- Путешествия: 11
- Рейтинг: + 3 938
- Репутация: + 11
- Читательский охват: 16 865
Лаго-Наки, Гуамское ущелье, Мезмай и окрестности!
Глава 1. Первое знакомство. Гуамское ущелье и поселок Мезмай.
Однажды весной, в праздник Пасхи, мы с родственниками проводили время в городе Апшеронске. И вот, хозяин дома всем сообщил, что завтра поедем в какое-то ущелье. На утро вся наша дружная компания загрузилась в машины и вскоре мы были на месте. Ущелье это называлось “Гуамское”. Честно говоря, погуляли мы там совсем немного и я толком не успел ничего понять, но мне стало интересно! Поэтому вернувшись домой, я позвонил своей небольшой компании, с которой в то время путешествовали по Краснодарскому Краю, и сообщил – “Собирайтесь, через неделю едем кое-куда!”.
И вот, моя, тогда еще “девятка”, летит по трассе навстречу приключениям с двумя парами внутри! Впереди открывается вид на горы, на вершинах которых еще лежит снег!
Дорога к ущелью была несложная, но попадалось и несколько опасных поворотов, и развилок. Благополучно преодолев их, мы въехали в поселок “Гуамка”. Не буду скрывать, что в прошлый раз я приметил здесь отель, не заметить который в принципе было невозможно, и очень хотел остановиться в нем! Цена, конечно, там была немалая, но что делать, если хочется? :)
Назывался отель также как и поселок, и располагался у самого входа в ущелье. Заселившись в два номера с одним общим коридором, мы начали собираться на обед, и тут я выглянул в окно! Класс! Совсем рядом протекала бурлящая горная река!
Сразу за отелем был подвесной мост, который вел в лес. Но на этом территория не кончалась! В лесу стояли столики для отдыха. Насколько я понял, их можно было брать в аренду даже не проживая в гостинице, а для постояльцев это было вообще бесплатно.
После трапезы в ресторане при отеле, мы наконец отправились в ущелье! Вход в него, как я уже говорил, находился практически на территории и был бесплатным для всех.
Само ущелье представляло собой горную тропу, посредине которой, проходила узкоколейная железная дорога. Что именно по ней ездило, я точно не знал и поэтому призвал всех быть аккуратными – вдруг сзади подкрадется поезд? :)
Дорога здесь, разумеется, была не прямая и постоянно петляла, и каждый новый поворот открывал новые виды! Слева от нас все время был обрыв, в низине которого текла река! Ограждения же здесь были, но не везде. Однако, если человек аккуратный, то на мой взгляд, это не было проблемой. А вот сверху подстерегали опасности уже посерьезнее. С правой стороны все время находилась отвесная стена, с которой периодически падали мелкие камни. Но судя по валяющимся большим камням посредине железной дороги – и такие тоже иногда падали. Видимо, поэтому здесь в некоторых местах гора была обтянута сеткой.
Вскоре мы дошли до места, где с обрыва хорошо был виден упавший в ущелье вагон поезда. Он наполовину торчал из горной реки. Как мы в последствии узнали – вроде бы все, кто ехал там, выжили и народу там было всего несколько человек. Хотя, я слышал и другую историю, что в ущелье лежит далеко не один паровозик. И это неудивительно, что они там лежат - как раз в этом месте был очень крутой поворот. Я, конечно, не машинист поезда, но предполагаю, что если забыть снизить скорость на этом участке, то платформа может перевернуться. А если перевернется, то тут же упадет в пропасть.
И это место сразу же было нами определено как “Дойти до вагончиков”, ну, или “Не дойти” :) Находилось оно примерно на третьей части длины ущелья.
Через непродолжительное время мы вышли на площадку, которая по сравнению с ущельем в общем, была довольно широкая. Это была где-то середина пути. На этой полянке располагалось кафе, где мы отдохнули, выпили кофе и пошли дальше! Кстати сказать, здесь же был спуск к реке по специальной лестнице и переход на другой берег. Если пойти туда, и потом в нужном направлении, можно было найти “Монахову пещеру”. Но, честно говоря, по сей день я ее так и не посетил, потому что она маленькая – это по сути грот, где по легенде жил монах. Но пещера до конца не исследована, потому что имеет подземное озеро, концы которого спелеодайверам пока что найти не удалось!
Мы потопали дальше по ущелью. Через минут пятнадцать дорога опустилась и начали появляться места, где можно было без проблем спуститься к реке. Сделав это, мы развернулись и отправились обратно в сторону отеля, так как девочки из нашей компании с непривычки прилично устали. Хотя, я непринужденно настаивал пройти все ущелье :)
Но, может быть и хорошо, что мы пошли назад, потому что нам повезло увидеть паровозик! Состав представлял собой небольшой тягач и один вагон, в котором сидели люди, но не туристы, а рабочие. Они устанавливали ограждения в опасных местах. Но, забегая немного вперед скажу, что однажды я видел здесь и небольшой пассажирский вагон с туристами, но до определенного времени (об этом я расскажу позже).
Паровоз особо не мешал хождению туристов, но в некоторых местах нужно было прижиматься к скале. Но вообще, на мой взгляд, пешком гулять было интереснее, чем ехать! Единственное что, туда нужно было идти в каске. Кстати, об этом даже было написано предупреждение на входе. И подчеркнув на будущее эту информацию, мы продолжили отдых.
Покушав шашлыки, пожаренные за мостиком в лесу, мы заказали на вечер сауну. Она представляла собой два помещения с бильярдом, но без бассейна. Вместо этого здесь нужно было подходить в определенное место и дергать за веревочку. После этих действий на тебя выливался ушат воды :)
На следующий день мы собрались домой (я тогда еще был не против ездить на одну ночь) и узнали у администратора интересующий меня вопрос – “Что в конце Гуамского ущелья?”. Оказалось, что ущелье заканчивается какими-то полянами, а дальше там поселок под названием “Мезмай”. И на машине в него тоже можно проехать (не по ущелью, разумеется), но нужно было преодолеть перевал без асфальта.
- Хм, это может быть интересно! Давайте-ка заедем туда и посмотрим! – предложил я, и вскоре мы отправились в путь!
Дорогу в поселок мы нашли быстро, так как она была тут одна. Нужно лишь было повернуть налево из центра станицы Нижегородской. Сразу после поворота асфальт кончился и началась дорога без покрытия, местами с неплохими ямами. Но для “девятки” это было не страшно. Затем начался перевал, довольно крутой, но сухому покрытию проезжался без проблем. Интересно, а как тут зимой?
