Замок и мост Святого Ангела
История каждой достопримечательности Вечного Города уникальна и по-своему интересна. Но такую сложную судьбу, как у Замка Святого Ангела, среди римских памятников архитектуры еще поискать.
Стоило только мне увидеть Замок издалека, стало понятно, что полутора страниц в путеводителе явно недостаточно. И настоящим открытием было то, что история замка, а особенно моста Святого Ангела, тесно связана с казнью Иисуса Христа и Понтием Пилатом. Конечно же, я не смогла пройти мимо столь животрепещущей темы, и решила посвятить ей отдельную заметку.
За все время своей нелегкой истории замок побывал гробницей, крепостью, папской резиденцией и «кладовой католической церкви», что не мешало его хозяевам одновременно обрекать на смерть в его подвалах сотни заключенных.
Иначе говоря, Замок Святого Ангела – место неоднозначное и от этого вызывающее еще больший интерес.
Castel Sant’Angelo – на самом деле не что иное, как мавзолей, возведенный для императора Адриана (135-139 годы). Однако время внесло свои коррективы – когда Рим обнесли Аврелиевой стеной, замок превратился в самый настоящий укрепленный бастион. Убежище пришлось как нельзя кстати – периодически в нем спасались папы от посягательств на свою жизнь внутренних и внешних врагов.
Наречение замка в честь Архангела Михаила произошло в 590 году, когда в Рим пришла эпидемия чумы. В надежде получить снисхождение и заступничество Божьей Матери перед лицом болезни, Римский Папа призвал жителей к шествию через весь город. Подойдя к замку, люди увидели на его крыше сияющую фигуру, в которой узнали Архангела Михаила. Он вложил свой меч обратно в ножны, тем самым символизировав прекращение ужасной эпидемии. Действительно, скоро чума оставила Рим, а в честь чудесного события здесь появилась фигура Архангела.
На сегодняшний день эта фигура уже шестая по счету – предыдущие пять либо были разрушены ударами молний, либо были пущены на переплавку – из-за нехватки металла для производства оружия.
А самая первая статуя Святого Архангела Михаила, более двухсот лет находившаяся на вершине Замка, сейчас украшает внутренний дворик.
Ведет к замку Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), сегодня густо заселенный торговцами, шаржистами и уличными музыкантами.
В давние времена по этому мосту страждущие попадали через Тибр к ватиканским святыням. По степени культурной и исторической ценности он нисколько не уступает своему замку-тезке.
Мост отражает психологический переход от светской жизни к святым местам, что происходило, когда паломники шли из оживленных улиц Рима в Ватикан. Первыми на мосту установили статуи святого Петра и святого Павла. В 1669 году Папа Климент IX велел добавить еще 10 статуй из мрамора, которые символизируют историю страданий и распятия Иисуса Христа.
Каждый ангел держит в своих руках разнообразные элементы Страстей Христовых: святое копье, кнут, крест, столб для бичевания, терновый венец, святую губку. Ангелы из мрамора были задуманы знаменитым итальянским скульптором Джованни Лоренцо Бернини; два ангела сделаны его рукой, остальные – его учениками. На мраморном постаменте каждой скульптуры нанесены цитаты на латинском языке.
Ангел со столбом (на фото слева, а в самом начале моста - статуи Петра и Павла). Надпись: "Tronus meus in columna" - Мой престол на столбе. Значение: По традиции, римские заключенные были привязаны к основанию столба.
Ангел, наступивший на край одежды, изо всех сил пытается удержать столб. Колонна является символом бичевания Христа. Волосы ангела совершенно растрепаны, а одежда собирается в невероятные складки под действием сильного ветра. В эскизе Бернини пытался эмоционально выразить тяжесть столба и желание ангела любой ценой удержать эту ношу, несмотря на то, что ангел запутался в одежде; тем самым показывая, что ангел, как и Христос, предан своему делу.
