Таб на котором находимся сейчас
1 507 753 участников
Алексей Таразевич
Москва
Турист
Регистрация: 04.09.2012
Страны, города: 12 / 25
Путешествия: 244
Места и события: 19
Рейтинг: + 4 734
Репутация: + 26
Заметки: 4
Читательский охват: 28 470
Вопросы и советы: 3
Оценки и отзывы: 7
Друзья: 25
Фото: 171
Заметка

Сквозь время в вечность.

Интересные места, Культура в Россия, Москва; Сирия; Иран; Ирак

Ассрийская церковь в Москве http://assyrianchurch.ru/

2011 год. 

  Их империя была первой в истории и являлась устрашением для друзей и врагов. Они покорили Вавилон и западную Персию, Финикию и Палестину, восточную Турцию и Закавказье. Их геральдика и символика в основе многих государств прошлого и современности (включая Россию). Их язык- это фундамент почти всех семитских языков. На одном из его диалектов (арамейский) разговаривал Спаситель.
    Себя они называют «атураи». Мы их зовем ассирийцы. Они не утратили своей самобытности, многие их культурные особенности бережно сохранялись поколениями в сказках и преданиях, музыке и литературе, танцах (кочари- один из самых известных ассирийских свадебных танцев, всего существует порядка 30 его разновидностей)  а самое главное,- в религиозной культуре одной из самых древних христианских церквей. Народ, который выглядит одиноким топляком Христианства в бушующем море ислама на Ближнем Востоке. Мало кому известно, что 13 649 человек из этого любопытнейшего и самобытного этноса по переписи 2002 года являются  нашими согражданами (из них более половины  владеют родным языком)!
     Посла падения ассирийской империи в 605 году до н.э. многочисленные народы, населявшие ее, смешались с другими семитскими этносами, такими как арамеи и халдеи. Уже в I веке н.э. апостолы Фома и Фаддей крестили бывшую Ассирию, образовав древнейшую Ассирийскую церковь Востока. Именно она позволила этносу оставаться сплоченным под давление окружавших в те далекие времена племен, исповедовавших зороастризм, иудейство и, позднее, ислам. Во времена Средневековья, сирийские (ассирийские) ученые, философы, дипломаты считались одним из лучших на всем Ближнем Востоке, следы их деятельности находят от восточной Анатолии до Монголии и Индии, куда именно ассирийские миссионеры первыми донесли проповедь Евангелия, за 1000 лет до того, как это успели сделать миссионеры из Европы. Во время завоевательных походов Тамерлана уцелела лишь маленькая группа населения, которая нашла укрытие в труднодоступных горных районах Курдистана (современное пересечение турецкой, иранской и армянской границ). На протяжении почти 250 лет (середина XVI века- начало XIX) население страдало от постоянного притеснения и жестоких погромов со стороны персов и турок-османов.
      Надо сказать то, что многие ассирийцы из Урмии проникали на Кавказ и в Россию еще в конце XVIII и в начале XIX веков, поселились они здесь впервые после русско-персидской войны 1828 г., когда Русская армия в своем продвижении достигла Урмийской области в Персидском Азербайджане. Христиане этого региона (армяне и несториане-ассирийцы) по договору с Персией могли переселиться на присоединенные к России территории. Таким образом, в 30-е гг. XIX века в Закавказье (Армении) возникли первые ассирийские селения.    
    Трагедия начала XX века, когда на раскаленном нагорье северного Ирана, планомерно и жестко с одной (турецкой) и другой (персидской) стороны уничтожался древний носитель ближневосточного христианства, оставила чудовищный след  в ассирийской памяти.  