ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 20.06.2014
  • Страны, города: 21 / 104
  • Путешествия: 1 485
  • Места и события: 117
  • Рейтинг: + 119 338
  • Репутация: + 60
  • Заметки: 54
  • Читательский охват: 257 828
  • Вопросы и советы: 14
  • Оценки и отзывы: 431
  • Друзья: 74
  • Фото: 12 438
210 рейтинг
7 Нравится
1 В избранном
0 комментариев
43 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Римские каникулы: Маршрут 1 - Первое знакомство с вечным городом. Символы Рима.

Интересные места, Активный отдых, Отчет о путешествиях в Италия, Рим

Прилетели.

В Рим мы попали, можно сказать, случайно. Мы, конечно, хотели посетить вечный город, но в перспективе. Как-нибудь потом, когда получится. И вдруг оно получилось. Само собой, неожиданно. Просто попались на глаза дешевые билеты на самолет до Рима. Одна из местных чартерных компаний предлагала билеты по цене примерно 25 евро туда и обратно. Грех было не воспользоваться такой возможностью.

Посоветовавшись с друзьями, мы быстренько билеты купили. После этого стали усиленно чесать репу на предмет жилья. Дело в том, что билеты мы купили горящие, и у нас было недели две, примерно, чтобы найти что-то подходящее. Ехало нас три пары, а найти жилье на такую компанию дело не простое в принципе. Да еще в такие короткие сроки... Да еще в пасхальные каникулы...

Однако интернет и в этот раз не подвел. Засели за форумы и специальные сайты для поиска жилья и сняли, в конце концов, именно то, что хотели - трехкомнатную квартиру. Не так, чтобы слишком близко от центра, но автобусы и трамваи ходят. Остановка практически под домом. Чего еще желать?

Следующий важный момент - сбор информации о тех местах, которые мы хотим посетить. У наших друзей был стандартный путеводитель по Риму, где были, в том числе, прописаны и маршруты прогулок по городу с описанием достопримечательностей. Кроме того, мне удалось отыскать в сети прекрасный аудиогид по Риму под редакцией Людмилы Хаустовой: "Рим. Прогулки по вечному городу". В этом путеводителе по всему историческому центру города на карте указано 142 пункта, по каждому из которых имеется аудио сопровождение. Можно было останавливаться около практически любого понравившегося места, затем найти его на карте, после чего запустить соответствующий этому пункту аудиофайл и узнать что-то об этом соборе, или колонне, или памятнике... Очень удобно. Отдельными блоками там еще  лежала информация по римским форумам (10 файлов) и Собору Святого Петра (25 файлов). В общем, в Рим мы отправились во всеоружии.

Прилетали мы вечером в аэропорт Чампино. Обещалось, что от аэропорта мы легко доедем до вокзала Термини, откуда уже должны будем пересесть на автобус до снятой нами квартиры. Для этого, правда, нам посоветовали купить билеты на автобус от аэропорта до Термини и обратно еще в месте отлета, чтобы потом сэкономить время в Риме. Мы так и поступили. Предосторожность оказалась не лишней. Здание аэропорта Чампино не особо большое, а самолеты прилетают достаточно часто. Поток пассажиров, естественно, внушительный. Если по прилету еще стоять в очереди, чтобы купить билеты, то можно потерять уйму времени.

Автобусы до Термини отходят по расписанию, практически. Нужно, естественно делать ссылку на итальянский менталитет. Водитель, приехав на конечную, естественно не может сразу же ехать дальше. Он должен перекинуться парой слов с коллегами, выпить чашечку кофе... В Риме мы сталкивались с этим постоянно, так как ежедневно пересаживались у вокзала Трастевере, чтобы от него двигаться дальше, в центр.

По приезду к Термини стали искать автобус, на котором мы можем ехать дальше. С непривычки дело это гиблое. Указатели, как и найденное нами заранее описание того, как там и что, помогли мало. Вероятность выяснить что-то, имея в запасе только английский и немецкий языки, неуклонно стремится к нулю. Слава богу, что итальянцы, как и русские, разговаривают руками. В Италии это очень сильное подспорье.

