ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Проверенный аккаунт
  • Регистрация: 11.01.2012
  • Страны, города: 12 / 64
  • Путешествия: 709
  • Места и события: 45
  • Рейтинг: + 13 232
  • Репутация: + 88
  • Заметки: 74
  • Читательский охват: 308 704
  • Вопросы и советы: 8
  • Оценки и отзывы: 69
  • Друзья: 101
  • Фото: 3 264
390 рейтинг
13 Нравится
2 В избранном
1 комментариев
17 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Узбекистан: инструкция по применению

Памятка туристу в Узбекистан

В предыдущей заметке я подробно писала про наши путешествия и приключения, но почти не говорила об организации. Вот решила вынести все это отдельно, чтоб не путалось.
Итак, зачем и куда едут в Узбекистан? Исходно у меня было большое желание увидеть Самарканд. Быстро стало понятно, что одного Самарканда на полноценную поездку мало. Изучение информации в интернете показало, что есть некоторый стандартный маршрут – Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива. Этот маршрут он получается только про историю, культуру, архитектуру, а нам хотелось добавить еще и какие-то природные компоненты. Природных ценностей в Узбекистане я обнаружила две – пустыню Кызылкумы и Чимганские горы. Теоретически, есть еще Фанские горы, но они большей частью в Таджикистане.
Чтобы из всего этого составить маршрут надо продумать все перемещения. Во-первых, как попасть в Узбекистан. Основной и единственный возможный для нас вариант – перелет в Ташкент. Есть прямой самолет из Новосибирска, даже двумя авиакомпаниями: S7 и Узбекские авиалинии. Вторые дешевле, мы ими и летели – вопросов не возникло абсолютно – хороший, качественный перелет обычной авиакомпанией. Был еще чуть более дешевый вариант перелета – через Астану, но я не захотела связываться со стыковками. Впринципе, существует еще поезд Новосибирск-Ташкент, но он идет долго и по дороге пересекает целую кучу границ. Для туристов с рюкзаками, может, и ничего так, даже забавно, но для нас с детьми вообще не вариант.
Дальше встает вопрос о внутренних переездах. Мы больше любим поезда и в Узбекистане это оптимальный вариант – автомобильные дороги у них плохие, а поезда – хорошие. Да и стоят поезда по нашим меркам просто очень дешево.
Из Ташкента в Самарканд удобно добираться на сидячих скоростных поездах. Есть красавец «Афросиаб», он же испанский поезд (вроде как от туда привезен) – аналог нашего «Сапсана». Действительно скоростной поезд, говорят, развивает скорость до 200 км/ч. Едет от Ташкента до Самарканда 2 часа. Билеты стоили чуть меньше тысячи рублей, в стоимость входит действительно очень комфортное место, завтрак, чай-кофе, еще всякие приятности в виде наушников. Для сравнения билеты на «Сапсан», который идет примерно в полтора раза дольше стоят почти 5000.
Еще один поезд, который идет из Ташкента в Самарканд, а потом в Бухару – «Шарк». Он более простой и не то чтобы скоростной, просто скорый поезд с сидячими вагонами. Стоит в два раза дешевле «Афросиаба». Нам было интересно посмотреть их оба, поэтому из Ташкента в Самарканд мы ехали на «Афросиабе», а из Самарканда в Бухару на «Шарке».
Расписание у этих поездов удобное – из Ташкента выезжают утром, едут не очень долго, так что для туристов подходят хорошо. Эти поезда ходят каждый день, а «Афросиаб» даже два раза в день.
Дальше нам хотелось попасть в Хиву. Судя по отчетам в интернете, раньше был удобный ночной поезд Бухара-Хива. Теперь его нет, так что желающие попасть в Хиву должны либо ехать на машине около 8 часов, либо лететь самолетом. Мы от Хивы решили отказаться. Надо сказать, что потом очень этому порадовались – к концу прогулок по Бухаре бесконечный хоровод медресе-мечетей-мавзолеев уже просто слился в голове, и уже не хотелось смотреть что-то еще. А вот поездка в горы пошла хорошо.