Ангел с плетьми (на фото слева). Надпись: "In flagella paratus sum" - Я готов бедствиям. Значение: Римский префект Иудеи Понтий Пилат приказал бичевать Иисуса Христа перед распятием на кресте.
Ангел как бы стоит на облаке. Многочисленные толстые кожаные плетеные нити, из которых состоит кнут, дополняются закрученной драпировкой статуи. Голова ангела направлена вниз, и взгляд устремлен на тех, кто находится ниже. Крылья расположены таким образом, что одно лучше видно из Рима, а другое – из замка Святого Ангела.
Ангел с терновым венцом. Надпись: "In aerumna mea dum configitur spina" - Шип крепится на меня. Значение: Римские солдаты одели на Иисуса Христа терновый венец перед тем, как распяли его.
Этот мраморный ангел выражает настоящее горе. Фигура наполнена интенсивностью, что подчеркивается драпировкой платья; скорбное выражение лица отражает неподдельное горе и страдание.
Ангел с вуалью Вероники. Надпись: "Respice faciem Christi tui" - Посмотрите на лицо вашего Христа. Значение: В соответствии с римско-католическими преданиями, женщина по имени Вероника вытерла лицо Иисуса куском ткани, когда он нес крест на Голгофу. Образ Христа остался на ткани.
Ангел изображен стоящим на маленьком облаке. В руках ткань, окрашенная кровью и потом Христа. Ангел как бы показывает ткань наблюдателю, который находится внизу.
Ангел с туникой Иисуса и игральными костьми. Надпись: "Super vestimentum meum miserunt sortem" - Для моей одежды бросили жребий. Значение: Римские солдаты разыграли в кости тунику Христа после его смерти.
Ангел смотрит вдаль и, в отличие от других скульптур, он не стоит на облаке, а как бы идет вперед и несет свою божественную ношу – тунику Иисуса, на которой лежат игральные кости.
Ангел с гвоздями. Надпись: "Aspicient ad me quem confixerunt" - Они будут смотреть на меня, которого они пронзили. Значение: Гвозди являются символом распятия Христа, когда он был пригвожден к кресту.
Пропорции этого ангела несколько нарушены – более крупное тело по сравнению с маленькой головой; лицо очень интересное и не похоже на лица других ангелов на мосту. Это делает его уникальным.
Ангел с крестом. Надпись: "Cuius principatus super humerum eius" - Владычество лежит на плечах. Значение: Крест, который несет Иисус на Голгофу, является будущим символом христианской веры.
Поза ангела напоминает другую работу Бернини, но с более маленьким крестом. Наклон креста против ветра, немного назад, выглядит достаточно достоверным; тем самым повышается общая эмоциональность скульптуры.
Ангел с надписью INRI. Надпись: "Regnavit a ligno deus" - Бог воцарился с дерева. Значение: Надпись – это название гимна в шестом веке, в котором воспевается благородное дерево, приносящее богатство и сохраняющее мир.
Этот ангел держит в руках свиток, на котором написано INRI, что в переводе означает «Иисус Назорей, Царь Иудейский». В соответствии с Евангелием, знак INRI был прикреплен к кресту, на котором распяли Иисуса Христа. Бернини выполнил изумительную работу по декорированию этого ангела: крылья вырезаны так деликатно, как будто они сделаны из реальных перьев. Ангел отражает внутреннюю печаль в каждой детали, так Бернини выразил свое духовное напряжение.
Ангел с губкой. Надпись: "Potaverunt me aceto» - Они дали мне уксус пить. Значение: В Евангелие говорится, что перед смертью Иисуса один из солдат, который его распял, погружал губку на палке в «кислое вино», а потом прижимал ее к губам Иисуса, который испытывал сильную жажду, тем самым увеличивая его страдания.
У этого ангела круглое и молодое лицо, которое отличается от других ангелов на мосту. Скульптура напоминает юных ангелов из картин в стиле барокко эпохи Возрождения и по праву считается одной из лучших на мосту.