Но не буду прибедняться, нам повезло. Мы столкнулись с юношей, говорившем по-русски, и он нам подсказал, куда нужно идти и что делать. К слову о везении, нам везло в Риме постоянно на протяжении всех четырех дней нашего там пребывания. Не было бесконечных очередей, которые нам пророчили на всех форумах, куда бы мы ни заходили, ни около Колизея, ни в Ватикане. А в транспорте нам постоянно попадались люди, говорящие либо по-русски, либо по-немецки.

Примерно часам к десяти вечера мы добрались до снятого жилья. Очень повезло, что наши друзья заранее исходили там все окрестности посредством Google Street View и знали наш дом "в лицо". Только благодаря этому мы смогли в последний момент выскочить на нужной нам остановке, а не поехали дальше, как нам советовал наш "гид".

Квартирка оказалось весьма приличной. Чисто, аккуратно. Не оказалось, правда, чайника. Но была большая кастрюля, в которой мы воду и кипятили. Обычно в подобные поездки мы всегда берем с собой электрический чайник, но минус чартерных рейсов в том, что с собой можно брать только ручную кладь. Нет, можно, конечно, и чемодан с вещами, но это стоит отдельных денег. А платить 20 евро в одну сторону за чемодан, в то время как полет в обе стороны стоит 25 евро - глупо. Ладно бы на две недели, летом, на море... Тогда можно и на чемодан разориться. А на четыре дня можно обойтись и минимумом вещей.

Собственно, в Риме нам предстояло находиться (не считая день прилета) три полных дня и на четвертый день после обеда мы должны были отправляться обратно из Термини в аэропорт. Но это только через три дня. А пока мы сели за карты и планы, и оставшуюся часть вечера посвятили разработке маршрутов. В принципе, нам было все равно в каком порядке осматривать город, так как все мы были тут впервые. Однако маршруты мы все же себе составили и следующие несколько дней старались их придерживаться, насколько это было возможно.

Маршрут 1: Первое знакомство с вечным городом. Символы Рима.

Наутро подъехали мы на общественном транспорте поближе к центру города и отправились пешком, куда глаза глядят. Первой на нашем пути попалась центральная Синагога. Внушительное здание с четырехугольным куполом сильно выделяется среди круглых христианских куполов. Купол этот виден задолго до того, как вам откроется само здание.


Солидное строение, нужно вам сказать. Походили вокруг, посмотрели там все, но внутрь не пошли. Денег они там за это хотели. Не помню уж сколько, но мы не настолько хотели туда попасть, чтобы за это деньги платить. Итак, было понятно, что ни Рафаэль, ни Микеланджело там ничего не расписывали.

Здание это было построено в 1904 году на месте бывшего еврейского гетто. Гетто на этом месте возникло еще в 1555 году согласно булле, изданной папой Павлом IV. Тогда же были введены отличительные знаки для обязательного ношения на одежде, принудительные работы и появился запрет на свободное передвижение. А впервые изолированное иудейское поселение возникло в Венеции на островке Джудекка, где были плавильные печи – джетто. Постепенно слово «джетто» превратилось в гетто. И лишь когда в 1870 г. Рим заняли войска Итальянского королевства, папы лишились светской власти, а королевский декрет упразднил все ограничения по религиозному признаку. Римские евреи стали равноправными гражданами Италии.

Это было лично для меня новостью. Даже и не предполагал, что и желтые шестиконечные звезды на одежде, и гетто - изобретения отнюдь ни века XX-го. Хотя, с другой стороны, черта оседлости в России - практически то же самое гетто и было. Может, разве, с чуть большими свободами. В пределах самого гетто.

Обогнув Синагогу, практически сразу вышли к тому, ради чего, собственно, в Рим и ехали - древние руины.

Нигде, наверное, нет такого количества живописных развалин на любой вкус, как в Италии. Создается даже впечатление, что основное занятие итальянцев во все века было живописно разваливать ранее построенное. Даже в Израиле такого не увидишь. Нет, там тоже всего боле, чем предостаточно, но в Израиле старина другая. Библейская, что ли. Там важнее место, на котором что-то происходило, чем то, что от этого "что-то" осталось. А в Италии старина осязаемая. Да оно и понятно, Авраам сотоварищи бог его знает, когда на святой земле куролесил, а тот же Юлий Цезарь в Риме буквально недавно правил. Относительно, конечно же.