Раз с Хивой не получилось, то надо из Бухары ехать в Ташкент. Можно или ехать 6 часов на «Шарке» или 9 часов на обычном ночном поезде. Мы решили, что ночной поезд, где можно поспать для нас удобнее. Как я уже говорила, цены на узбекские поезда гораздо ниже российских, поэтому мы решили пошиковать и взять места в вагоне СВ – мне давно хотелось узнать что это такое. За одно место в вагоне СВ мы заплатили 2000 рублей (у нас плацкарт Новосибирск-Красноярск стоит почти столько же).
Покупать билеты на узбекские поезда можно в тех же кассах РЖД. Говорят, иногда, билеты перестают продаваться и тогда их надо заказывать через узбекские фирмы. Мы с таким не сталкивались, но цены, которые нам предложила фирма, с которой мы общались, были гораздо выше. Впринципе, можно купить билеты просто на вокзале в Ташкенте или любом другом городе, откуда отправляется поезд, но я не уверена насколько быстро там разбирают места.
Все поезда, которые мы видели были весьма приличными, чистыми и очень даже пригодными для переездов – уж точно не хуже Российских.
С железными дорогами разобрались. Теперь автомобильный транспорт. Нам еще нужен был переезд из Ташкента на Чарвакское водохранилище. Мы решили все подготовить заранее, поэтому договорились с туристической фирмой в Ташкенте, что они нас встретят на вокзале, отвезут в отель на берегу водохранилища, а потом увезут обратно в Ташкент в аэропорт. Получилось это все весьма дорого и не эффективно. Проще и удобнее было бы взять на месте такси и на нем доехать.
Вообще такси в Узбекистане есть везде и стоит совсем не много. Если поблизости нет официальных такси, то наверняка есть кто-то из местных, кто готов побыть для вас таксистом. В Самарканде и Бухаре (да нам и на Чарваке тоже с этим повезло) таксисты одновременно выступают в роли гидов. Если они и не могут рассказать какие-то сложные исторические факты, то посоветовать, куда стоит съездить это они все горазды.
На таком такси мы ездили в Шахрисабз и по окрестностям Бухары. Можно точно так же договорится, чтобы они вас и по городу покатали, но нам было приятнее ходить пешком.
Поскольку такси дешевое и доступное, то вопросов, как добраться из аэропорта или с вокзала не стоит. Нормальная цена такси от вокзала в центр города – порядка 10-15 тысяч сумм это меньше 200 рублей.
С транспортом, вроде, все, теперь следующий вопрос – где жить? Вопрос этот для Узбекистана не такой простой. Для всех иностранных граждан в Узбекистане обязательна регистрация по месту пребывания и следят они за этим очень строго. Если жить в отелях, то отель эту регистрацию вам сделает, а вот если идти в горы с палатками, то это не так просто, тогда надо регистрироваться у кого-то из местных дома, а для этого надо этого местного знать достаточно хорошо, чтобы он согласился сходить с вами в полицию и все это оформить.
Мы, понятно, жили в отелях. Но надо еще смотреть, чтобы отели могли делать эту самую регистрацию. Все отели, которые есть на международных системах бронирования (на том же Букинге) – делают. Поэтому с отелями в городах у нас проблем не было – на Букинге есть большой выбор на любой вкус и кошелек. А вот отелей на Чарваке я там не нашла, поэтому пришлось обратится к услугам турфирмы (а заодно у нее и заказать машину из Ташкента на Чарвак).
В сухом остатке у нас получилось вот что: прилетели в Ташкент, там день погуляли, поехали поездом в Самарканд там погуляли 4 дня, на пятый день съездили в Шахрисабз, потом поездом поехали в Бухару там 3 дня в Бухаре и окрестностях, от туда поездом в Ташкент и на машине на Чарвак там еще 3 дня, от туда на машине в аэропорт и домой.
Теперь еще немного полезной информации.
