ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Проверенный аккаунт
  • Регистрация: 17.10.2012
  • Страны, города: 18 / 106
  • Путешествия: 1 831
  • Места и события: 327
  • Рейтинг: + 68 561
  • Репутация: + 38
  • Заметки: 9
  • Читательский охват: 100 012
  • Вопросы и советы: 9
  • Оценки и отзывы: 96
  • Друзья: 61
  • Фото: 6 334
390 рейтинг
13 Нравится
0 В избранном
6 комментариев
230 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Погружение на Тистлегорм

Интересные места, Активный отдых, Мифы, легенды, истории в Египет, Шарм-эш-Шейх

Погружение на "Thistlegorm"

   В очередной свой приезд в Египет (сентябрь - октябрь 2014г.) я решил закончить однно свое незавершенное дело, связанное с моим хобби - дайвингом. Как-то так получалось, что погружаясь в различных местах Красного моря, я так и не смог нырнуть на один из самых любопытных рэков - к затонувшему во время Второй мировой войны английскому транспортному судну "Тистлегорм".

Тистлегорм

   Затонувшее судно "Тистлегорм" является одним из самых известных затонувших кораблей севера Красного моря. Это настоящая мекка для дайверов. Добраться до места погружения можно на дэйли боте (не говоря уж о прекрасных сафарийных яхтах) из Шарма, Хургады, Эль Гуны и т.д.

   Из Шарма мы выходим на специально оборудованной яхте для дайвинга.

Все в сборе, в путь!

   Путь к месту погружения не близкий и занимает два - два с половиной часа в одну сторону, в зависимости от мощности двигателей корабля и погоды. Нырнуть на "Тиссель" можно двумя способами: 1. внешний осмотр корабля и 2. заход в его трюмы. Но для второго, более интересного погружения, потребуется специальная лицензия дайвера Wreck (по версии PADI или аналог). Без этого вас вряд ли включат в группу для погружения в замкнутые пространства затонувшего корабля. Поскольку такая лицензия у меня была, моя мечта наконец-то осуществилась!

О самом корабле  

SS Thistlegorm (буквы SS означают steam ship или пароход) был английским сухогрузом, принадлежащим компании Альбин Лайн ЛТД, и входил в число кораблей, название которых отличалось приставкой Thistle, что на галльском означает "чертополох" - национальный шотландский цветок. Всего на воду были спущены 18 кораблей серии Thistle, к приставкам которых были добавлены суффиксы разновидностей чертополоха, например, Thistledhu "Черный чертополох" и знаменитый Thistlegorm – "Синий чертополох". Судно провело три успешных рейса после своего спуска. Первый был в США, чтобы забрать стальные рельсы и части самолетов, второй в Аргентину за зерном и третий в Вест-Индию за сахаром и ромом. До своего четвертого и последнего рейса Тистлегорм прошел ремонт в Глазго.

Таким был 'Тистлегорм'

   Тистлегорм весил 4 898 тонн (водоизмещение 9 009 тонн), его длина составляла 126,5 метра. Он имел паровой трехцилиндровый двигатель мощностью 1 850 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 10,5 узлов (около 20 км/час). Тистлегорм был спущен на воду 9 апреля 1940 года на верфи Томпсон анд Сонс ЛТД в Сандерленде как грузовое судно, предназначенное для перевозки военных грузов для Британской армии. В момент его спуска на воду в стране был жесточайший дефицит с вооружением и поэтому корабль для борьбы с самолетами противника был оснащен легкой зенитной 120 мм пушкой и зенитным 40 мм пулеметом, которые остались еще со времен Первой мировой войны, а также специальным оборудованием для уничтожения якорных морских мин.

   Древний возраст вооружения корабля привел к печальному инциденту во время плавания по реке Плата за зерном. Капитан Виффилд решил провести учения по артиллерийской стрельбе, во время которых обнаружилось, что перемещающий механизм орудия был сильно изношен и склонен к заеданию. Он был заменен ручным методом, который просто заключался в передвижении ствола руками. Первый этап стрельб прошел без инцидентов, но во время второго этапа в казенной части орудия заклинило снаряд, что потребовало своего разрешения. В конечном итоге к бойку ударника привязали длинный линь и попробовали стрелять из орудия, находясь в укрытии в кубрике. Во время выстрела возникла ослепительная вспышка, посыпались искры и снаряд вылетел лишь на пятьдесят ярдов за корму корабля. После этого случая капитан прекратил учения. Третий поход Тистлегорма привел его в Вест-Индию за сахаром и ромом, в ходе которого были обнаружены проблемы с паровым котлом, результатом которых стал двухмесячный ремонт в Глазго.
  

Главный калибр корабля

   Вместе с 16 другими судами, Тистлегорм был задействован в секретной операции под кодовым названием "Крестовый поход". Караван из 16 судов должен был обойти Африку и доставить военный груз для обеспечения войск, действующих на севере континента. Поскольку Средиземноморье контролировалось немецкими воздушными силами и подводным флотом и было закрыто для плавания союзникам, был выбран безопасный путь вокруг Африки, мимо мыса Доброй надежды и затем вверх вдоль западного побережья Африки, через Суэцкий канал в порт Александрия. Маршрут этот был намного продолжительнее пересечения Средиземноморья, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии.
   Поставленной перед Тистлегормом и другими кораблями задачей была доставка снаряжения, техники и боеприпасов для Восьмой Британской армии, насчитывающей 200 000 человек и дислоцированной в Египте и Восточной Ливии.

