- Путешествия: 1 466
- Рейтинг: + 116 123
- Репутация: + 147
- Читательский охват: 208 344
« - ТРИ ВИТКА ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, ЗА УШКО И В ГУБКИ!»
ШКОТЫ, ФЕНДЕРЫ И ЭТОТ СЛАДКИЙ ЗВУК ГАЛЬЮНА
Шкипер проводит первый инструктаж с отточенными солеными ветрами прибаутками, а мы ржем, но на ус мотаем.
- Попробую? – Борис, свеженазначенный старпом, идет к лебедке. – Как ты говоришь? Три раза по часовой стрелке… - он обматывает шкот вокруг барабана. – Так. Теперь за ушко… - проводит веревку через рычаг стопора. – И в губки! – тянет на себя и фиксирует трос в стопоре.
Зрители аплодируют.
- Феноменально! – шкипер ироничен, но, похоже, доволен. – Теперь пусть каждый повторит!
Мы повторяем, путаемся и опять повторяем. Учимся работать с рукояткой лебедки, подбирать и вязать швартовые, выбрасывать и забирать поплавки-фендеры, защищающие борта яхты от ударов. Остался час до выхода из греческого города Палероса в нашу первую морскую экспедицию, а потому пришло время для важнейшего урока.
Шкот, он же «веревка» - снасть для растягивания нижних углов парусов. Леер – трос, ограждающий палубу; тормозит желающих вывалиться за борт.
- Все со мной в гальюн! – командует капитан.
Нет вопросов! Топаем вниз по трапу, через кубрик, в заветное место.
Туалет, по-морскому гальюн, требует трепетного отношения и поначалу кажется агрегатом, с которым не захочешь или постесняешься взаимодействовать.
- Сделали свое дело, - объясняет шкипер. – Клапан налево, и накачиваете рычагом воду вверх-вниз раз 10-15. Вот так.
Насос оглашает скрежетом кубрик, как несмазанный пепелац или будка Доктора Кто.
- Затем, если не хотите, чтобы яхта потонула, переключаете клапан направо и откачиваете воду. Того, кто сделает меньше десяти движений рычагом, я лично попрошу повторить всю процедуру. Это понятно?
- Да, сэр!
- Умнички. Команда наверх, пора выходить!
Кубрик – жилое помещение для всей команды. У нас использовался как радио-рубка, кухня и место для сна.
ПОСЕЙДОН vs ОДИССЕЙ
По иронии судьбы и по воле организаторов, на яхте “Transition”, на которой нам посчастливилось отправиться в путь к островам Одиссея, сложилась сверхсплоченная команда. Признаюсь, после солидного опыта одиночных путешествий, я думала, что превратилась в тихого социопата, и волновалась, смогу ли адекватно существовать в ограниченном пространстве с семью незнакомыми людьми.
Что сказать? Мы стали семьей, друзьями, самой настоящей “dream team”. С первого дня экспедиции команда действовала по закону взаимовыручки, мы помогали, но не мешали друг другу осваивать азы морского дела. Это было прекрасно и поучительно. Поэтому когда на четвертый день похода на нас обрушился шквал и захватили мощные течения, мы сумели, руководимые шкипером, удержать “Transition” и привести ее в спокойную бухту для ночевки. Дело было так.
Галс – движение яхты относительно ветра, бывает левый или правый. Меняя галс, мы разворачиваем яхту так, чтобы ветер дул с другой стороны.
Стаксель – косой треугольный парус. В нашем случае – передний парус яхты.
Гик – горизонтальная подвижная часть главной мачты – грота. Если замечтаешься и не увидишь, куда идет гик, гарантированно гикнешься в воду.
Шла вторая половина дня при полном штиле. Мы вяло дрейфовали на полпути между Атокосом и Итакой. Солнце палило, дельфины резвились, команда разоблачилась до купальников. Вторая яхта, “Cloud Nine”, помаячила на горизонте и затерялась среди многочисленных парусов. Старпом Борис и вахтенный Андрей пытались поймать остатки ветра, маневрируя и играясь с галсами. Внезапно стаксель почувствовал слабый передний ветер, и сразу в рации раздался голос шкипера с “Cloud Nine”:
- “Transition”, “Transition”, куда идете, где вы?
- На полных парусах разворачиваемся от Атокоса к Итаке, - похвастался и откровенно преувеличил старпом.
- На полных парусах?! И где вы взяли ветер?!
Ответить Борис не успел, потому что в тот же миг, как пишут в хрониках, “Cloud Nine” исчез с радаров и из эфира. Как выяснилось позже, наши друзья тогда уже входили на моторе в бухту итакского города Вати. Зато нас на развороте подхватил резкий и сильный поток ветра! Гик стрелой перелетел с правого на левый борт, никого не задев и не сбросив в море только потому, что мы плашмя упали на палубу. И закрутилось!