Полюбовавшись видами зеленых лесов с пика, мы начали спуск. Вот здесь уже я заметил, что дорога стала опасной. Сам спуск был круче, чем подъем, плюс в некоторых местах дорога была очень узкая и слева был обрыв без ограждений. По моим прикидкам, разъезд в этом месте с грузовиком будет крайне сложен, а если ты и сам на большой машине, то невозможен.
Проехав этот опасный участок, мы вскоре увидели внизу поселок, который со всех стороны был окружен горами и накрыт туманной дымкой! Вид был, конечно, потрясающий :) Это был Мезмай!
Преодолев затяжной петляющий спуск, мы оказались в низине! Проехав по единственной, как мне тогда казалось, дороге, мы въехали в сам поселок и оказались прямо у магазинчика. Это был центр. Кстати, по пути нам попался маленький мостик. Честно говоря, я бы и подумать не мог, что он не только для пешеходов, но и для машин, так как был очень узкий! Но после того, как по нему проехала “Нива”, мы тоже это сделали :)
Купив не помню чего в магазине, мы расспросили продавщицу об этой местности в общем, и я узнал три интересных для себя момента: здесь есть базы и гостиницы, отсюда есть дорога в Лаго-Наки (кажется, горнолыжный курорт), и недалеко отсюда находится некая станица с интересным названием “Темнолесская”, из которой как раз дорога и ведет в Лаго-Наки.
Быстро найдя гостиницу, которая находилась совсем недалеко от магазина, и взяв номер телефона, мы поехали искать Темнолесскую.
Чтобы попасть в нее, нам пришлось свернуть с главной поселочной дороги и поехать вглубь леса. Дорога была терпимая, если учесть, что были мы на “ВАЗе”, а не на низкой иномарке. Ехали мы не быстро, рассматривая весеннюю природу. Вокруг был лес. Часто по пути появлялись поляны, залитые лесными цветами. Сама же дорога была земляная, а по обочинам виднелась красная глина. Через какое-то время начался резкий спуск и появился мост, а сразу после него крутой подъем. Тут дорога стала немного напоминать легкую внедорожную трассу и машина начала застревать в глине, так как начался подъем же. Поворачивать назад? Ну уж нет! У меня все предусмотрено! И я достал из багажника цепи на колеса! Конечно, предназначены они для снега, но по законам физики – в грязи тоже выручат! :) И я не ошибся! Быстро надев их, мы без труда поехали дальше в горку!
Вначале станица напоминала заброшенное людьми место. Тут были очень старые домики, где, казалось, никто не жил. Чуть дальше от домов стоял ржавый вагончик, на котором висел почтовый ящик, и старая, почти невидная надпись, которая сообщала почтовый индекс этого места. Еще раз придя к общему мнению, что место заброшенное, хотя у нас была другая информация, мы поехали дальше.
- Мало ли, может ошиблись те, кто говорил, что тут живут люди? Но проверить нужно! - сказал я.
Но через несколько минут езды мы поняли, что наш информатор не ошибся- люди здесь все-таки жили! И не только простые, а еще… батюшки! Да, да, это были священники! Вокруг нас возвышались одно-двух этажные дома из красного кирпича (и не только), на каждом из которых вверху был выложен небольшой крест. Территории были ухоженные, у дворов стояли “Нивы-Шевроле”, а во дворах мы увидели и самих батюшек в соответствующем одеянии, с бородой и большими крестами на шее поверх этого одеяния.
Почему здесь живут священники мы не знали, но потом уже я слышал легенду, что по какому-то приданию якобы будет война и она коснется только станицы Темнолесской. Конечно, я надеюсь, что войны не будет и придание это неверное! :)
Также, вроде бы, батюшки сами добывают глину, которой в этом месте много. Поэтому дорога по пути сюда, по обочинам местами была красного цвета. Из этой глины, они делают кирпичи и строят дома! Но я думаю, что это придуманная кем-то легенда “номер два” и не более :)
Подъехав к одному из домов, после того, как с брызгами грязи выбрались из какой-то ямы, мы вышли из машины и направились к калитке. Забор здесь был сеткой и двое батюшек, которые жили здесь, оторвались от своих дел и начали смотреть на нас не отводя взгляда. Я немного смутился, но сразу нашелся и решил задать вопрос:
- Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как нам проехать отсюда в Лаго-Наки?
Глаза у них стали раза в два больше в размерах, после того, как они услышали мой вопрос :) И это неудивительно! Четверо путников на жутко грязной легковой машине хотят проехать напрямую через горы, вообще не зная дороги!
Вскоре один из наших собеседников отошел от легкого шока и ответил – “Есть такая дорога… из Мезмая начинается она… а отсюда пути туда нет…”.
Если честно, я думал, что он начнет свой ответ словами - “Сын мой!”, но эту фразу он почему-то не сказал! Видимо, я пересмотрел фильмов :)
Получив ответ на вопрос, я зачем то задал второй - “А с кем можно поговорить по поводу покупки участка в этой станице?”.
Лицо у собеседника резко поменялось. Я заметил, что он напрягся, но продолжал смотреть на него, ожидая ответа. Через секунд пять он сказал – “Вы не можете купить тут землю…”
- Почему? – задал я вполне логичный вопрос.
- Ну, здесь такое место…” - сказал священник и начал искать подходящее слово по поводу того, какое же тут все же место. Вскоре он добавил - “Заповедное… А теперь всего хорошего!”.
Попрощавшись, мы сели в машину и поехали обратно, решив больше не мешать людям.
Как я выяснил потом, вроде бы в этих местах живут еще и родноверы. И, кстати, землю все-таки там купить было можно. Позже я натыкался на несколько объявлений в интернете, но цены на голые участки были “космические”, как, в прочем, и в самом Мезмае и Гуамке, по причине шикарной природы!
Итак, посмотрев все запланированное, мы вернулись в Краснодар, так и не найдя дорогу в Лаго-Наки из Темнолесской (ведь нас дезинформировали по этому поводу), но я был уверен, что это не последняя моя поездка в те края!
Глава 2. Лаго-Наки и все вокруг!
Спустя некоторое время после моего знакомства с Гуамским ущельем и Мезмаем, мы решили все таки попасть в Лаго-Наки, но по обычной дороге, то есть по асфальту.
Это была середина декабря. Собравшись на 4 дня, мы все на той же девятке тем же составом поехали в путешествие, предварительно забронировав гостиницу в Майкопе, так как уже была зима и в том районе на дороге уже мог лежать снег. Плюс я не знал про Лаго-Наки вообще ничего (как туда ехать, насколько сложно и т.д.) Поэтому мы решили не спешить.
Проехав Апшеронск, мы повернули на развилке налево в сторону Майкопа. Отсюда, кстати, теперь открывался вид еще красивее – горы вдалеке были все в снегу!
