
  • Читательский охват: 302 900
  • Вопросы и советы: 10
  • Оценки и отзывы: 2 729
  • Друзья: 71
  • Фото: 14 170
0 рейтинг
0 Нравится
0 В избранном
0 комментариев
5 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Белокаменные храмы

в Россия, Сергиев Посад

Ранним утром из Москвы отправились в Сергиев Посад с его главной достопримечательностью – Троице-Сергиевой Лаврой.

Этот крупнейший мужской монастырь с многовековой историей – символ русского православия. Датой основания обители считается 1337 г., когда на холме Маковец поселился Сергий Радонежский.
Монастырь очень быстро превратился в хорошо укрепленную крепость и стал играть заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси: принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал польско-литовским войскам в Смутное время, поддержал Петра I в противостоянии с царевной Софьей.

С именем Петра связывают Уточью башню. 

Названа она так в честь металлической уточки, установленной на ее шпиле. По преданию, стрельбой по этой уточке развлекался молодой Петр Первый во время своего нахождения в Сергиевом Посаде. Башня была сооружена в XVII в. Изначально она была построена с бойницами, но очень быстро потеряла свое оборонное значение. В середине XVIII в. ее приспособили под водонапорную вышку, что не лучшим образом сказалось на ее внешнем виде и состоянии. Соотношение пропорций между верхом и низом башни считается в архитектуре почти идеальным.

Архитектурный ансамбль Лавры – это комплекс разновременных и разных по стилю построек. Жизнь в Лавре никогда не замирала, здания постоянно перестраивались, фактически ни одно не сохранилось в своем первоначальном виде.

Главный вход в Лавру – Святые ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Башня над вратами называется Красная, построена в XVI в.,  фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен в 1807 г., сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. Внутри Святые ворота украшены фресковой росписью на темы жития преподобного Сергия. 

Церковь Рождества Иоанна Предтечи была сооружена в 1693-1699 гг. из кирпича на месте каменной Сергиевской церкви (1513 г.). 

Строился храм на деньги купца и мецената Г. Д. Строганова.   Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Декоративное убранство Надвратной церкви (1686-1692 гг.) перекликается с Трапезным храмом, также выстроенном в стиле московского барокко. 

Уникальность этого сооружения заключается в том, что огромное внутреннее пространство, площадью в 500 кв. м, перекрыто сводом без промежуточных опор. 

Самый древний памятник Лавры – Троицкий собор. 

Его поставили в 1422-1423 гг. на месте деревянного храма, возведенного над могилой Сергия Радонежского. Это одно из немногих уцелевших до наших дней сооружений раннемосковского белокаменного зодчества. Неповторимость и красота собора состоит в контрасте суровых гладких стен в купе с лаконичным декором в виде высеченных в камне орнаментов из повторяющихся мотивов крестов и цветов.
Внутри храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но, к сожалению, созданные ими фрески не сохранились до нашего времени. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. Андреем Рублевым и мастерами его круга. К сожалению, фотосъемка в храме запрещена.

Крупнейшее здание ансамбля Троице-Сергиевой лавры – Собор Успения Богородицы.

Это памятник взятию и присоединению Казани и Астрахани. Успенский собор, сооруженный по повелению Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559-1585 гг.  С конца XVII в. он становится усыпальницей московских митрополитов.

Слева от парадного входа собора находится усыпальница Годуновых (1782 г.). Сооружена над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Федора, тела которых были перенесены в Троицкий монастырь в 1606 г. Здесь же погребена дочь, царевна Ксения, в иночестве Ольга, умершая в 1622 г.

Еще один замечательный памятник – храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь).

Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей. Висевший «всеполошной» колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608-1610 гг. возвещал защитникам об опасности.

Монастырская колокольня строилась с 1741 по 1768 гг.

Ее высота составляет 88 м. Это на 6 м выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. (архитектор Д. В. Ухтомский). Здесь было уникальное собрание колоколов, в том числе и Царь-колокол, весом в 64 т. Заменивший его колокол весит 72 т (отлит в 2003 г.).