Ангел с копьем Лонгина. Надпись: "Vulnerasti cor meum» - Ты пленила мое сердце. Значение: Согласно Евангелию, после смерти Иисуса один из солдат пронзил ему сердце копьем, чтобы убедиться, что он мертв.
Ангел стоит на облаке и держит в руках копье. Символизирует христианские догмы: Иисус претерпел смерть на кресте, как акт любви к человечеству.
Знавал мост и трагедии – в 1450 году он рухнул, унеся жизни более чем двух сотен паломников. Еще столько же погибло в образовавшейся давке и панике. С тех пор улица, идущая от площади Навона, называется via del Panico.
Чтобы такое не повторилось, объявляя следующий юбилей, Сикст IV заложил еще один мост, Сикстинский (Ponte Sisto). Когда-то, правда, тут уже была переправа (остатки античной конструкции архитектор моста Баччо Понтелли встроил в свой первый пролет).
Особенно интересен период в истории замка, когда он служил местом заточения. Кто только не перебывал в его застенках – в «постояльцах» числились практически все известные ученые того времени, которых преследовали за ересь. Галилей и Джордано Бруно – самые известные из них. Содержали их в камерах более-менее прилично, а вот сотни остальных так и не дождались снисхождения.
Большое число камер были устроены в вентиляционных трубах – несчастные узники не могли в них даже повернуться. За всю историю замка-тюрьмы был совершен всего один побег – на свободу вырвался ни кто иной, как знаменитый ювелир и изрядный авантюрист Бенвенуто Челлини. Правда, стоит учесть – сидел он в обычной и довольно просторной камере с решетками на окнах.
Честно признаться, впечатления от Замка неоднозначные. Это и лесенки-переходы, и длинные узкие коридоры среди высоких стен:
Неуютные и пугающие лестницы внутри замка, представляющие собой широкий настил на толстых цепях:
Красиво оформленные старинные потолки в музейных залах и на открытых верандах:
И совершенно потрясающая панорама на Рим и Ватикан со смотровых площадок:
Сегодня Замок Святого Ангела – одна из красивейших римских достопримечательностей, а по совместительству – еще и музей. За плату в 10,5 евро здесь можно получить все тридцать три удовольствия туриста – погулять по галереям, украшенным оригинальными фресками, сняться на фото рядом с уложенными здесь пушечными ядрами. Каждый день ровно в 12 часов раздается пушечный выстрел, который оповещает горожан о наступлении полудня.
Всего в Замке 58 музейных залов и туристы могут выбрать несколько маршрутов. Это может быть экскурсия по фортификационным сооружениям или прогулка по внутренним дворикам, названным в честь пап; можно ознакомиться с коллекцией скульптур и картин, а также с оружейными экспонатами.
Очень интересно, как древние римляне сражались в подобных доспехах?
Иногда проводятся тематические выставки, где можно увидеть богатые коллекции ювелирных украшений и изделий из керамики. В музее можно приобрести аудиогид, в том числе и на русском языке, на веранде замка есть уютное кафе.
Бывшая мрачная тюрьма превратилась в подобие парка с аттракционами. Во рву окрестные жители выгуливают собак, на окружающих аллеях устраиваются благотворительные ярмарки, книжные выставки и прочие народные гулянья, а мост Святого Ангела благополучно оккупирован веселыми продавцами с “Луи Вюиттоном” и “Гуччи” по 10 € и разряженными бродяжками.
Многие туристы, которые с благоговением и трепетом относятся к такому чуду, как Замок Святого Ангела и другим достопримечательностям Вечного Города, порой попросту впадают в ступор от такого отношения римлян к своим национальным сокровищам. Хотя удивляться тут нечему, необходимо просто поставить себя на их место. Представьте, стоит только выйти из своего дома, как тут же «наталкиваешься» на руины, датируемые еще пятым веком до нашей эры. По сравнению с ними, Замок и мост Святого Ангела просто таки строения современные…
Такой вот замок-музей со своими многочисленными тайнами…
Комментарии пользователей
Читала прямо с таким интересом,прямо даже интернет завис,и такая нелепая подпись вышла,впрочем это не меняет ничего мною здесь написанного!