Через непродолжительное время мы были в окрестностях города. Узнав в нескольких придорожных гостиницах наличие мест, а точнее - узнав об отсутствии таковых, мы решили поехать в сам город. Можно, конечно, было поехать сразу в Лаго-Наки, но у нас по маршруту предполагалось посещение еще одного места.
В Майкопе мы вскоре наткнулись на гостиницу “Адыгея”, видимо центральную, типа нашего “Интуриста”, и узнали наличие мест там. Места конечно же были, так как гостиница была большая. Холл здесь на тот момент не менялся, думаю, со времен СССР и был весь отделан деревом, которое было покрыто слоем толстого лака. Думаю, Вы понимаете, о чем я :)
Номера у нас были простые – две кровати, тумбочки, телевизор и душ с туалетом. А вот в холле мы увидели шкафчики для вещей, у которых висело предупреждение: “За печенье, пиво и водку, не сданные на хранение, администрация ответственности не несет!” :)
Ночь прошла хорошо. Позавтракав, мы выдвинулись в сторону гор. Так вот. Сначала у нас предполагалось посещение поселка Каменномостский (Хаджох). Интересовал нас в этом месте монастырь (Свято-Михайловская Афонская Закубанская пустынь). Поднявшись в гору и обогнав “бедного” монаха на велосипеде, мы увидели впереди белые здания с зеленой крышей. Это было нужно нам место! Как раз в это время из ворот на лошади выехал другой монах, и поскакал вниз. Миша (так звали второго парня из компании) зачем то сказал, что тот поскакал на помощь брату Семену, который едет на велосипеде в гору, поэтому на территорию монастыря мы вошли “придурашно” хихикая :)
Монастырь был мужской, но так как сейчас была зима, нашим дамам дополнительное одеяние не понадобилось. Осмотрев грот и поднявшись на смотровую площадку, мы отправились искать столовую. По слухам, здесь монахи пекли блинчики. И действительно пекли! И действительно блинчики! Очень вкусные и со сгущенкой!
После трапезы мы, наконец, отправились в наш конечный пункт! Дорога здесь была одна и вела она в Гузерипль, если ехать до упора, но мы вскоре свернули направо на второстепенную. Эта была дорога на Лаго-Наки, а именно – подъем длиной примерно 30-40 километров, точно не знаю, честно говоря. Кстати, по пути мы увидели знак “Краснодарский край”, хотя, насколько я знаю, почти вся территория Лаго-Наки принадлежит Майкопскому району, то есть это тоже республика Адыгея.
Сама дорога была нормальная и без снега, но после базарчика начала портиться – появились ямы. Вскоре мы увидели мост, после которого начинался крутой подъем. И как по заказу, после моста асфальт был укутан в снежное покрытие, вот так прямо резко! И конечно же, это создало определенные проблемы, а именно - пробку. А появилась она из-за того, что многие машины просто встали, так как не смогли заехать в крутую гору. В общем, началось такое представление: те, кто не смог заехать, поняв, что подъем и дальше будет такой же, начали разворачиваться, но и это у них не вышло. После чего их машины вручную начали разворачивать все водители. И так несколько раз. Подняться смогли в основном полноприводные машины, и на шипованной резине. У меня же зимней резины тогда еще не было, но кое-что все же имелось! Открыв багажник, я достал цепи на колеса, которые уже использовал в Мезмае в грязи! Быстро надев их, причем на все четыре колеса, чтобы при спуске у меня были тормоза, мы поехали вперед, разумеется, как по асфальту, так как лучше цепей средства для снега и льда еще не придумали!
Заехали мы без проблем. На вершину некоторые автомобили затаскивала гусеничная техника, разумеется, не бесплатно. В основном этим пользовались микроавтобусы, которые доставляли людей к гостиницам. А те, кто не заехал на своих машинах, решили искать базы пониже, насколько я понял.
Проехав гостиницу “Азиш Тау”, мы поехали вперед и не без труда оказались в тупике. Дороги дальше не было. Примерно с этого места начинался Кавказский биосферный заповедник. Проехать туда на машине было нельзя, да и пешком в общем тоже нельзя, так как туда нужно было оформлять пропуск и так далее. Да и сейчас зима, там как бы снег не чистят :) Так что, я там не был, и не собираюсь по некоторым собственным убеждениям, но как я понял – “Если долго долго долго, то можно в Красную Поляну прийти”, наверное :)
А справа от нас располагалось снежное Плато! Да, кстати, почему же “Лаго-Наки”? Именно “Лаго-Наки”, а не “Лагонаки” и не “Лаганаки”!
Легенда! Тут все как обычно в общем. Жил-был бедный мальчик-пастух в горах, и однажды он увидел прекрасную девушку у ручья. Они влюбились друг в друга, но ее родители были богаты, и хотели отдать ее замуж за такого же. И тогда влюбленные убежали и вместе сбросились со скалы в этом самом месте, как раз где Плато! Так вот, мальчика звали Лаго, девочку – Наки (по другой версии - Накэ)!
Полюбовавшись видами, мы поехали назад и стали думать, где остановиться на ночь. Территория этого поселка была такая: несколько гостиниц, включая большую “Азиш Тау”, несколько не очень высоких лыжных трасс и трасс для санок, вышка мобильной связи, и база мчс.
Сначала мы решили попытать счастье в вышеназванной гостинице, так как она была самая большая и на ее территории были все зимние “развлекушки”. Номера здесь стоили, по меркам сегодняшнего дня, от 6200р. в сутки. Нам нужно было два номера, а это для нас было дорого. Вообще, гостиницы в горах всегда дорогие, если это не пустой домик с двумя кроватями. Однако, администратор нас обрадовала! Оказывается, здесь был еще и второй корпус – эконом! Цена там была 4400р. за всех, то есть по 1100р. с человека. Пойдет! Корпус находился левее от главного. В номере было четыре кровати и санузел. Холодильника не было, но это не являлось проблемой – он был за окном! Здесь было столько снега, что можно было открыть окно и положить продукты! :)
Разместившись, мы взяли напрокат санки и катались до вечера. Придя уставшие в номер, мы переоделись и поехали искать магазин. Но, оказалось, что таковых тут и нету как бы… Нет магазина? А мы не взяли с собой еду… только шампанское девушкам. Нормально! Да уж. Ну, поехали вниз, искать!
