ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Профи
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 21.07.2014
  • Страны, города: 25 / 47
  • Путешествия: 72
  • Места и события: 0
  • Рейтинг: + 19 596
  • Репутация: + 45
  • Заметки: 20
  • Читательский охват: 32 109
  • Вопросы и советы: 0
  • Оценки и отзывы: 0
  • Друзья: 151
  • Фото: 4 220
300 рейтинг
10 Нравится
0 В избранном
0 комментариев
184 Просмотры
пожаловаться
поделиться

ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ: о чем судачат актеры и молчат старые театры?

Интересные места, Культура, Мифы, легенды, истории в Россия, Москва; США, Пенсильвания; Великобритания, Лондон; Италия; Франция, Париж; Чехия, Прага; Румыния

- Человек имеет право выпить немного портвейна рядом со своим собственным пожаром! – слова, которые городские легенды приписывают Шеридану, автору «Дуэньи» и «Школы злословия», хладнокровно заказавшему стаканчик, пока горел его театр, лондонский «Друри-лейн». Как отреагировал на пожар серый призрак, обосновавшийся в том же театре за полторы сотни лет до Шеридана, неизвестно.

По-крайней мере, прозрачный мужчина в треуголке и при шпаге, по словам старожил, никуда не делся, и до сих пор, случается, приветствует актеров и служащих, которые засиживаются в Королевском театре допоздна. Говорят, еще на заре «Друри-лейн» похожий человек настырно преследовал одну из актрис. В потасовке поклонника убили, а труп быстренько замуровали в стену.

Скелет со старинным кинжалом между ребер обнаружили только во время капитального ремонта театрального здания, в Викторианскую эпоху.

Городские предания возникают из коктейля исторических событий, слухов и сплетен, приправленных местным фольклором. Каждое поселение, от маленькой деревеньки до мегаполиса, обрастает собственными историями, жуткими или забавными, но всегда захватывающими и придающими месту неповторимый колорит, такой притягательный для нас, путешественников!

Кто не слышал о Кровавой Мэри из Пенсильвании или из Англии, о лондонском кошмаре - Джеке Потрошителе, о вампирах Нового Орлеана или князе Дракуле из Валахии? А помните страшные истории пионерского детства: Красная Рука, Гроб на Колесиках, Желтые Перчатки, Зеленое Пианино? Ни одна поездка в летний лагерь не обходилась без вызова Пиковой Дамы, а то и духа Пушкина, который, по словам знатоков, «беспардонно ругается».

Нет, серьезно. Городские легенды уже делятся на жанры.

Зачастую их задача не испугать, а поведать о любопытнейших событиях. Городские рассказы - познавательные истории и притчи, способные превратить прогулку даже по знакомому городу в приключение. Чтобы заинтриговать и подтолкнуть пытливых путешественников к новым открытиям, мы придумали сообщество «Городские легенды». А для этой статьи подобрали три истории, в которых главные действующие лица принадлежат миру театра - по-своему таинственному, иногда полному суеверий, но во все века притягательному.

В старину нередко случалось, что искусных актеров и циркачей принимали за колдунов. Иногда они от этого выигрывали, но частенько страдали. Горожане могли не жаловать трубадуров, но совладать с тягой к зрелищам, насыщенным страстями и эмоциями, красками и движением, было выше их сил.

ПРАГА: лицедей-волшебник, четыре зверя и янтарная маска

Легенды рассказывают, что в XVI веке наведывался в Прагу бродячий актер-чародей по имени Янек. Лицедей играл на флейте, а его дрессированные животные – козел, свинья, пес и петух – так залихватски пританцовывали в такт, что однажды заставили плясать вместе с собой всех зрителей на площади.

Говорили, что Янеку помогает заколдованная маска, вырезанная из целого куска янтаря. Будто он способен погружать людей в сон, а потом будить, по своему желанию, а еще так влиять на поведение стражников, придворных и чиновников, что им не приходит в голову мешать его представлениям. Вполне вероятно, что актер был талантливым гипнотизером, но не только.

Как-то раз по воле Янека у всех мздоимцев Праги, которые притесняли странствующих актеров, руки окрасились в несмываемый синий цвет. А потом мистическим образом пострадал королевский шут, который плел интриги против артистов.

На негодяя неожиданно напал черный козел, и таскал по Праге день напролет на своих рогах.

Слухи, связанные с Янеком, фантастические и правдивые, на несколько столетий сделали его покровителем бродячих комедиантов. Считалось, что после ухода Янека из Праги, в городе остались его животные, и если исполнить тайный ритуал, от стены на Угольном рынке отделятся тени козла, свиньи, пса и петуха, и не поздоровится тому, кто обижает артистов.

Янтарная маска Янека – еще одна загадка. Споры о ее существовании ведутся со Средних веков. Ходят предания, что маска приносит творческий успех, отваживает завистников и защищает своего владельца от всех бед. Обладать янтарным сокровищем жаждали не только служители Мельпомены, но и придворные, студенты, торговцы, ювелиры и даже французский король, говорят, пытался добыть маску для своей любовницы-актрисы. Тщетно.