ОТВЕТИТЬTатьяна Бурлака, Tati2707, Спасибо, Танюша!!! Меня тоже эта история увлекла, а то стоит просто - замок и замок...
ОТВЕТИТЬРита! А ты знаешь, что Бернини, который в Риме сама знаешь на каждом шагу, для своих творений всю облицовку с Коллизея поснимал. За это современники его буквально сжили со свету. Он просто не мог пережить, что столько сотворил, а вместо признания-осуждение! И захоронение его, просто слёзы-люди ходят прямо по плите, не зная, что здесь лежит гений. Спасибо тебе за Св. Ангела, он у нас мимо проскочил. И фото-я именно таких от тебя ждала из Рима)))
ОТВЕТИТЬ
Наталья Коткова, Babatusya57, Я так понимаю, не один он такой был воришка, и для строительства Арки Константина отовсюду облицовку поснимали... Вроде как война была - всё можно? Не буду его осуждать, все-таки он действительно гений. Наташа, спасибо большое, ты меня перехваливаешь
Маргарита, спасибо за заметку и, не побоюсь сказать, настоящую экскурсию по Мосту св. Ангела! А у меня и мост, и замок остались "неохваченными", поэтому сейчас как будто погуляла там! Хочу добавить, что надписи по-латыни под статуями ангелов с изображениями орудий Страстей Господних - строки из псалмов и Книги пророка Исайи, в которых (за тысячу лет до наступления этих событий!)) говорилось о Христе и его смерти на кресте. А "дерево", на котором "воцарился Бог", - это, конечно же, Крест Христов.
ОТВЕТИТЬ
Margarita388, Margarita388, эх, туда поехать месяца на два - тогда весь город (точнее, центр) можно было обойти! А то приходится выбирать и "фильтровать" достопримечательности, вот и получаются неохваченные места А я еще "подсела" в Риме на византийские мозаики и поэтому "задвинула" и античность, и барокко
До площади Навона так и не дошла (о ужас!)
)
Margarita388, Margarita388, придется в третий раз в Рим ехать)) Надеюсь, что это будет не в следующей жизни...
Margarita388, Margarita388, Эх, я-то с удовольствием! И в третий, и в десятый, и в двадцатый)
Я понимаю, что вопрос риторический и ты тут не при чем) - но почему твои заметки вмегда появляются как новые, а у Гали уже вторая заметка как новая так и не появилась?...
Рит, ты через какой браузер на сайт заходишь? Может, в этом дело?
Margarita388, Margarita388, Хм... А я - через Мозиллу. Прошлая заметка появилась в новых, надо еще черновик по Афинам в полноценную заметку перевести, добавив фотографии - мне аж интересно, появится моя в новых или нет. Попробую до завтрашнего утра сделать, пока модераторы не появились.
Рита, спасибо за подробный рассказ. Хотя я бы в сам замок не пошла (только со стороны бы поглазела и вокруг погуляла) - очень чувствительна к энергетике подобных мест.. .
Наталья Коткова, Babatusya57, нет, дело не в этом, к сожалению. Когда я сегодня опубликовала свою заметку, то как "свежая" висела Ваша еще несколько часов, а потом появилась заметка, опубликованная после моей, потом уже Ритина. Причем уже второй раз такое, когда первую часть заметки про Рим разместила, было то же самое Надеюсь, это технические неполадки, а не какое-то "особое" отношение ко мне со стороны админов...