Так как цепи с колес я не снимал, мы без проблем спустились по заледеневшей к вечеру и без того снежной трассе вниз до моста, но и тут не было магазинов! Потом мы поехали куда-то вправо в гору, так как там виднелась дорога (вроде бы), и преодолев очень крутой подъем, оказались у какой-то базы. Но магазина не было и тут! Сторож лишь спросил, как мы сюда вообще поднялись на “девятке” :)
Вернувшись расстроенные в поселок, мы наконец нашли что-то типа столовой, но здесь еды уже не было – лишь одна тарелка борща и четыре банки тушенки. Мы купили консервы и пять последних кусков хлеба :) Пришлось все это разделить и на ужин и на завтрак! В следующих поездках в подобные места я учитывал наш горький опыт!
На следующий день мы собрались и поехали обратно, но не домой! По пути мы заехали на базар, где накупили еды, а потом решили посетить Большую Азишскую пещеру. Правда, здесь была такая огромная очередь, что мы решили оставить это дело на следующий раз, и отправились дальше! Вторую ночь мы хотели провести на другой базе, ниже чем Лаго-Наки, но выше трассы. Снова надев цепи на колеса, мы поехали вверх по лесу и вскоре оказались на территории турбазы под названием “Горное настроение”. Здесь были деревянные домики и корпус. Поселились мы в корпусе за 2500р. в сутки за номер, 1250р. с человека. В номере было две кровати, санузел, телевизор, холодильник и балкон, из окна которого сразу можно было выходить в снег, как в Азиш-Тау :)
Все было хорошо, но в час ночи, когда мы кушали и общались, свет отключили. Мы думали, что что-то сломалось, но как оказалось, свет здесь отключали на всю ночь всегда.
Проведя половину следующего дня на снегу (и в снегу тоже), мы отправились домой, но по пути у нас было еще одно мероприятие. Здесь недалеко была пещера “Нежная” и мы поехали ее искать. Заехав немного вверх от трассы на какую-то базу, мы сообщили сторожу, что хотим посмотреть пещеру. Он сказал, чтобы я прошел в домик неподалеку и нашел там женщину-проводника.
Войдя внутрь и поздоровался и спросил, где же мне найти проводника в пещеру. Одна из женщин, находящихся там, которая резала картошку (и, разумеется, не здоровалась), сказала, что сейчас она приготовит обед и сводит нас!
- А как скоро это будет? – спросил я.
- Без понятия, как приготовлю! – ответила она.
Я вернулся к машине и сообщил всем, что мы уезжаем, но народ запротестовал руками, ногами и другими частями тела со словами “Тебе не все равно, что она сказала?” и “Нуууууу, пожалуйста, давайте посмотрим, раз приехали!”. Я сдался и мы стали ждать, пока приготовится обед! Минут через двадцать пять он был готов и мы отправились в пещеру :)
Находилась она в лесу недалеко и от базы, и от трассы. Здесь была железная дверь. Открывалась она при оплате 200р. с человека. Внутри пещера была, конечно красивая, но мне, честно говоря, было уже все равно, я хотел побыстрее с этим закончить. Особенно после того, как нам сообщили, что фотографировать можно только по команде, после того, как мы дослушаем все легенды :)
Вообще, по рассказам одного знающего человека, эти пещеры официально не оформлены как бизнес, то есть по сути, человек платит за услуги гида, а не за вход! Но самому сходить не получится, просто никто дверь не откроет :) Дверь же здесь поставлена как бы для того, чтобы защитить пещеру от вандалов.
В этих краях, кстати, есть несколько не обустроенных пещер, открытых относительно недавно, но местонахождение тщательно скрывается группой энтузиастов! Посещать их, короче говоря, могут только избранные :) С другой стороны, это и правильно, иначе пещеры разграбят.
Когда мы выехали на трассу, было еще светло, и я предложил всем поискать дорогу в Мезмай отсюда. Компании, в общем, было все равно, и мы начали поиск! Увидев ответвление вправо и столики там, мы спустились. Здесь стояла машина с какими-то местными, судя по их нетуристическому виду. Я спросил у них, эта ли дорога ведет в Мезмай. Они, очень странно посмотрев на меня и на машину ответили, что да. Зря они это сказали :)
Снова надев цепи, мы погнали вниз, так как дорога вела именно вниз! Ехать было легко. Вокруг нас были заснеженные луга и лес! Может так и до Мезмая доедем?
“Девятка” хоть и проходимая, хоть и на цепях, но это не внедорожник!!! В общем, случилось то, чего и следовало ожидать – снег стал таким глубоким, что в один прекрасный момент мы просто намертво уселись защитой в онный! Причем, снег был твердый! Все, приехали!
Немного потолкав машину, что результатов не принесло, мы призадумались. Кстати, хороший повод проверить людей! Знаете же поговорку? :)
Одна девочка вскоре сдалась и начала паниковать, что мы здесь замерзнем и помрем!
В итоге все кончилось как обычно, а именно - “Уралом” за 5000 рублей по сегодняшним меркам! На самом деле, кончилось все “ГАЗом 66”, но обычно такие приключения заканчиваются именно “Уралом”, и реже - трактором :)
Зато есть что вспомнить! Но не снять защиту перед поездкой и полезть в очень глубокий мокрый снег на “девятке” – моя промашка!
Эвакуация из таких мест, вообще, всегда очень дорогая, потому что человек, попавший в беду, заплатит любые деньги. Пять тысяч - еще дешево. В более сложных случаях ценник бывает и 10, и 20, и 30, и далее. А бывает так, что стоящий неподалеку трактор и вовсе не поможет даже за деньги – не разрешает хозяин и все!
- Чего Вы туда “поперлись”? Сами виноваты!
МЧС же помогать здесь тоже не будет. Если бы человек пошел в поход, зарегистрировав свой маршрут, и не вернулся, тогда бы его начали искать. Или кто-то был ранен в горах, или замерзал. А так, подумаешь, застряла машина! Пройдитесь до трассы (или поселка) километр, поищите УАЗик.
С подобными эвакуациями я сталкивался позже еще ни раз, но уже при других обстоятельствах (разумеется, за плату сам я никого не вытаскивал).
Глава 3. Гуамка и Мезмай, возвращение зимой!
Через год после приключения в Лаго-Наках, я, наконец, решил отдохнуть в Мезмае, причем зимой! Но сейчас кое-что поменялось. Во-первых, была новая компания, а во вторых – вместе девятки появился внедорожник. До конца он готов пока что не был, но на нем можно было ездить в несложное бездорожье, и резина у него стояла зимняя нешипованная.
***
Проезжая станицу Нижегородскую, я сообщил попутчикам, что если поехать прямо, там будет Гуамское ущелье, но посмотрим мы его потом.
- А почему потом? Там идти надо? Давайте сейчас немного пройдемся! – попросила компания.