В течении Первой мировой войны, с 1914 по 1918 погибло до 750 тысяч ассирийцев Османской империи, однако, давайте расставим все по порядку. В конце 1914 г., при наступлении турок на Урмию (Иран), город был оставлен русскими войсками и толпы беженцев (урмийцев, салмасцев и тергяварцев из Ирана) хлынули к границе и с немалыми потерями перешли в Россию. Там им было уделено существенное внимание со стороны Беженских комитетов и они были размещены в ассирийских и других селениях этих губерний. Весной-летом 1915 г. значительная часть их возвратилась в освобожденную от турок Урмию, а остальные рассеялись, но Закавказью и Северному Кавказу - Осенью 1915 г- в Урмию, отступая под натиском турецких армий и спасаясь от полного истребления, перешли из Турции десятки тысяч ассирийцев-горцев Хаккяри во главе с патриархом Мар-Шимуном и духовенством. В течение 1916-18 гг. русские военные власти в Персии из ассирийцев-горцев и урмийцев сформировали национальные дружины ("Ассирийские батальоны") во главе с русскими офицерами-инструкторами, в том числе русско-подданными ассирийцами, снятыми для этого с других фронтов войны. Возглавлял эти отряды прославленный ассирийский военный Элия Ага Петрос, тем не менее его недолюбливал патриарх Мар-Шимун, не желавший ни с кем делить роль лидера ассирийцев. Эти подразделения доблестно сражались с курдами и турками, нанося им значительный урон. 1918 год- самый страшный этап ассирийской трагедии, когда, из-за развала русского кавказского фронта в следствии  политики большевиков, турки хлынули в Закавказье и в Персидский Азербайджан. В июле 1918 г. все христиане были вынуждены покинуть Урмию и двигаться по направлению к Хамадану (западный Иран), надеясь найти убежище у англичан. Продираясь сквозь враждебные земли, многие в этом исходе погибли от постоянных стычек с персами, нападений банд местных разбойников и эпидемии тифа, а остатки (около 50 тыс.) были выведены англичанами в Ирак (Бакуба, Мосул, Багдад), где местные британские власти создали из ассирийских беженцев элитный боевой отряд «Лима», ставший охраной государственных учреждений и нефтепромыслов британского Ирана и Ирака. Именно это соединение помогло англичанам в 1941 году не допустить к власти местных радикалов, подстрекаемых нацистскими агентами в Ираке. Но вернемся к «русским» ассирийцам…
     Часть из них, бывших подданных России вернулась на Кавказ после окончания Первой мировой войны. Большинство ассирийцев-горцев в начале 20-х годов жили в городах Северного Кавказа: Ростове, Таганроге, Новочеркасске, Екатеринодаре, Армавире, Майкопе, Лабинске, Владикавказе, Новороссийске, Мариуполе, казачьих станицах, оттуда они постепенно с начала 20-х гг. стали переселяться в центральную часть СССР. В городах они занимались главным образом кустарничеством, мелкой торговлей. В течение 20-х гг. многие ассирийцы обзавелись персидскими и турецкими паспортами, что давало им право выезжать из страны. В середине 20-х гг. такое еще позволялось. Так, в 1927 г. в Россию приехала значительная группа ассирийцев-горцев из Ирака (морем, через Бейрут) и расселилась по городам. Численность ассирийцев в Советской России на середину 1920-х годов можно предположительно обозначить в 35-40 тысяч человек, в том числе в Закавказье - 15-20 тыс., а остальные - на Северном Кавказе, Украине и в России. С конца 20-ых гг. (окончание НЭПа) начинается постоянный отток ассирийцев с персидским и турецким гражданством из Советского Союза в Иран. В период с 1928 по 1939 гг. выехало, по-видимому, не менее 10-12 тысяч человек со всех краев и областей Советского Союза. Надежда на то, что на новой Родине жизнь будет куда более спокойной и счастливой чем в оттоманской Турции и Персии, не оправдались. Сразу после окончания Второй мировой войны, уже в 1949 году ассирийский народ был признан советской властью как «преступный» и выслан в Сибирь (в район Нарыма), что явилось вторым сильнейшим ударом за 50 лет.