Янтарная маска появлялась и исчезала. Ее подделки приводили к убийствам и самоубийствам. По одной из легенд, маска спрятана в Праге, возможно, на Златой улочке. По другой версии, ее увезли в Вену.

Многие истории о янтарной маске сопровождаются исчезновениями людей.

В начале ХХ века в Праге гастролировал австрийский цирк-шапито. Во время одного из представлений под куполом цирка необъяснимым образом пропал канатоходец. Рассказывают, что он увлекался древней магией, а на свой последний номер вышел в странной сияющей желтой маске.

Любопытно прослеживать связи между людьми и событиями из разных стран и эпох. В театральной среде такие связующие моменты особенно заметны. Например, нынешний владелец театра «Друри-лейн», мелькнувшего в нашем предисловии, не кто иной, как композитор Эндрю Ллойд Уэббер. Персонаж его мюзикла по роману Гастона Леру – действующее лицо следующей городской легенды.

ПАРИЖ: театр, похожий на баню, подземное озеро и призрак-театрал

Премьера в парижской «Гранд-Опера», или, по фамилии ее создателя, в «Опере Гарнье» - повод купить новое изящное, но строгое вечернее платье. Обычаи блестящих премьер продолжают соблюдаться в главном театре Франции, как и правило, которое запрещает сдавать  ложу №5 первого яруса кому бы то ни было. Говорят, что пункт с таким содержанием прописан в официальном контракте директора «Гранд-Опера».

Разумеется, несколько раз правило нарушали, и всегда – с самыми пагубными последствиями.

Потому что ложа №5 на веки вечные зарезервирована за Призраком театра.

В течение ста с лишним лет привидение подтверждает пристрастие к хорошим постановкам и систематически появляется на своем месте, чуть позже после начала спектакля. К этому времени публика обычно поглощена тем, что происходит на сцене, и не замечает появления необычного зрителя.

Тем, кто захочет проверить, сколько в этой легенде от рекламного трюка, рекомендуем попытаться забронировать билет в пресловутую ложу. Честно признаемся, у нас не получилось. Место занято – даже на спектаклях, которые будут идти через несколько месяцев. Похоже, «Гранд-Опера» решила подыграть городской легенде. Самым дерзким и целеустремленным остается лишь поехать в Париж, явиться на представление и лично проверить, что же происходит в ложе №5. Почему бы нет, как говорят французы?

- Вопиющая безвкусица! – возмущалась императрица Евгения, когда изучала проект стройки «Гранд-Опера». – В этом нет никакого стиля!
- Это стиль Наполеона Третьего, мадам! – нашелся архитектор Шарль Гарнье, и возражения приутихли. Правда, через 15 лет Клод Дебюсси с удовольствием прокомментировал: «Здание выглядит как вокзал, но если вы попадете внутрь, то скорее спутаете его с турецкой баней».

Помпезный и эклектичный, с несуразным сочетанием стилей, обилием деталей из «разных опер», - вопреки всему театр Гарнье ухитряется производить гармоничное и монументальное впечатление. Главный архитектурный курьез в том, что на площади в 11 тысяч квадратных метров спроектированы просторные кабинеты для администрации, огромные репетиционные залы, гигантская сцена, фойе и роскошная парадная лестница, но зрительный вмещает не более 2-х тысяч человек.

Дополнительные слухи и домыслы о театре порождают его многочисленные тайные коридоры, двойные стены и подвальные лабиринты.

В «Гранд-Опера», как и в романе о Призраке Оперы, есть настоящее подземное озеро.

Водный резервуар на минус втором этаже раньше служил для пожарных нужд и приводил в действие машинерию под сценой. Теперь его сохраняют ради уникальной акустики, которую озеро создает для зрительного зала. Тех, кто мечтает покататься по подземному водоему на лодке, как Призрак в кино, спешим предупредить: вероятны затруднения из-за слишком низких потолков.

Существует ли Ангел Музыки или нет, доподлинно неизвестно. Однако талантливый актер по имени Эрик, с врожденным дефектом лица, действительно существовал. Он не решался играть на публике, но много репетировал в подвалах «Гранд-Опера». Легенды рассказывают: когда Эрик влюбился в красивую танцовщицу, она поначалу согласилась остаться с ним в подземелье. Но не смогла жить без солнечного света и ушла. После этого Эрик отказался от еды и воды и замуровал себя в одном из подвалов.

В духов и призраков театрального подземелья верил сам Шарль Гарнье. Именно от него Гастон Леру узнавал фактические подробности и легенды для сюжета своего романа. Включая эпизод, когда, по невыясненным причинам, оборвался канат с противовесом, и на публику упала многотонная люстра. Несчастье случилось на спектакле «Фауст», сразу после слов Маргариты: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» Не исключено, что в тот день кто-то неосмотрительно продал билет в ложу №5. Как вы думаете?

Старинные городские легенды не упускают возможности принять форму волшебной притчи. Кажется, героям нашей третьей истории пригодилась бы защита их коллеги и чародея Янека из Праги. Если бы они только знали, что их ждет, когда постучались в ворота гостеприимного тосканского города! Но, может быть, хилый старичок на осле да двое детишек и сами способны за себя постоять?