Было 4 часа дня, когда мы поставили машину на стоянку. Которая, кстати, располагалась на территории базы отдыха, но не отеля “Гуамка”, а другой. Номера здесь тоже были ничего (мы заглянули), но попроще, конечно, чем в том отеле. Попив кофе, мы отправились в ущелье, взяв с собой сосиски :) Вдруг проголодаемся! Тем более, вдруг сможем дойти до кафе с кофе? Там и покушаем!
Вокруг уже лежало немного снега, но идти по ущелью было возможно – сугробов еще не было. Да, кстати, поскольку все наши походные вещи были пока еще упакованы в машине, так как до конечного пункта мы не доехали, наши дамы пошли в сапогах на шпильках. А на мое замечание по поводу обуви сказали – “Ну и что? Мы же на чуть-чуть” :) Обычно, с подобных слов все и начинается :)
Подойдя ко входу в ущелье я заметил, что здесь кое-то поменялось. Во-первых, были установлены ворота, в которых, в прочем, были калитка. Во-вторых – облагорожена станция для паровозика. И самое главное - на воротах появились надписи такого рода: “Сошел грязевой оползень, по возможности не ходить! Без инструктора в ущелье ходить запрещено!” И самое главное - ”Проход по ЖД путям запрещен!”.
Короче, надписи на все случаи жизни. То есть, формально, вход в ущелье запретили, а штраф за это 100р, так как там хочешь не хочешь, а местами нужно идти только по рельсам.
Забегая немного вперед скажу, что все это появилось не просто так – вместо старого паровозика здесь появился настоящий локомотив с большими вагонами! Мы его увидели на обратном пути уже после Мезмая. И вот теперь ходить там нежелательно. Однако, ездит он только по выходным, а в будни и в вечернее время по ущелью все равно ходят люди из Гуамки в Мезмай, так как через перевал намного длиннее!
Поэтому запрет как бы был, но если очень нужно - зайти было можно!
Мы, естественно, пошли.
Пройдя метров триста, я заметил, что над нами вместо ручейков, которые я видел в здесь в прошлый раз, со скал прямо над головой свисали трех-четырех метровые сосульки. Таких я никогда в жизни еще не видел, тем более у себя над головой! :) Судя по разбитым массивным кускам льда на железной дороге - сосульки иногда падали вниз… Идти было опасно, но мы не отступили! Быстро проскакивая места со свисающим над головой льдом, наша дружная компания двигалась вперед! Миновав одиноко лежащий и местами покрытый снегом вагончик на дне ущелья, мы вскоре дошли до середины пути. Кафе! Сейчас погреемся! Или нет?
Разумеется, кафе не работало, так как мы были единственными туристами (сначала хотел написать - идиотами), которые, простите, поперлись в такое время года и в такое время суток по ущелью с целью - погулять! :) Возле кафе был домик лесника, но достучаться к нему не удалось. Ну что делать? Назад?
- А что там дальше? – спросила компания.
- Точно не знаю, вроде бы сначала какой-то мост, а потом поляны, - ответил я.
- А давайте дойдем до мостика?
- Вы уверены? Ну пойдемте!
И мы пошли дальше, на всякий случай прихватив с собой пару дровишек, лежащих у домика. Да, я не сказал. Я взял с собой маленькую бутылку бензина. Мало ли что!
До мостика мы дошли довольно быстро, так как было холодно и наш шаг был весьма бодрым!
Железная дорога проходила прямо посредине, а пешеходные дорожки по бокам, но во многих местах балки моста просто отсутствовали, то есть были дырки. Но, не смотря на это, мост мы перешли без приключений, и через минут десять заметили, что стало совсем темно. Мы остановились. Все замерзли, хотелось покушать и отдохнуть. Но тут, впереди, мы увидели место, которое, как нам показалось, было очень светлое, как будто сейчас день, и мы направились туда. Это был конец ущелья и начало тех самых полян!
Ура! Мы прошли все ущелье!
Когда мы вышли на поляны, сразу стало понятно, почему тут так светло - они были все в снегу! А благодаря полной луне - были освещены! Полян было несколько, все небольших размеров. Начинались они в конце ущелья, а заканчивались густым лесом. Железная дорога, правда, шла и дальше по лесу. Но судя по зарослям, поезд туда не ездил. А как я узнал потом, он и до этих полян не ездил - маршрут у него был только до кафе.
Мы нашли большое бревно, разместились на нем и попытались разжечь костер из захваченных у домика лесника дровишек. Но не тут то было! Не схватывались даже лучинки - дерево было сырое насквозь. Дальше я предпринял попытку разжечь дрова, облив их бензином. Но и тут нас постигла неудача - они все равно не разгорелись. Плюнув на это дело, мы съели имеющиеся у нас сосиски сырыми. Впрочем, сосиски продаются уже вареные - они просто были холодные :) Но нам нужны были силы для похода назад через ущелье! И, посидев на бревне минут пятнадцать, мы выдвинулись обратно.
Когда поляны остались позади, мы осознали, что у нас возникли проблемы - была почти ночь, а снега в ущелье почти не было, как и луны. И вокруг нас была просто кромешная тьма. Не было видно абсолютно ничего! Фонарика у нас с собой не было (это была моя промашка), а мобильным телефоном особо не посветишь, и была еще проблема - телефонов с собой было только два. Девушки оставили свои в машине, так как в ущелье не было связи. Посовещавшись, нами было принято решение идти назад вот как - первый идет мой знакомый, освещая дорогу первым телефоном, посредине идут две девушки, а я замыкающий со вторым телефоном, свечу им и себе под ноги. И мы отправились в обратный путь…
Толку от телефонов не было никакого. Мы шли на ощупь, стараясь становится только на шпалы, потому что по тропинкам было идти опасно - не было видно края ущелья. Вокруг была полная темнота! Справа внизу ревела река, кусты хрустели, раскачиваясь от ветра и было такое впечатление, что вот- вот оттуда выскочит дикий зверь… ну или горный маньяк (шутю) :) Вскоре к этому хрусту мы привыкли. Я шел и думал, что быть замыкающим не так уже и плохо, пока не решил зачем-то обернуться назад :) Нет, за нами не шел убийца с топором, но вид был жуткий! Ущелье каким-то образом позади нас слабо освещалось, не смотря на то, что впереди не было видно даже идущего первым моего знакомого, такая там была темнота! Тут мне вспомнились упавшие в пропасть паровозики, рассказы о том, что в этих местах обитает какая-то секта, которая собирается ночью в лесу, ну и остальные истории про приведений :) Кстати, это железную дорогу строили заключенные в или довоенное, или послевоенное время (честно, не помню, но давно) и их тут немало погибло вроде бы как.