     «Все течет, все изменяется». Так и сегодня, когда многие раны зарубцевались, страшные события прошлого постепенно отодвигаются насущными проблемами настоящего, ассирийцы устремлены своими мыслями в будущее. Поворотным моментом стала начавшаяся перестройка в Советском союзе и пришедшие вместе с ней послабления власти в отношении религиозных групп разной направленности. Уже в 1992 году была создана, а в 1993 году официально зарегистрирована московская община Святой Соборной Апостольской Ассирийской Церкви Востока, после чего появилась возможность для приглашения священнослужителей из-за рубежа (в частности, Каши Хамиса, ныне епископа Нохадры (Дохука) в Северном Ираке Мар Исхака, ответственного сейчас за приходы Ассирийской Церкви в странах СНГ). Огромная поддержка Русской Православной церкви возрождению духовной жизни Ассирийской Церкви выразилась в предоставлении ассирийской общине возможности проведения богослужений в одном из московских храмов. В течение трех лет, силами церковной общины, в Москве был построен собственный храм во имя Пресвятой Девы Марии (Мат Марьям), который был освящен 28 сентября 1998 года Его Святейшеством патриархом Мар Дынха IV. В настоящее время в этом храме регулярно проводятся церковные службы на родном, ассирийском, языке, Московская община поддерживает тесные связи с ассирийскими общинами, зарегистрированными в Ростове-на-Дону и Краснодаре (на сегодняшний день самое большое количество проживает в Краснодарском крае, Ростовской области и в Москве).
   Тем не менее, восстановление нормальной жизни для ассирийского народа в России и большей части стан СНГ не говорит о том же самом на их исторической родине,- странах Ближнего востока. Современная, мягко говоря, «сложная» обстановка в Ираке и Иране постоянно держит местное христианское население (а в это в значительной части своей население ассирийское) в напряжении. Особенно это сильно чувствуется в Ираке. Местные ассирийцы-христиане говорят, что необдуманные заявления политиков и общественных деятелей разного толка в мире относительно исламизма в особенности и ислама в частности так сильно не вредят никому как христианскому населению Ближнего востока, потому что вся агрессия, которая ищет выходы у оскобленных этими высказывании находит самый элементарный выход в лучшем случае погромах христиан-соотечественников, а в худшем… сами знает что. Именно из-за этого отток населения из этих стран,- это в первую очередь отток именно христианского, ассирийского населения, ищущего укрытия и находящего его в Европе, Австралии и США. Сегодня американская диаспора вторая по численности в мире (после иракской).
    Когда ты листаешь страницы Интернета с зарисовками с различных встреч, концертов, выставок,  праздничных вечеров и других подобных мероприятий, тебя не покидает необъяснимое чувство того, что все это нереально, что все это бутафория и ненастоящее, что все эти люди, которых ты видишь на фото - лишь хотят себя видеть теми, кем себя называют. Но в какой-то момент ты осознаешь, что для этих людей нету ничего важнее и священнее в мире, чем собственная древняя вера, чувство единства и сплоченности между собой, родной язык и понимание, что никто кроме них не передаст следующим поколения то, что сумели накопить и сохранить все предыдущие, прошедшие через страшное горнило истории. Это и называется подлинной национальной идентичностью. Кто-то ехидно улыбнется: « Как такое может быть?! Неужели этот народ сохранился до наших дней, а не сгинул в водовороте истории за 3000 лет?», и будет не прав. Они выжили, и будут жить до скончания времен, не смотря ни на какие новые испытания!

Вместо эпилога:

АССИРИЙЦЫ

Потомки древнего и гордого народа,
Веков предания до сей поры храня,
Мы в праздник, 1 апреля, ежегодно,
Встречаемся как встарь - единая семья…
Здесь шумно и светло и многолюдно:
И всех сближает оживленный разговор,
В многоголосье разобраться трудно,
Дурманят музыка и радость, и задор…
И хочется, чтоб было также в жизни,
Как в танце, где рука сливается с рукой,
В невзгодах ощутить поддержку ближних,
Познать тепло родства и обрести покой…
Есть шанс единственный для нас, чтоб устоять,
И так нас мало на земле – всего лишь горсть,
И время подошло, чтоб главное понять:
В небытие нас путь ведет, когда мы врозь…            Элла Бит-Катча (Саркисова)

Добавлено 12 октября 2012 21:38
0 Комментарии
100 Просмотры
3 Нравится
0 В избранном

Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий

Включена русская раскладка
Я забыл пароль
Регистрация