САН-ДЖИМИНЬЯНО: сказка о талантах и поклонниках

Маленькая девочка подпрыгивала на канате так высоко, что жители Сан-Джиминьяно теряли шляпы, наблюдая за ней. Мальчишка крутил тройное сальто и играючи разгибал подковы. У него были лохматые желтые волосы и яркий озорной взгляд. Девочка отличалась невероятной гибкостью и заплетала волосы в черную блестящую косичку. Старик весело играл на жиронде, старинной шарманке. 

Самые замысловатые трюки дети выполняли легко и с таким удовольствием, что их радость и азарт передавались зрителям.

Горожане не хотели отпускать талантливых циркачей и уговаривали остаться. Каждый день публика приносила деньги и еду, а бродячий театр с благодарностью давал новое представление. В коронном номере девочка жонглировала десятью зажженными факелами, а мальчик держал ее на своих плечах.

- Как удалось тебе обучить детей диковинным трюкам? – спрашивал старика подеста, глава города.

- Мальчика я купил в Пенджабе, а девочка отбилась от китайского каравана. Я ничему не учил их и просто благодарен за то, что они кормят меня, старого менестреля, и составляют компанию в бесконечных странствиях.

И настало время прощаться. Бродячих артистов звала дорога, новые площади и города. Каждый житель Сан-Джиминьяно лил слезы, потому что все успели привязаться к добрым и обаятельным лицедеям. Тогда подеста предпринял последнюю попытку: он посулил старику столько денег за маленьких артистов, что можно было построить дворец и жить безбедно до конца дней.

- Дети не продаются, - ответил менестрель. – Они могут в любой момент улететь и убежать, куда захотят. Запрешь их – и лишишь дара. Только на свободе расцветает их талант и способность приносить счастье другим.

Что случается в подобной ситуации в драматических историях? Вы правильно догадались: подеста похитил детей, но старика схватить не удалось, он как будто исчез. Да кому он был нужен? Детей старались задобрить подарками и одеждой, а они пытались сбежать. Девочка карабкалась по крепостной стене, а мальчик разгибал прутья решеток. Они не желали выступать, не разговаривали, не ели и только рычали и огрызались на своих тюремщиков.

Через некоторое время подеста заглянул в башню, где держали пленников.

Вместо детей он обнаружил двух огромных изможденных чудовищ.

Одно было желтым зверем с косматой гривой и острыми когтями, а другое – черной чешуйчатой тварью с раздвоенным языком. Их вой и шипение стали слышны горожанам, и скоро каждый в Сан-Джиминьяно узнал, что вместо веселых маленьких циркачей в крепости спрятаны сатанинские чудища.

На городской площади собрали дрова для большого костра и водрузили ни них клетку с монстрами. Два зверя скулили, пытаясь уклониться от летящих в них камней и копий. Они смотрели на толпу, которая ими раньше восхищалась, любила и ласкала, а теперь собиралась убить. Люди с пылающими факелами уже подступили к клетке, когда послышалась музыка.

Жиронда звучала так светло и легко, мелодия была такой радостной, а главное, хорошо знакомой всем на площади, что палачи остановились.

Чудовища с каждым звуком оживали. Одним ударом лапы косматый зверь расколол клетку надвое и издал громоподобный рык, а второй расправил черные крылья, взмыл над Сан-Джиминьяно и выпустил из пасти столб пламени. Горожане в панике разбегались, но многие погибали от огня, зубов и когтей. 

К вечеру город погрузился в мертвую тишину. Лишь один старый шарманщик видел, как, взмахивая крыльями, улетал прочь от Сан-Джиминьяно переливающийся в закатных лучах дракон, унося на своей спине желтого гривастого льва.

Драматическая притча о любви, жестокости и суровой справедливости. Из чего только не сотканы городские легенды! Мы находим в них мудрость и волшебство, слезы и счастье. Конечно, не обходится без мистики и приукрашенной исторической хроники. Какой город не держит собственных привидений? Какой театр откажется от своих легенд?

Поговаривают пожары, от которых много раз страдал Большой театр в Москве, возникают из-за призрака преступника. Злодея, травившего людей во время эпидемии чумы, убили и бросили в болото на месте будущего столичного театра.

Рекомендуется хватать огнетушитель, если в подвалах Большого заметите фигуру в черном плаще с надвинутым на лицо капюшоном.

А в Лондоне популярна история о том, как Королевскую Оперу в Ковент-Гардене долгие годы снабжала электроэнергией немецкая подводная лодка. Дизельный двигатель, который держали в театре «на всякий случай», оказывается, сняли с трофейной субмарины Первой мировой войны. Сей факт обнаружили только в 90-х годах ХХ века.

За городскими легендами одни отправляются в дальние страны, другие находят тайны и постигают секреты своих родных городов. Мир по-прежнему полон загадок, особенно если соединять географию с историей и культурными «белыми пятнами». Мы считаем, что каждая городская легенда обладает потенциалом большого интересного путешествия. Давайте открывать эти возможности вместе!

ДОБАВЛЕНО 31 июля 2014 18:00

комментарии - 0

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