Разумеется, после всех этих мыслей мне стало казаться, что за мной все время кто-то идет. Пару раз я даже как будто слышал чьи то шаги сзади, но больше не оборачивался! Я знал, что там никого нет, а шаги - это мое воображение (надеюсь) :) Однако, решил поведать обо всем этом моим спутникам - вместе то боятся веселее! После этого девушки забыли, что передвигаются на каблуках и мы, по их же просьбе, прибавили темп раза в три! Могут ведь! Могут быстро ходить, если приспичит :) Даже на шпильках по шпалам могут :)
Из реальных опасностей, на самом деле, было всего две - это дикие звери в этих местах ночью, и четырехметровые сосульки над головой по всему ущелью, про которые мы решили забыть - все равно теперь их не было видно, чего зря напрягаться :)
И вот так мы добрались до домика лесника. Это означало, что мы прошли примерно половину пути! В домике горел свет и мы решили попытать счастье еще раз и постучали. Нам тут же открыли! Лесник было дома. Это был хороший человек, который живет тут в горах совсем один. Но к нему часто заглядывают путники, которые ходят по маршруту Гуамка-Мезмай через ущелье. У лесника мы посидели пол часа, отогрелись, послушали истории про кабанов в этом районе, поблагодарили судьбу, что они нам не встретились, а лесника за то, что приютил, и выдвинулись дальше!
Шли мы также, как и раньше - один за одним по шпалам, и вскоре увидели огни отеля Гуамка. Все облегченно вздохнули - вот это приключение!
Кстати, здесь мы встретили идущих в ущелье людей. Видимо они шли в Мезмай. Правда, в отличии от нас, у них была соответствующая обувь, каски, фонари и ружья за спиной.
Нас с радостью встретил сторож на стоянке, который сказал, что уже собирался ехать за участковым и бить тревогу по поводу того, что компания ребят пошла ночью в ущелье и не вернулась. Извинившись за то, что заставили понервничать, мы поехали на забронированную мной гостиницу в Мезмае.
Благополучно заехав на слегка заснеженный перевал и также благополучно спустившись (хотя зимняя резина без шипов - гадость та еще), мы, наконец, въехали в поселок! Кстати, мы заметили, что тут горел свет почти в каждом доме и, как ни странно, работали почти все уличные фонари. Если кто-то из читателей хоть раз был ночью в горной сельской местности или живет там, то наверняка замечал, что обычно в таких местах по ночам полнейшая темнота.
Общий вид ночного поселка, освещаемого лучной, был красивый! Вокруг Мезмая стеной возвышались горы, на вершине которых уже лежал снег, а чуть ниже их обволакивала туманная дымка.
Преодолев мостик, мы свернули у магазина налево и через минуту справа от нас появился двухэтажный дом. Мы на месте!
Гостиница под названием “Мезмай” была весьма приличная для поселка. Тут была ухоженная территория, неплохие номера (правда, без туалета), спутниковое телевидение, камин в общей гостиной-столовой, и большая кухня.
Поужинав, мы завалились спать, а на следующий день начали исследовать поселок! Во-первых, меня все еще интересовала дорога отсюда в Лаго-Наки, так как я ее еще не нашел, и во-вторых – где-то здесь была пещера “Исиченко”.
В первый день нашего отдыха мы решили найти вышеупомянутую пещеру. Дорога к ней начиналась от окраины и вела в лес несколько километров по горной реке. Но, так как по самой реке идти было нельзя по понятным причинам, нам удалось найти тропу левее. Горы здесь были уже в снегу, поэтому путь давался не легко. Миновав сделанный здесь железный мост (раньше нужно было ползти через вырез в скале), мы дошли до довольно опасного места. Здесь мы по одному, по краю перебрались на другую сторону обрыва, держась за заботливо прибитую кем-то веревку с ручкой. Конечно, если бы не снег, проходить было бы легче, так как не было бы скользко. Минут через пятнадцать мы начали замечать на снегу следы диких зверей, а затем увидели пещеру! Но попасть в нее в этот раз нам не посчастливилось. Так как температура воздуха была немного выше нуля, из пещеры извергались бурные потоки воды. Немного отдохнув, мы отправились обратно в гостиницу.
Пожарив шашлыки и сходив в баню на территории, мы легли спать.
На следующий день нам все же удалось узнать у женщины-администратора гостиницы, где все таки находится дорога в Лаго-Наки, и еще мы заодно узнали, что как раз там рядом живет бабушка-целительница. Услышав это, женская половина нашей компании конечно же захотела погадать у нее. Собравшись, мы отправились в путь!
Свернув за магазинчиком налево, мы тут же начали крутой подъем по улице “Больничная”. Называлась она так, потому что на ней находилась больница – небольшое здание из дерева. Здесь я, кстати, первый раз увидел, как коровы стоят в очереди, одна за одной, и ждут, пока им откроют калитку в частный домик :)
Поднявшись вверх по улице, мы повернули направо.
Домик бабушки Паши (так ее звали) мы нашли без труда. Здесь не было звонка, поэтому мы несколько раз стучали в калитку, у которой гавкала собака. Минут через пять из дома вышла бабушка и сказала мне – “Не бойся ее, заходи!”. Собаку я не боялся, а не заходил потому, что никто ведь не открывал! Я же не знал, что нужно было заходить во двор без спросу и стучаться в дом :)
Бабушка Паша на вид была обычная старушка. Хотя, я представлял, что ко мне сейчас выйдет женщина в цыганском наряде с хрустальным шаром в одной руке и картами Тарро в другой! Жила она одна, но иногда, как она сказала, ее навещала племянница, что, я считаю, очень хорошо ! Домик у нее был деревянный, очень давней постройки. Во дворе были куры и утки, а задняя часть двора уходила в лес в крутую гору. Сказав ей, что нужно погадать девушкам, я пошел на ними и проводил до домика.
Примерно через час, когда сеансы закончились, мы поехал наконец искать нужную мне дорогу! Она, кстати, начиналась как раз от улицы, с которой мы свернули направо. То есть, сейчас мы поехали в обратную сторону, и вскоре слева увидели кузницу, после которой дорога пошла круто вверх. Поехали!
Дорожное покрытие здесь уже было укутано снегом, в отличии самого Мезмая, но машина легко проезжала ямы, неровности и снег. Это уже не “девятка”! Преодолев затяжной крутой подъем, мы оказались на более-менее ровной местности (как я узнал потом, равнина было временным явлением) и вышли из машины полюбоваться природой. Вокруг была настоящая зима! Все было белое и шел снег! Следов других машин на дороге не было. То есть они, возможно, тут и были, но их замело. Значит поедем, как обычно, на ощупь!