Шкипер мухой метнулся к штурвалу и стал выправлять крен.
- Ух, ты! – закричали Оля и Леша, которые готовили внизу обед. – Ребята, в иллюминаторах рыбок видно!
- Держитесь крепче и хватайте посуду! – отвечали мы им с палубы, хохотали от притока адреналина и успевали выполнять команды, отпуская и натягивая веревки.
- Ненавижу шум мотора! – скрипел шкипер сквозь зубы. – Вытянем эту бодягу на парусах!
- Прорвемся, капитан, с нами Одиссей! – вдохновенно заливалась Настя, пытаясь зафиксировать себя на трех точках опоры, как нас учили.
- Хорошо бы еще и Посейдон, - поддерживал мифологическую тему Андрей, накручивая ручку лебедки и фыркая от окатившей его волны.
Короче говоря, творились полный аут и восторг!
Кокпит – открытое пространство на корме яхты, где находятся штурвал, столик и скамейки с ящиками-рундуками. Место душевных тусовок команды.
Спорил ли Посейдон с Одиссеем, устраивая для нас испытание в водах Итаки, или все дело в коварных течениях, но яхта ходила по кругу, между двумя островами, при ветре в 35 узлов (около 70 км в час). Кренило градусов на 60-70, и мне удавалось почти вертикально стоять на боковой поверхности стола в кокпите. Проявив чудеса сноровки, ребята подняли из кают теплые куртки. Дельфины исчезли, другие яхты тоже, а мы всё занимались армрестлингом с морем.
Вероятно, боги и впрямь благоволили к “Transition”, потому что примерно через час стихия поддалась, яхта чуть выпрямилась, а паруса подхватили ветер и на хорошей скорости понесли нас к бухте Итаки. В залив вошли красиво и достойно, переключились на мотор и, уже в сумерках, пришвартовались у пирса Вати.
На берег сходили, лопаясь от гордости и морского кайфа, предвкушая, как будем рассказывать о своих приключениях команде “Cloud Nine”. А между тем, нас ждал сюрприз.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ КАПИТАН
- Сегодня предстоит очень сложный переход в шторм, под проливным дождем, – объявили капитаны на собрании следующим утром. – Чтобы добавить остроты моменту, яхты поменяются шкиперами!
- Вашу ж Машу… - раздалось из-за чашек с кофе, а, может быть, просто прошелестел холодящий бриз.
Прикипев к своему капитану, команда “Transition”, включая вашу покорную слугу, была заинтригована и опасалась одновременно. С первого дня экспедиции мы демонстрировали отчаянную активность и склонность к экстриму, возможно, чуть большую, чем другая команда. Шкипер хвалил нас за сплоченность и результаты, в то время как его коллега с “Cloud Nine”, кажется, заскучал и жалел, что вчера буйство стихии обошло его стороной.
Мы догадались, что капитан “CN”, профессиональный гонщик, не зря сверкает глазами и улыбкой: сегодня он намерен оторваться и идти на грозу. В районе Атокоса ударили в море сразу пять молний, и у нас, на один жалкий момент, задрожали коленки.
К выходу в море готовились, как к решающей битве с орками. Команды так и сыпались на наши шальные головы:
- Задраить люки, всё убрать в шкафы, фототехнику обложить в каютах подушками! Одеться максимально удобно и тепло, не забываем перчатки для работы на палубе! Девушки, серьги и цепочки снять! Внимание! Спасательные жилеты разложить в кубрике. Андрей, покажи всем, как пристегивать страховку! Проверить рации! Миша, бутылку виски – в стол на кокпите!
- Здесь еще узо есть!
- И его туда же!
- Тысяча чертей, - резюмировал Андрей, гася «прощальную» самокрутку.
- Говорите, вчера видели рыбок в иллюминаторах? – подмигнул наш новый капитан. – Сегодня мы с вами пополощем в море паруса! Все готовы?
- Да! (мама дорогая!)
- Выходим!
Это было божественно. Дождь поливал нас, как из брандспойтов, ветер пытался опрокинуть, молнии то приближались, то удалялись, а яхта “Transition” шла вперед, на Атокос, в еле заметную с моря бухту. Работа нашлась для всех. Девочки и мальчики, мокрые с ног до головы, бодро тянули веревки, перешучивались друг с другом и с капитаном, стояли у штурвала и со знанием дела сверялись с курсом. Когда начали подмерзать, пригодились виски и узо. Мы по очереди пили из горла, не морщась и не пьянея, согревались и возвращались на вахту.