Думаю, что в Греции тоже должно остаться что-то подобное. Но там я еще не был, так что ничего сказать не могу. Но, думаю, обязательно должно.

Итак, первые живописные руины, к которым мы вышли, отойдя несколько десятков метров от Синагоги, оказались Театром Марчелло. Очень они, то есть руины, на первый взгляд напоминали Колизей, как мы его себе представляли. Сооружение это чуть более древнее, чем всемирно известная арена. Построен Театр Марчелло был в 12 году до нашей эры, то есть, почти за 100 лет до Колизея. Задумайтесь над цифрами! Этому театру более 2000 лет! И, в то же время, вот он, стоит. Его можно потрогать, около его арок можно сфотографироваться. Потрясающее ощущение.

Кстати, он недаром похож на Колизей. Вернее, если быть точным, это Колизей похож на Театр Марчелло, который и послужил Веспасиану прототипом при строительстве его детища. Во время представлений в Театре Марчелло могло собираться до 11 тысяч зрителей. По тем временам, думаю, это была очень даже крутая концертная площадка.

От театра прямая дорога к Капитолийскому холму. Он уже и от театра хорошо виден, и по улице одноименной с Театром Марчелло идти всего-то минут десять. Это если ну о-о-очень не спеша идти. Две шикарные и совершенно разные лестницы тянутся вверх.

Левая ведет к Базилике Санта-Мария-ин-Арачели, а правая к Капитолийской площади, стоящим на ней музеям и дворцу Сенаторов. Мы, конечно, сразу же направились к правой, которую, кстати, спроектировал сам Микеланджело. Во-первых, она более пологая, а, во-вторых... Впрочем, и "во-первых" нам показалось вполне достаточно.

Сверху открывается шикарный вид на город. Эту фразу я повторю еще не раз, сразу предупреждаю, так как в Риме на какую возвышенность не поднимись - перед вами открывается потрясающий вид. И это еще с учетом того, что Капитолий - не самый высокий из всех семи холмов вечного города.

Вдоволь насладившись видом с вершины лестницы, мы отправились гулять по Капитолийской площади. К ней, опять же, приложил руку Микеланджело. Вообще, в Риме мы столкнулись с тем, что там буквально, куда ни плюнь - наткнешься или на Микеланджело, или на Рафаэля, или еще на кого-нибудь. Причем, в самых неожиданных местах. Заходя в небольшую невзрачную на вид церквушку, вы никогда не можете быть уверены, что стены ее не расписывал кто-то из великих мастеров. С нами так было не раз и не два.

Но Капитолийская площадь - не тот случай. О том, что ее проектировал Микеланджело, мы знали. Тем интереснее гулять по ней, осознавая это. В Капитолийские музеи была небольшая очередь, и пока кто-то один стоял там, все остальные по очереди обходили площадь в поисках интересного ракурса для съемки. Там, в этом плане, есть где развернуться. Статуя Марка Аврелия и двойная лестница дворца Сенаторов словно только для того и созданы.

В Капитолийских музеях мы увидели совершенно потрясающую коллекцию скульптур. Рассматривая представленные там работы, постоянно поражаешься мастерству, с которым древние скульпторы прорабатывали каждую, даже самую незначительную деталь. Наверное, поэтому и люди, и животные выглядят там словно живые. Только почему-то окаменевшие.

Около каждой фигуры хотелось стоять бесконечно долго, наслаждаясь совершенством линий и форм. Во дворе дворца Консерваторов сильное впечатление производят сохранившиеся остатки статуи Константина Великого.

Есть в музеях Капитолия и вполне достойная коллекция живописи, но мне отчего-то в первую очередь запомнились именно скульптуры.