Ямы под снегом, конечно, здесь были глубокие, но в некоторых местах были съезды и объезды по полям, чем мы иногда пользовались.
То что это именно нужная нам дорога, никто уже не сомневался, но сейчас Лаго-Наки были не единственной целью, и даже не первой! Дело в том, что я вычитал в интернете, что где то в этих краях есть какая-то заброшенная деревня (на самом деле поселок, станица, аул (РА) и т.д. так как деревень у нас нет). И, конечно же, мне, непременно, нужно было найти это заброшенное поселение в горах! Это же так интересно! Правда никто, разумеется, не знал где оно. Будем искать!
Снова проехав множество спусков и подъемов, мы вдруг увидели съезд влево. Это была вроде бы дорога, но я сначала сомневался, так как там было очень много снега. Надо попробовать! Мы свернули в лес и вскоре я понял, что это все таки дорога!
Минут через пятнадцать справа мы увидели домики! Ура, нашли!
Подъехав через снежное поле вплотную к шлагбауму (зачем он тут?), мы выпрыгнули из машины и пошли исследовать поселение!
Здесь было штук десять старых домов, которые не были закрыты. Внутри были кровати и всякий хлам. Но было здесь одно или два здания побольше, не похожие на домики, поэтому у меня закрались сомнения, что это заброшенное поселение. Это какая-то база!
После исследование этого места, народ вдруг захотел покушать, и не только. Как раз кончился снегопад и выглянуло солнце! Самое время!
Сделав стол на капоте, мы приступили к трапезе. Но так как я был за рулем, то в питье ограничился употреблением кофе, который сделал в небольшом чайнике с инвертором 12-220 вольт. После трапезы вдруг кто-то вспомнил, что когда-то слышал, что как раз в этом месте находится два холмика. Это якобы могилы Лаго и Наки. Ну что же, пойдем искать! Прогулявшись полчаса по сугробам по колено и промокнув, мы вернулись к машине, разумеется так ничего и не найдя (вот людям делать нечего :)! Тем более, как я уже писал, та пара самоубилась в другом месте (простите, что так не романтично!).
В Лаго-Наки мы, конечно, сегодня уже не успевали, так как еще нужно было собрать вещи и высохнуть самим, и было принято решение ехать назад. Доехали мы довольно быстро, слушая, как свежий снег шуршит под колесами. До кузницы, правда, мы практически скатились на “ABS”, так как зимняя резина в таких условиях дорогу уже не держит. Хотя, по моим прикидкам, летом здесь можно проехать и на “девятке”, если очень осторожно.
Собрав вещи и прощавшись, мы решили исследовать поселок дальше, пока светло. И поехали вглубь от гостиницы. Проехав еще один мостик, мы вскоре уперлись в тупик. То есть, это был конец поселка. Тут справа мы увидели какую то базу вроде бы. Постучавшись, мы узнали интересующую информацию. Эта на самом деле была база и здесь сдавались не номера, а целые домики! И в каждом был туалет и душ.
- Такс, в следующий раз попробую отдохнуть здесь! – подумал я, и мы отправились домой, по пути обнаружив вторую дорогу на выезд из Мезмая, как бы запасную, но с очень крутым подъемом.
P.S. к это главе.
Через полгода, в случайном разговоре в одной компании я узнал, что заброшенный поселок, который мы посетили, на самом деле весенее-летне-осеняя база Кубанского государственного университета под названием “Камышанова поляна”. Зимой она не работает, но вроде бы там должен быть сторож. Интересно, как он там живет? :)
Глава 4. Много снега! Соединяем Мезмай и Лаго-Наки!
Примерно через год, сразу после новогодних праздников, мы решили съездить в Мезмай! Мы – это новая компания. Помните мою знакомую Иру, и Лешу с Лилей из моего рассказа про Египет?
Начав приготовления к поездке, я попросил Иру позвонить нашим “Синайским” знакомым с целью продолжить совместный отдых! Короткий разговор с ними без слов “Ну” и “Не знаю” весьма порадовал:
- Поедете в Мезмай на эти выходные?
- Что с собой брать? Как одеться? Хорошо, встречаемся завтра в 7 вечера сразу за постом.
Встретившись в назначенное время, мы поехали в сторону Апшеронска. Наша компания состояла из семи человек – я, Ира, ее дочь, Лиля, Леша, их сын и еще ребенок их же знакомых. Ехали мы, разумеется, на двух машинах – мой внедорожник и не мой кроссовер :)
До станицы Нежегородской доехали без приключений, хотя, я немного отставал, так как сейчас у машины вместо зимней резины появилась экстримальная, на которой выше 70 км/ч ехать было некомфортно даже по асфальту, не говоря о сколькой дороге.
Гуамское ущелье мы решили оставить на потом, так как уже было совсем темно, и начали подъем на перевал в Мезмай.
Первую четверть пути ехали мы нормально, а вот дальше начались проблемы. Когда пошел резкий крутой подъем, кроссовер ехать отказался. Он просто остановился посреди подъема и все. Увидев, что сзади нет фар, я вернулся и мы начали решать, что делать дальше. Хотя, тут был только один вариант – буксир.
Кстати, я не сказал, что за пару часов до этого начался очень сильный снегопад и выпало сантиметров пятнадцать-двадцать снега. Но это было еще полбеды – под снегом покрытие представляло собой блестящий лед.
Я размотал заднюю лебедку и пересадил всех пассажиров ко мне в машину. Потом я попытался тронутся сам на этой горке и у меня получилось. Но впереди была задача посложнее – тронуться с двумя тоннами на прицепе. Это у меня получилось тоже, хотя я был уверен, что придется спускаться вниз и прицепом подниматься заново. В итоге, экстремальная резина неожиданно оказалась не хуже зимней, а то и лучше, хотя на большей скорости, чем 50 км/ч по льду на ней ездить не приятно. Разумеется, помогло еще то, что все сели ко мне в машину и она стала тяжелее.