Наталья Коткова, Babatusya57, да, сохраняла. Но она в новых появилась сегодня, когда я ее выложила, только не как "свежая заметка". Можно, конечно, попробовать черновик писать отдельно, а потом довставлять фотки и сразу опубликовать. Но, мне кажется, многие работают с черновиками, не я одна, вряд ли это влияет на "свежесть"
galja, galja-k, Нет, этот вариант не проходит, я тоже свою заметку сохраняла, но время стоит, когда я ее опубликовала. А так все сегодняшние заметки стоят по времени опубликования по-порядку. Раньше,конечно, лучше было: откроешь страницу заметок и все новые сразу видно, а сейчас выбор редакции, рекламные, старые, а новые затерты во всей этой куче. Рассчитано на новичков. И еще я не вижу, может ли Рита сейчас удалить нашу переписку, ведь она тут лишняя, к ее труду отношения не имеет?
ОТВЕТИТЬ
Наталья Коткова, Babatusya57, думаю, надо оставить: может, администрация обратит внимание на проблему с новыми заметками?
Наталья Коткова, Babatusya57, Могу удалить переписку, но пока не буду. Хотя сомневаюсь, что модераторы читают все...
ОТВЕТИТЬMargarita388, Margarita388, Рит, а напиши мне в личку, пожалуйста, как ты её можешь удалить.
ОТВЕТИТЬ
Наталья Коткова, Babatusya57, Крестиков-то нет))) А вообще, мне не очень понятно, какая разница, попала заметка в новые или нет? Всё равно ее прочитает только узкий круг друзей (или у остальных не так?). Мы всегда так боремся за права новичков, но за три года ни один новичок не прочитал ни одной моей заметки... А друзья всегда найдут, если что
Если очень хочется поделиться или узнать чье-то мнение, могу приглашение написать. Вчера вот никому не писала, сами нашли
Margarita388, Margarita388, "за три года ни один новичок не прочитал ни одной моей заметки..."
Ситуация и правда интересная. Я тоже об этом думала- почему заметки читают только "старички"? Может быть новичкам пока это не интересно или не внимательно ходят по сайту? Ведь столько информации можно получить из заметок!!!
Татьяна, tavasa, большинство людей сюда заходят, похоже, с "Топхотелс" или "Турпоиска" и ищут в лучшем случае информацию по своему туру или отелю. А тех, кто действительно любит путешествовать, узнавать что-то новое и при этом еще может излагать свои мысли в письменной форме, раз, два - и обчелся... Вот они и читают, наверное
Margarita388, Margarita388, Думаю, просто надо окунуться в атмосферу сайта, понять, что здесь можно найти и узнать. Вот сейчас у нас появилось приличное количество новых пользователей, в том числе друзей. И посмотри, ведь очень немногие читают и особенно, пишут заметки! Может ещё не совсем адаптировались? Хотя написать заметку очень не легко- нужен слог, чтобы не было скучно читателю, нужно знание предмета, о котором пишешь. Да и вообще- надо уметь написать и связать всё воедино.
ОТВЕТИТЬ
Margarita388, Margarita388, а вдруг? Лена написала администрации, ей ответили, что это была техническая неполадка и все исправили. Мне тоже так написали сегодня. Буду на днях выкладывать третью часть про Рим - проверим
Преинтереснейше!!!...))) Судя по доспехам (их нижней части), рыцари те страдали гипертрофированным самомнением или ОЧЕНЬ себе льстили...)))
ОТВЕТИТЬНаталья Коткова, Babatusya57, Ну, в глаза бросается....)))
ОТВЕТИТЬMargarita388, Margarita388, Ну,да, кто что больше ценит, то лучше прикрывает...)))
ОТВЕТИТЬ
Спасибо, Маргарита! Это не просто заметка путешественника, а полноценное историческое исследование! Прочитал с огромным удовольствием!
Спасибо за погружение в историю!
ОТВЕТИТЬелена уляшина, Elena0604, Леночка, спасибо большое!!!
ОТВЕТИТЬ
Читала прямо
ОТВЕТИТЬ