Проходя мимо образчиков современного "искусства", которыми так любят сегодня украшать наши города, постоянно думаю: неужели все эти "творцы" никогда не слышали ни о Микеланджело, ни о Да Винчи. И какую же нужно иметь кашу в голове, чтобы клепать эти хреновины из кусков железа, да еще и восхищаться ими как высоким искусством. Нет, деградация - она в первую очередь в умах. А все остальное - это лишь следствие. И пусть мне хоть в сотый раз твердят, что, мол, автор таким образом это видит... Может быть, в таком случае, этого автора к окулисту сводить, пусть и насильно?.. Или психотерапевту?.. Не знаю даже. Или принудительно подобрать ему какой-нибудь другой, более безобидный вид деятельности для самовыражения. Пусть, например, сидит и из бумаги что-то там вырезает... Небольшое... Это так, мысли вслух.

Из окон Музея консерваторов можно хорошо разглядеть Римские Форумы, раскинувшиеся внизу, под холмом и спрятавшийся за ними Колизей. Мы туда сегодня еще дойдем. Но чуть позже. Если силы останутся. Вот тогда я о них и напишу. А пока мы можем лишь фотографироваться на фоне таких живописных развалин. Что также доставляет огромное удовольствие.

Естественно, обязательное место съемки для каждого уважающего себя туриста - статуя Капитолийской волчицы.

Не той, маленькой, что стоит на вершине колонны у левого угла дворца Сенаторов, а той, что находится в Капитолийском музее, в зале под огромным стеклянным куполом рядом с оригиналом статуи Марка Аврелия. Ах, да, я же не сказал, что на площади перед дворцом Сенаторов стоит ее копия, а оригинал находится тут, в здании Капитолийского музея.

Кстати, то, что статуя сохранилась до наших дней, а не была разрушена еще в древности ранними христианами, сметавшими на своем пути все языческое с неистовством религиозных фанатиков - чистая случайность. Просто ее в свое время ошибочно приняли за статую первого христианского императора Константина. И так бывает.

Если обогнуть здание дворца Консерваторов и повернуть направо, то можно увидеть красивую широкую лестницу. Если после осмотра музеев у вас остались еще силы, то по ней можно подняться к смотровой площадке. Если сил нет, то посидите прямо тут, на лестнице, и отдохните.

Но после этого все равно обязательно идите на смотровую площадку. Вы себе потом не простите, что упустили возможность посмотреть на Рим еще и с этой точки. Со смотровой площадки видны Римские форумы и Колизей за ними, а так же открывается прекрасный вид на Троянский форум. Ну и, конечно, за всем этим раскинувшийся куда глаза глядят Рим.

Насладившись видами города со смотровой площадки, мы отправились к следующему пункту нашего маршрута - Колизею. Римские форумы находятся ближе, как раз между Капитолийским холмом и Колизеем, но мы решили сначала посетить самую известную в мире арену, а уже потом не спеша побродить по форумам. На подходе к Колизею стоят во множестве итальянские граждане, переодетые римскими то ли воинами, то ли гладиаторами, сразу и не поймешь. С ними за определенную мзду можно сфотографироваться.

Как и было обещано, перед кассами в Колизей стояла весьма внушительная толпа, змеей извивающаяся у входа. Однако двигалась она весьма живо и уже минут через пятнадцать мы попали внутрь. Никаких двух часов стояния в очереди, к которым мы были готовы, не потребовалось, и слава богу. Кстати, покупая билеты, вы можете купить его только в Колизей, либо совместный, в который входит еще посещение Палатина и Римских форумов. Сегодня можно билеты в Колизей купить и через интернет, что так же избавит вас от длительного ожидания в очереди.

Сказать, что Колизей потрясает - это ничего не сказать. Особенно, если представить, что он собой представлял до того, как доблестные граждане Рима растащили его для своих нужд по камешку. То, что мы видим сегодня - лишь треть от прежних размеров.

Колизей первых своих зрителей принял в 80-м году. В те далекие времена он еще и Колизеем-то не назывался. Это имя - "colosseus" - прилипло к нему позже из-за огромной 35-ти метровой статуи Нерона, стоявшей у входа. Статуя со временем куда-то исчезла, от нее только цоколь остался перед входом, а вот название "Колизей" за амфитеатром укрепилось и дошло до наших дней.