И вот, мы на пике перевала! Идет сильный снег, вокруг все белое, включая нас, так как мы вышли на улицу, потому что здесь возникла проблема похуже - впереди был крутой спуск и кроссовер начало “нести” на нем. Дело в том, что у него не было пониженной передачи. То есть, у него был режим “L”, но это либо первая, либо две первых (первая-вторая). Но не пониженная. В итоге, с горки он начинал разгоняться, а тормозами здесь пользоваться было бесполезно, да и “ABS”на малой скорости не работала, а если бы работала, то не помогла бы. Сходив и посмотрев, какой крутой затяжной спуск по льду ожидает нас дальше, стало понятно, что вторую машину мы разобьем. Кое-как спустившись боком до начала этого крутого спуска, Леша поставил машину в карман - он тут был сделал как раз ‘в тему”! В общем, было решено оставить кроссовер здесь, немного присыпав его снегом, типа будет не видно :)
После этого мы перегрузили часть вещей ко мне и начали первый рейс по доставке народа в Мезмай! Очень аккуратно на первой пониженной передачи я начал спускаться с этого ледяного склона. Машина часто пыталась уходить в срыв, но мне удалось спустить ее почти ровно и без приключений. Уже была почти ночь и вокруг ничего не было видно, но я знал, что слева находится крутой обрыв без ограждений, поэтому при спуске слегка нервничал – ведь у меня столько народу в машине!
Добравшись до гостиницы, мы оставили детей греться и поехали делать второй рейс – забрать Лешу и остаток вещей. С большим трудом мне удалось преодолеть этот ледяной спуск, а в данном случае подъем, и спуститься с него еще раз, и примерно в полдвенадцатого ночи мы все, наконец, оказались в Мезмае. Кстати, часть людей поселилось в другой гостинице, а точнее в частном доме, где сдавались комнаты. Так вышло потому, что второй домик на забронированной мной базе освобождался только утром.
Совместно поужинав, мы попрощались до утра.
В 10 часов я заехал за народом, чтобы перевести их на базу с домиками. Они к этому времени уже были готовы и сообщили, что снег шел, оказывается, всю ночь и перевал закрыт, а точнее - просто непроезжаем, и все идут пешком, не доезжая даже до пика. А чистить его будут только завтра. Но с машиной все в порядке. Леша встретил “пионеров”, которые рассказали, что видели на перевале машину и с ней все хорошо. Отлично!
База была всеми единогласно одобрена. Находилась она, как я уже писал, на окраине и здесь было очень тихо. В каждом домике была душевая кабинка с нагревателем, туалет и миникухня. На территории находилось озеро, правда сейчас оно замерзло, как и водопады, впадающие в него :) Место так и называлось – “У озера”
Разместившись и позавтракав, мы решили отправиться в Лаго-Наки, а точнее – попытаться. После такого снегопада какая там дорога??? Предупредив, что мы, скорее всего, не доедем до места, я пригласил всех в машину! Всемером ехать было немного тесновато, но, в общем, терпимо.
Не смотря на мороз, снег по пути был мокрый, а не сухой, что сильно осложняло движение. Плюс снега было очень много! Так много, что выйти из машины, чтобы не утонуть, было практически невозможно! Здесь пригодились бы снегоступы. Хотя, в Абхазии на озере “Рица” зимой снега было по более, и ничего, проехали же :)
Несколько раз используя лебедки, нам все же удалось добраться до выезда! Вот слева столики! Ура! Наконец то я проехал эту дорогу! Вытащив необдуманно съехавшую к столикам (прям как я на девятке) застрявшую машину, мы начали подъем уже по трассе! Дорога была вся в снегу, однако, машины ехали уверенно, но до начала крутого подъема за мостиком. А там началось “как обычно” :) Но помощников на месте хватало, поэтому мы просто всех объехали и остановились только у гостиницы “Азиш-Тау”. Здесь мы взяли напрокат санки и все вместе катались, пока не надоело! Я, кстати, успел заметить, что в поселке появилось несколько новых крупных гостиниц.
А завершающим этапом нашей снежной прогулки здесь была фотосессия на краю пропасти, где за снеговой тучей скрывалось зимнее плато!
По пути назад мы решили заехать в Большую Азишскую пещеру, и нам повезло, так как большой очереди в этот раз не было, а точнее – вообще никого не было.
Здесь было все более налажено, чем в “Нежной” (я про гида) и стоило тоже 200р. с человека. Правда, чтобы пойти внутрь, надо было ждать, пока наберется группа. Но, видимо, прошлая группа только что посетила пещеру (поэтому никого и не было), а новая набираться не спешила, поэтому сама администратор предложила нам сходить самостоятельно. Попросила лишь не срывать сталактиты.
Мы вошли внутрь и спустились по лестнице. Пещера, конечно, была красивая, но мне было не очень интересно, так я не любитель обустроенных пещер, где нужно просто идти по мостику, и есть освещение. Нет трудностей преодоления! Мы дошли до “Пальмы”, у которой нужно было загадать желание, и вернулись назад. Пещера, кстати, до конца не исследована, но обычным людям пролезать туда, где нет мостика – запрещено.
Обратно на базу мы доехали без проблем, так как спускаться по такому снегу обычно легче. Пожарив шашлыки, мы всей дружной компанией пошли кушать их в баню, которая была на территории. Я даже попрыгал в снег :)
На следующий день, после обеда, мы выдвинулись домой.
Но возникла небольшая проблема. Машина с таким двигателем (4 литра) и на таких колесах, в нелегком бездорожье “кушает” прилично бензина. Запас, конечно, был, но вдруг придется снова тащить вторую машину через перевал? Заправок в поселке, разумеется, не было, но у местных было все предусмотрено! Сотрудники базы дали нам телефон человека, у которого был бензин. Быстро найдя нужный домик, у нас появилось +20 литров топлива, по цене чуть дороже, чем на заправках, но терпимо. Вынес канистру и забрал деньги, кстати, мальчик лет семи-десяти, так как его отец был на работе!
Перевал как раз уже заканчивали чистить, поэтому вторая машина смогла проехать пик почти без проблем. За два дня простоя, ее никто не тронул, что радовало. Кстати, впереди нас ехала скорая помощь “Газель”, причем довольно резво! Когда мы рассмотрели ее, то увидели, что у нее на колесах стоят цепи! Ну, правильно, не только же на “девятке” так ездить :)
По пути мы заглянули в Гуамку. Ущелье, занесенное снегом, пребывало с безмолвной тишине…
P.S. Дорогой читатель! Несколько последних лет я не был в тех краях по причине отсутствия хорошей компании. Возможно, что-то поменялось в описанных мною местах!
Виталий Вэнс, 2015 год.
комментарии - 4
Наталья Бобко, NatashaB61, Здравствуйте, благодарю за отзыв!
ОТВЕТИТЬВиталий! Это просто адреналин-раш какой-то! Вам РЕСПЕКТ как водителю и инициатору таких путешествий. Хотя, авантюрно, конечно)
ОТВЕТИТЬелена уляшина, Elena0604, NatashaB61, Здравствуйте, благодарю за отзыв, было весьма интересно! Особенно, когда хорошая компания )
ОТВЕТИТЬ
Вот это приключения! Спасибо, было очень интересно читать.
ОТВЕТИТЬ