Узо – греческий бренди с анисовой вытяжкой. Вкус и эффект микстуры от кашля. Начинающим мореходам рекомендуется принимать в дождь и в бурю.
Когда подошли к необитаемому Атокосу, увидели, что намеченная бухта не пригодна для ночевки в бурную погоду. Никаких проблем! Повернули обратно и еще раз прошли тот же путь, только еще веселее и быстрее. Две моих непромокаемых куртки, одетые одна на другую, с честью выдержали атаки дождя и ветра, мокасины не скользили и руки в перчатках цепко держали веревки.
Ни с кем не случилась морская болезнь, никто не простудился, все вернулись в порт в полном здравии. И Посейдон был нашей стороне, и было это хорошо. В Итаке мы с грустью отпустили экстремального капитана и с радостью вернули своего. Была б наша воля, ходили бы по морям сразу с обоими шкиперами. Но такая фантазия уже отдает зазеркальем.
ОДИССЕЕВЫ ОСТРОВА
Яхты “Transition” и “Cloud Nine” прошли из Палероса на Меганиси, затем на Кефалонию и Итаку, заглянули на Атокос, опять оказались на острове Одиссея, а затем вернулись в Палерос. Мы были в море семь дней, а кажется, не меньше полугода. Стихия заражала такой энергией, что я с трудом уговаривала себя идти спать в два или в три часа ночи, просыпалась в шесть утра, свежая и бодрая, готовая исследовать острова или стоять на вахте хоть целый день.
Экспедиция к Одиссеевым островам была испытанием на «морепригодность» начального уровня, и, кажется, мы его прошли. Дальше может быть сложнее, но еще интереснее. Пусть нас ждет Адриатика, Карибы, Атлантика или Тихий океан, но первый поход по Ионическому морю запомнится как первая победа, новое открытие себя и, чем Посейдон не шутит, благословление Одиссея. Хитроумного царя Итаки, который столько раз выигрывал у судьбы, что она сдалась и приняла его сторону. Так держать, Одиссей! Полный вперед, новички-мореходы!
Готовимся к следующему походу и помним слова шкипера: «Не ходим на моторе, ставим паруса. Шкоты наматываем только по часовой стрелке. На ушко и в губки, господа, не теряем ручку лебедки – и удача пребудет с нами!»
комментарии - 17
Марина Матвиенко, Marina120120: Все равно это очень круто!!!
ОТВЕТИТЬМариночка! Для меня это всё недосягаемо! Поэтому ценны Ваши морские рассказы)))Спасибо!
ОТВЕТИТЬНаталья Коткова, Babatusya57: Вам большое спасибо - за внимание и прочтение!)))
ОТВЕТИТЬМАРИНОЧКА! Слов нет, одни респекты!!!
ОТВЕТИТЬелена уляшина, Elena0604: Елена, благодарю!)))
ОТВЕТИТЬМарина, поздравляю с присвоением звания -яхтенный матрос ( выполнять обязанности матроса на яхте ) !!!
ОТВЕТИТЬпошла откладывать деньги на покупку яхты....
ОТВЕТИТЬSimbaNa Великая, SimbaNa: мысль правильная, а пока можно арендовать.
У нас, вместе с оплатой шкипера, провиантом для 2-х разового питания на борту и портовыми сборами вышло меньше 1000 евро на нос.
У нас есть знакомые, ребенок которых начал путешествия на яхте с двухмесячного возраста, она была уже на Кубе и несколько раз в Греции (сейчас ей 2 года). И друзья, которые отправились с двумя детьми в кругосветное путешествие на яхте (комфортное путешествие, с большими остановками, рассчитаное на 3 - 4 года, пока дети дошкольного возраста). И все дети довольны жизнью и прекрасно себя чувствуют на яхте!
ОТВЕТИТЬНина Фуфурина, Nina_Yacht: Да, получается, это дело индивидуальное, в зависимости от готовности и настроя родителей, ребенка и других членов экипажа. Можно только приветствовать их смелые решения. На мой пристрастный взгляд, детям повезло)), сама была бы не прочь оказаться на их месте))))
ОТВЕТИТЬНу, Марина, это ли не экстрим?! И пишете Вы прекрасно! Удачи Вам в новых путешествиях и продолжайте нас радовать рассказами о них!
ОТВЕТИТЬVictor Kats, Uvik, Виктор, огромное Вам спасибо!))) На майские мы идем по Эгейскому морю. Расскажу))).
ОТВЕТИТЬсупер!
ОТВЕТИТЬ
Вот это да! Читала с отвисшей челюстью. Марина, Вы еще и настоящий морской волк, оказывается!
ОТВЕТИТЬ