А в далеком 80-м году Колизей назывался Театром Флавиев. Ведь именно император Веспасиан из рода Флавиев и его два сына: Тит и Домициан построили это сооружение. Веспасиан вообще очень много сделал для восстановления Рима, который после правления Нерона был изрядно потрепан. Единственное, в чем упрекали Веспасиана современники, так это в излишней скаредности. И хоть его скупость и была оправдана, так как после Нерона казна оставалась практически пустой, но введение все новых и новых видов налогов современникам нравилась, видимо, не особо. Так введенный Веспасианом налог на использование общественных уборных даже его сын Тит не одобрял. Именно тогда Веспасиан, получив первый доход с этого налога, сунул деньги под нос Титу и произнес сакральную фразу: "деньги не пахнут". Как бы то ни было, но именно бережливость Веспасиана позволила ему впоследствии восстановить Капитолий и возвести сооружение, которое мы сегодня знаем как Колизей.

Уже на подходе к Колизею осознаешь, какая это махина. Никакие фотографии или буклеты не передают того, что вы ощущаете на самом деле, находясь рядом с ним. Одно то, что к этим камням столь почтительного возраста можно прикоснуться, вызывает трепет. Если верить древним хронографам, то Колизей способен был вместить до 87000 зрителей. По современным подсчетам, правда, сооружение вряд ли способно было осилить более 50000, что тоже весьма неплохо. А может просто народ был раньше помельче, что, опять же, нельзя сбрасывать со счетов.

В Колизее свободно можно провести несколько часов, не спеша бродя по его галереям и коридорам. Люди на противоположной стороне амфитеатра выглядят маленькими черточками, настолько он огромен. Цифры мало о чем говорят. Когда ты читаешь, что по большой оси его размер составляет 187, а по малой 155 метров, это вроде бы понятно. Но реально осознать это можно только находясь внутри. Сам себя там ощущаешь букашкой.

Арена, частично прикрытая настилом, чтобы можно было представить уровень сцены, на которой все и происходило, скрывает под собой целую сеть галерей и различных помещений. В Колизее, кстати, проходили не только сражения гладиаторов. В дни больших празднеств там организовывались зрелищные морские сражения. Для этого с помощью системы акведуков арена заливалась водой, и туда пускались настоящие корабли. Понятное дело, что осадка у кораблей того времени была небольшой, но все равно, трудно представить, как такое огромное пространство можно было превратить пусть в небольшой и не глубокий, но водоем. Еще труднее представить себе, какая же должна была быть там система изоляции, чтобы вода оставалась на арене, а не уходила бы тут же не пойми куда.

Когда мы поняли, что пошли по галереям Колизея круг на пятый, решили все же двигаться дальше. Хоть и жалко было покидать Колизей, но нас ожидало в этот день еще много интересного.

Вход в Римские форумы и Палатин находятся в одном месте. Как в сказке: налево пойдешь - к Палатину придешь, направо пойдешь - на Римские форумы попадешь. Мы самое вкусное - форумы - решили оставить "на потом" и повернули налево.

Палатин - это центральный из семи главных римских холмов. Собственно, именно тут Рем с Ромулом город и основали. Вернее, они вместе искали место для будущего поселения, а начал строить город, дав ему свое имя, один Ромул. Он к тому времени уже прибил братца и видимо искал, чем бы еще заняться. Но считается, что оба брата основали Рим. Так или иначе, но именно с Палатина Рим и начинается.

Каким бы древним ни казался Колизей, но и он смотрится лишь юношей по сравнению с остатками строений на Палатине. Да и, шутка ли сказать, ведь первые дома там старше Колизея почти на тысячу лет, если верить археологам. Да и без археологов невооруженным глазом видно, что здания тут гораздо старше.

Жалко, что не очень много осталось от старых строений. Хотя, что это я говорю... Ведь 3000 лет прошло без малого! Слава богу, что хоть и это дошло до наших дней.