Часть команды погибшего корабля

   Последний рейс Тистлегорма. В мае 1941 года Тистлегорм с экипажем 39 человек вышел из шотландского порта Глазго с грузом боеприпасов, бомб различного назначения, противотанковых мин, винтовок Lee Enfield MK III, сотней мотоциклов BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16 H, автомобилей Bedford, Morris и Ford, прицепами, переносными электрогенераторами, запчастями к самолетам и автомобилям, медикаментами и резиновыми сапогами.

   Дополняли груз два легких танка Universal Carrier MK II, два паровоза Stanier 8 F в комплекте с цистернами для воды.
После остановки в Кейптауне, Южная Африка, где было загружено топливо и пополнены запасы воды и продовольствия, и в порту Аден, южный Йемен, Тистлегорм завершал свой путь по Красному морю. Но капитану судна неожиданно поступил приказ бросить якорь в проливе Губаль и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, временно перекрытый подорвавшимся на немецкой мине судном.
   Тистлегорм бросил якорь рядом с рифом Шааб Али, считавшимся надежным местом и имевшим кодовое название Safe Ancorage F. В ночь с 5 на 6 октября 1941 года четыре немецких бомбардировщика Хенкель 111 с дислоцированной на острове Крит авиабазы Kampfgeschwader KG 26, возвращавшихся после безуспешных поисков судна Queen Mary с австралийскими солдатами на борту, совершенно случайно заметили и атаковали Тистлегорм в 0:35 6 октября.

Гибель Тистлегорма

   Судно было поражено двумя бомбами в районе трюма № 4. Взрыв был мощнейшим, поскольку бомбы спровоцировали взрыв котла и большей части находившихся на борту боеприпасов. Начался пожар и в 1:30 переломившийся Тистлегорм быстро опустился на плоское песчаное дно на глубину 30 метров. Капитан и экипаж были спасены сопровождавшим судном Carlisle, но 4 моряка и 5 артиллеристов погибли при кораблекрушении.

Не менее интересна и история с обнаружением этого судна.

В морских глубинах

   Впервые Тистлегорм был обнаружен в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне Калипсо. Традиционной наградой первооткрывателям стал поднятый ими корабельный колокол Тистлегорма. Сцены подводной съемки затонувшего судна вошли в знаменитый документальный фильм Кусто " В мире безмолвия".
   Кусто никогда не раскрывал местоположение и координаты кораблекрушения, и о существовании Тистлегорма забывается почти на двадцать лет, до 1974 года, когда его находит израильский дайвер Шимшон Махиах. Но эта новость им держится в секрете и в последующие годы о судне известно лишь узкому кругу местных дайверов. История, увы, повторяется.
   Однако в 1992 году шкипер из Хургады Роджер Винтер привозит сюда первую группу туристов-дайверов и в ноябре этого же года Тистлегорм становится широко известным благодаря статье, опубликованной в итальянском журнале Aqva. В следующем году телекомпания ВВС снимает документальный фильм "Последний рейс Тистлегорма".

Описание Тистлегорма для дайверов
Места осмотра корабля

   С этого времени затонувшее судно становится, и до сего дня является, популярным местом погружений для всех дайверов.
  

Погружение на Тистлегорм

На вечном приколе осталось вооружение, которое перевозил Тистлeгорм: развороченные взрывом железнодорожные вагоны, паровоз, танкетки, тягачи, мотоциклы, грузовые автомобили, боеприпасы...

Все это застыло в немом оцепенении. И лишь множество тропических рыб, поселившихся в его отсеках, нарушают покой корабля.

Кроме того, что Тистлегорм представляет большой интерес как памятник военной истории и затонувший объект, сейчас это еще и искусственный риф, где часто можно встретить стаи снэпперов, барракуд, тунцов... На палубе и среди множества металлических конструкций найдя себе укромный уголок обосновались рыба-крокодил, крылатки, скорпены, мурены, групперы, голожаберные моллюски. Заплывают, хотя и редко, сюда и дельфины.

И, конечно же, неутомимые дайверы...

Другие фотографии (их много) можно посмотреть в моем альбоме Погружение на "Thistlegorm" по ссылке http://www.rutraveller.ru/photo/albums/sort?id=844632

ДОБАВЛЕНО 17 октября 2015 16:51

комментарии - 6

Анна Краснова Люберцы, Турист
09:11 18.10.2015

ЗдОрово! Такое увлекательное погружение! История корабля печальна. Как быстро и невозвратно природа забирает своё...

ОТВЕТИТЬ
елена уляшина Умм-аль-Кувейн, Турист
22:24 19.10.2015

Очень понравилось еще когда смотрела Ваш альбом, а прочитала еще с большим удовольствием! Респект дайверу)!

ОТВЕТИТЬ
Victor Kats Екатеринбург, Турист
12:24 28.10.2015

Сурово, красиво, но немного страшновато!

ОТВЕТИТЬ
Ольга Томск, Турист
09:32 09.11.2017

Такое погружение - целое приключение! Очень интересно было прочитать историю и посмотреть фотографии. Спасибо!

ОТВЕТИТЬ
DedAl-3 Краснодар, Турист
10:00 09.11.2017

Ольга, действительно, это были очень интересные и увлекательные погружения. Не только к кораблю, но и в его историю.

ОТВЕТИТЬ
DedAl-3 Краснодар, Турист
10:01 09.11.2017

Спасибо всем за ваше внимание и отзывы!

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