Про таможню и границу. Тут все не так просто. Во-первых, в Узбекистане на таможне нет возможности устного декларирования, т.е. таможенную декларацию должны заполнять абсолютно все пассажиры. Во-вторых, заполнять ее надо очень внимательно и точно – нужно точно указывать сумму ввозимой валюты (с точностью до рубля и доллара), надо писать все телефоны, фотоаппараты и прочие ценные вещи. И все это надо делать как при въезде, так и при выезде.
При въезде нас сильно не смотрели, потому что дети были сильно уставшими после переезда, узбеки это видели и пожалели нас. Пропустили без очереди и ни к чему не придирались. А если бы стоять в очереди, то часа полтора-два мы бы там точно проторчали. По дороге обратно все сверяли очень внимательно, а потом еще и заставили показать содержимое сумок, которые мы брали в ручную кладь. Все очень культурно (без хамства или запугиваний), но так дотошно меня не досматривали ни в одном аэропорту. А, говорят, при пересечении границы по земле все еще муторнее.
Мы заранее скачали декларации с официального сайта, заполнили их дома, а на месте вписали только валюту. Это очень удобно – экономит время и нервы, потому что в аэропорту разбираться с этой странной бумагой не так-то просто.
Про деньги. В Узбекистане существует два разных курса валют – официальный и черный. На момент нашей поездки курсы отличались почти в два раза. По официальному курсу деньги меняют в банках, и потом дают справку об обмене валюты (теоретически, ее могу попросить на границе при выезде из страны). По черному курсу валюту меняют везде – на базаре, в отелях, в такси. Теоретически, это не законно и за это положены штрафы. Мы меняли все деньги по черному курсу – проблем не было. Говорят еще, что они больше любят доллары, чем евро или рубли. Я сама не проверяла, что они лучше берут и где курс лучше, но менялы на базаре предлагают разную валюту.
Еще одна интересная особенность – денежная единица в Узбекистане очень мелкая. По нынешнему курсу один доллар равен 4200 узбекских сум. Но при этом самая крупная купюра – 5000 сум, и ту выпустили только в 2014 году, а до этого самой крупной была купюра в 1000 сум. В итоге, если поменять 100 долларов, то получаешь огромную пачку денег. На улицах можно наблюдать людей буквально с охапками денег.
Про еду. Вот, как ни странно, не очень там было хорошо с едой. То есть еда где поесть найти можно, но не так чтобы на каждом шагу и не так чтобы восторг. Достаточно дешево, но не так чтобы совсем сказочно. В соседней Киргизии с этим было гораздо лучше. А еще в Узбекистане не все лепешки правильные – вот уж где великое разочарование. Но все равно обалденный плов мы там нашли, а еще шашлык традиционно прекрасен.
Про безопасность. Мне показалось, что в Узбекистане просто очень безопасно. Законы у них строгие, поэтому по мелочи не хулиганят, не воруют, порядок соблюдают. Везде много полицейских. Вот их-то я тоже как-то боялась. Говорили, что они могут докапываться до иностранцев и хотеть денег. В реальности ничего такого мы не видели. В Ташкентском метро полиция проверяет документы и регистрации, но если все в порядке, то на этом все. В других городах на нас даже внимания не обращали.
Про сувениры. В туристических местах их просто горы – посуда, платки, изделия из кожи и металла и просто всякие статуэтки-магниктики-тарелочки. За все надо торговаться и все выходит не дорого.
Про то, что стоит посмотреть, думаю, достаточно подробно написано в предыдущей заметке.
Еще хочу порекомендовать, тем кто собирается совершить подобную поездку, обзавестись полезной книжкой «Узбекистан по городам и весям», автор Андрей Сапунов. Мне эта книжка очень помогла и в организационных вопросах и в планировании самого маршрута.
Понятно, что я написала далеко не все, что может пригодится, и не все, что я использовала, так что если что-то еще интересно – спрашивайте!

ДОБАВЛЕНО 6 мая 2015 13:46

комментарии - 1

Елена Москва, Турист
12:00 08.05.2015

Очень полезная заметка, спасибо!

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