Многие патриции во времена республики имели на палатине свои владения. Даже некоторые императоры там отметились. Так Август имел на Палатине свой дом. А семейство Флавиев выстроило там целый комплекс пышных строений - Домус Флавия. Тиберий и Нерон так же в свое время жили тут.

Единственное, что нужно иметь всегда при себе, гуляя по Палатину, так это хорошее воображение. Без него вам ни за что не представить себе, что вон та кучка камней была когда-то дворцом Августа, а на месте этих жалких развалин стоял когда-то дом Нерона.

Пожалуй, лишь дворец Септимия Севера и Ипподром Домициана сохранились настолько, что и без особых усилий можно увидеть, что там и как было во времена расцвета. Да еще среди развалин можно то тут, то там разглядеть остатки кафельных плиток, которыми были выстланы дворцы и дома. Вот, пожалуй, и все.

Немного грустно становится от этого зрелища. Это место - словно памятник сиюминутности бытия. Ты можешь быть и успешен, и богат, и семи пядей во лбу, но останется после тебя, в лучшем случае, лишь горстка непонятных потомкам камней. И это от древних римлян, которые и строить умели на совесть, и чью яркую историю мы знаем куда лучше, чем свою собственную. А от нас, пожалуй, и горстки камней не останется.

Если отвлечься от грустных мыслей и посмотреть вокруг с высоты Палатинского холма, то сразу станет понятно, что все, в общем-то, не так уж и плохо. Что вот он - Рим. Никуда не делся, живет и здравствует. И плевать хотел на свой весьма почтенный возраст.

Вид с Палатин действительно открывается замечательный. Как на Рим, так и на Римский форум, лежащий внизу, точненько между Палатинским и Капитолийским холмами. Мы сейчас как раз туда и отправимся.

Хотя нет, еще погуляем по садам Фарнезе. В середине XVI века кардинал Алессандро Фарнезе купил участок на Палатинском холме и разбил там сад, который красивыми террасами спускался к Римскому форуму.

Часть сада была разрушена в XIX веке во время раскопок дворца Тиберия на Палатине, но некоторая его часть все же, к счастью, сохранилась. Очень приятное место для прогулок. Советую всем, кто попадет на Палатин. Мы попали как раз в разгар цветения, было очень красиво. А из небольшой мандариновой рощицы с деревьями, сплошь усыпанными спелыми мандаринами, уходить вообще не хотелось.

Спустившись с Палатинского холма, мы попали прямо к вожделенной цели - Римскому форуму. Форум - это, по сути, рыночная площадь. Именно такое предназначение и выполняло изначально это место. Постепенно оно обросло правительственными, дворцами и храмами. Форум служил площадкой для народных собраний. Так же тут располагалась и курия - место заседания сената. Иначе говоря, форум служил центром общественной жизни Рима.

Я не буду подробно описывать каждый камень на форуме, если кто-то захочет, то легко найдет огромное количество информации в сети. Остановлюсь лишь на нескольких из них, а еще на ощущениях. По сути, форум мало чем отличается от Палатина, те же остатки некогда величественных зданий.

Но, в то же время, если Палатин скорее удручает, то форум как раз наоборот. От него не веет безысходностью, мол, все там будем. Нет, по форуму гуляешь скорее, как по музею, где выставлены грандиозные работы древних мастеров. Многие камни знакомы, можно сказать, с детства. По их изображениям в учебнике истории мы изучали историю некогда великой цивилизации. И теперь, видя все это воочию и прикасаясь к этим камням, если и можно что-то испытывать, так только трепет.

Есть множество схем и карт, на которых указано, что и где прежде на форуме стояло. Вот эти несколько колонн, мол, были когда-то храмом, а эта груда камней - остатки такого-то дворца... Нет смысла тут повторяться. Кому действительно это интересно, тот найдет, где прочитать. Опять же, интернет всегда готов придти на помощь. Но несколько строений действительно впечатлили и довольно сильно.

Во-первых, это остатки Базилики Максенция-Константина. От базилики осталась лишь небольшая часть, но и то, что осталось, поражает своими размерами. Стоя под сохранившейся частью купола, ощущаешь себя муравьем. Именно в этой базилике стояла статуя Константина, остатки которой мы видели во дворе музея Консерваторов.