Во второй половине дня была поездка в село Веськово, расположенное на берегу Плещеева озера. Здесь находится Музей-усадьба «Ботик Петра I».
В 1692 г. Петр I заложил у села Веськово верфь, где строились ладьи потешной флотилии. Флотилия была спущена на воду 1 мая 1692 г.. Для этого торжества явилось сюда потешное войско, чтобы приветствовать рождение русского флота.
В 1803 г. здесь открылся первый провинциальный музей.

В специально построенном Ботном доме был установлен единственный уцелевший к тому времени корабль потешной флотилии – бот «Фортуна», а вокруг него якоря, рули и мачты с других кораблей. 

На территории усадьбы  со временем появились и другие здания.

Белый дворец заложен в 1853 г. как здание для приёмов, званых обедов, балов. Дворец строился на добровольные пожертвования. Чтобы дом не простаивал, переславские дворяне и купцы устраивали здесь «переславские ассамблеи».

По дороге в Переславль-Залесский заехали в Никольский женский монастырь. Монастырь был основан около 1350 г. В 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша монастырь был разорен вместе с городом. Восстановлен был в XV в., снова пострадал во время польско-литовского нашествия, возрожден в XVIII в. В 1923 г. монастырь был закрыт, собор и колокольня взорваны. Нынешнее возрождение монастыря связано с московским благотворителем В. И. Тырышкиным. Были построены Никольский собор

и звонница. 

Рядом с Никольским монастырем находился Борисоглебский песоцкий монастырь. Монастырь был упразднен в 1764 г. во исполнение указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель. Сохранилась только Смоленско-Корнилевская церковь (1691-1705 гг., архитектор Гаврило Севастьянянов). 

Интересно ее архитектурное решение: к трапезной пристроен келейный корпус, над которым возвышается колокольня. 

Последний пункт этого дня – Переславль-Залесский. Город основан в 1152 г. князем Юрием Долгоруким как Переяславль (с XV в произношение изменилось на Переславль). Главный памятник древнерусского белокаменного зодчества – Спасо-Преображенский собор, заложенный Юрием Долгоруким в год основания города, достроен при Андрее Боголюбском в 1157 г.

Собор – единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до наших дней почти в полной сохранности. Здесь были крещены многие переславские князья, в том числе Александр Невский, родившийся в Переяславле в 1221г.

В непосредственной близости от собора располагается еще несколько храмов. Церковь Александра Невского 

и Владимирский собор

были построены в 1740-е гг. на средства купца Филиппа Угрюмова. Оба храма относились к Богородицко-Сретенскому (Сретенско-Владимирскому Новодевичьему) монастырю, от которого сохранилась часть стены.

Вскоре после возведения новых храмов монастырь был упразднен по указу о секуляризации, а церкви сделали приходскими.

Еще один интересный храм – Церковь Петра митрополита (1584 г.), православная шатровая церковь, редкий памятник архитектуры XVI в. 

Церковь стоит на территории бывшего «государева двора», где, вероятно, останавливался митрополит Петр. Церковь была поставлена во имя одного из самых чтимых русских святых, Петра, митрополита Киевского и всея Руси (1308-1326), перенесшего по приглашению Ивана Калиты митрополичью кафедру из Владимира, где она находилась до того, в Москву.
Строительство этого храма некоторые исследователи связывают с последними годами жизни Ивана Грозного, который считал Петра Митрополита своим покровителем, и, вероятно, пожертвовал средства на его возведение. Также исследователи допускают  вероятность того, что Грозный хотел таким образом увековечить память своего убитого сына – царевича Ивана, поэтому и  шатровая форма была придана не случайно. На Руси именно шатровыми были большинство храмов-памятников: они были высокими и видными издалека.
Вечером еще остались силы прогуляться по городу. Подсветки памятников в городе почти нет, поэтому фото не делала. Исключение – эта Симеоновская церковь (1771 г.) с шатровой колокольней, построенная в стиле провинциального барокко.

ДОБАВЛЕНО 2 сентября 2016 15:26

комментарии - 0

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