Кроме базилики понравились Храм Весты, небольшая часть которого стоит почти в самом центре форума. Рядом с храмом находился и дом весталок, но от него практически ничего не осталось кроме фундамента.

Быть весталкой в те далекие времена - удовольствие было еще то. Конечно, с одной стороны, "респект и уважуха", но, с другой стороны, обет безбрачия на тридцать лет - дело не шуточное. И с монашками более поздних времен сравнивать их не стоит. Те жили преимущественно в монастырях, что служило сильным подспорьем, дабы избежать различных соблазнов. Весталки же жили среди прочего люда. Они могли принимать участие в общественной и деловой жизни города, владели землей и домами. Так что, думаю, удержаться в то свободное во многих отношениях время делом было не легким. Тех же, кому целомудрие свое уберечь не удавалось, наказывали не по-детски. Считалось, что убить весталку - дело последнее. Потому их, дав с собой небольшое количество еды, не мудрствуя лукаво, живьем закапывали в землю, что формально убийством не считалось.

Три высокие колонны, возвышающиеся неподалеку от Храма Весты - все, что осталось от Храма Диоскуров - одному из старейших храмов на Римском форуме. Храм был построен в 484 году до н.э. и посвящался близнецам Кастору и Полидевку. Братья, как гласит предание, помогли римлянам одержать победу в бою с объединившимися против них латинянами и этрусками у Регильского озера. А еще у этих братьев была единоутробная сестра - Елена. Та самая, из-за которой началась Троянская война.

Ну и, конечно же, восемь величественных колонн из египетского гранита, которые когда-то были частью Храма Сатурна. Храм этот примерно ровесник Храма Диоскуров, 489 год до н.э. Он в свое время несколько раз горел и перестраивался. Последний раз, если верить надписи на фронтоне, в IV веке.

Храм Сатурна находится практически у подножия Капитолия. Он был последним, что мы видели на форуме. Силы наши были уже на исходе, и мы потянулись к выходу, хоть это было и не просто. Уходить ото всей этой красоты не хотелось совершенно.

Обратная дорога практически полностью повторяла путь, проделанный нами с утра. Выйдя с территории форума, мы пошли мимо Капитолийского холма, мимо Троянского форума и далее, прямо к Тибру.

Перейдя через реку по мосту Фабричо, мы добрались до нашей трамвайной остановки и отправились домой. Совершенно без сил, но с массой впечатлений.

Однако день наш на этом еще не закончился. Уже подъезжая к дому, мы решили, что неплохо бы откушать настоящей пиццы. Даром что ли мы в Италии? Как раз недалеко от нашего жилья и отыскалась подходящая пиццерия. Завалились мы в это заведение и начали шумно обсуждать, кто чего хочет. Подошел хозяин. Слово за слово - вы откуда - все как обычно. Мы сказали, что хотим попробовать настоящей итальянской пиццы, но не можем определиться. Тогда хозяин предложил, мол, сделает нам шесть различных пицц на свое усмотрение. Божился, что мы не пожалеем. Мы согласились. Вскоре принесли пиццы. Это было что-то особенное. Начну с того, что там не было ни одной тривиальной пиццы типа "салями" или чего-то подобного. Ничего похожего раньше есть не приходилось. Все было неожиданно и очень вкусно. Времени прошло порядком, и я уже точно не скажу, с чем там были пиццы. Запомнил лишь одну, понравившуюся больше всего. Это была пицца с грушей и трюфелями - пища богов.

На этой положительной ноте мы и отправились домой, чтобы успеть выспаться перед завтрашним днем. Завтра нас ожидал поход за очередной порцией достопримечательностей вечного города.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.


Римские каникулы: Маршрут 2 - Соборы, площади, фонтаны.

Римские каникулы: Маршрут 3 - Ватикан. Ночной Рим.

Римские каникулы: Маршрут 4 - Недалеко от Термини.

ДОБАВЛЕНО 18 мая 2015 01:26

комментарии - 0

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