ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 01.09.2016
  • Страны, города: 20 / 261
  • Путешествия: 5 718
  • Места и события: 1 362
  • Рейтинг: + 715 030
  • Репутация: + 67
  • Заметки: 99
  • Читательский охват: 302 900
  • Вопросы и советы: 10
  • Оценки и отзывы: 2 732
  • Друзья: 71
  • Фото: 14 172
330 рейтинг
11 Нравится
0 В избранном
4 комментариев
57 Просмотры
пожаловаться
поделиться

«Бал» в «Марьино»

Памятка туристу, Отчет о путешествиях в Россия, Ленинградская область; Россия, Тосно

Душным и пасмурным июльским днем представилась возможность покинуть Петербург и посмотреть на опыт восстановления усадьбы частными усилиями. Речь идет о знаменитой усадьбе «Марьино», принадлежавшей сначала Строгановым, а потом Голицыным. Считается, что проект усадебного дома был заказан А. Воронихину (бывшему крепостному Строгановых), а завершен в 1819 году его учеником И. Ф. Колодиным. Им же был разбит английский парк и построены некоторые павильоны. Расцвет усадьбы пришелся, когда им владела Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына, дочь знаменитой «усатой княгини» Голицыной, ставшей прообразом Пиковой дамы.

Судьба усадьбы «Марьино» после революции обычна для дворянских имений. Сначала здесь был создан музей дворянского быта. В конце 1920-х, когда подобные музеи стали закрывать, усадьбу передали одному из институтов Академии наук для опытной станции и дома отдыха. А предметы убранства дома и художественные произведения распределили по музеям Ленинграда. В годы немецкой оккупации здесь были госпиталь и казино. В 1959–1965 гг. реставраторы восстановили внешний облик усадебного дома и приспособили его для детского дома. Затем здесь работал профилакторий ленинградского завода «Сокол». В лихие 90-е, по разрушительной силе мало уступавшие революционным, завод практически развалился, стал объектом дележа. В 2008 году усадьбу приобрела Галина Степанова. Вскоре в СМИ пошли положительные публикации: воссоздан английский парк по плану 1845 года, реконструированы мосты, очищены пруды, декорированы фасады водонапорной башни в парке. Реставрированы восемь скульптур львов, сделанных из пудожского камня (они с 1821 г. «сторожат» входы четырех флигелей дворца). В парадных помещениях работает музейная экспозиция, формируются коллекции живописи, предметов декоративно-прикладного искусства и гардероб исторических костюмов XIX в. Все работы по восстановлению усадьбы ведутся при участии видных архитекторов и искусствоведов, квалифицированных реставраторов. За короткое время создан культурно-исторический центр, в котором можно при желании и наличии денег пожить. Вот на это и поехала взглянуть.

Первое, но что обратила внимание, обилие цветников в парке. Особенно перед усадебным домом и центральным прудом.

Для английского, т. е. пейзажного, парка это не характерно. Забавно, на территории усадьбы расставлены копии картин, в т. ч. с изображением Марьинской усадьбы, как образцы, на которые следует ориентироваться и, по всей видимости, ориентировались новые владельцы, когда восстанавливали парк. Куда же «восстановители» смотрели? Конечно, огороды, розарии – все это при усадьбах было. Но они размещалось в глубине, а парадный вид такими вещами не «портили».

По поводу восстановления парадных залов (по словам экскурсовода, восстанавливалось по историческим документам, фотографиям конца XIX – начала XX века) ничего сказать не могу. Мебель и различные предметы быта, якобы приобретаются на аукционах; критерий – соответствие временному периоду, т. е. 20-40 годам XIX века. 

1/7

Прохожу мимо письменного бюро, вижу открытку. Извините, иллюстрированные почтовые карточки появились только в конце XIX века. Переворачиваю открытку… О!. Гатчинский дворец-музей в конце 1920-х. Открытка, выпущенная Управлением дворцами-музеями (была такая организация, в ведении которой находились пригородные дворцы Ленинграда).  Если остальные предметы имеют такое же временное соответствие, то…

Ну, да ладно! Подкупает то, что бытовых предметов в интерьерах много. Бытовая насыщенность в государственных музеях, как правило, «проседает». И все это можно потрогать руками, ничего не убрано в витрины. У нас сразу возник закономерный вопрос. По словам экскурсовода, за все время ни одна вещь не пропала, не была сломана. Это удивительно! Неужели доверие может творить чудеса.

Владельцы скопировали семейный архив, он теперь размещается в одном из помещений. В любой момент можно достать папку, сесть в кресло и читать… Это действительно здорово!

Я не против интерактивности. Я обеими руками «За»! В данном случае даже не важно, какой процент из вещей, представленных в экспозиции, относится к XIX в., главное, что внешне все выглядит «старинно», антикварно и стильно.

Я не против игровых моментов. Культурно-исторический центр располагает целым гардеробом костюмов (для проживающих в гостинице они предоставляются бесплатно). Одевшись «графом» или «княгиней» можно свободно погулять в парке и доме, поиграть в бильярд, покататься в экипаже старинной конструкции. 

Можно спуститься в подвалы, там тоже все хорошо. Бывший ледник и другие хозяйственные помещения насыщены бытовыми предметами прошлых времен и консервами собственного фермерского хозяйства. 

1/7

А для создания атмосферы старого дворянского гнезда – особый экспонат (наверное, именно такие ассоциации должны появляться, думая об «усатой графине»… не знаю…)

Вход в парк – свободный, в усадебный дом – 500 руб., экскурсия – 1000 руб. Начальная цена для проживания – 14500 руб. за двухместный номер. Кому мало, найдется за 37000, но это – предел. Какой культурно-исторический центр? Если называть вещи своими именами, создана элитная гостиница в здании начала XIX в. с интерьерами «под XIX век», потому что оригинальные интерьеры давно уничтожены. Экскурсовод очень хотела показать нам номер. Не получилось. Все номера были заняты! Китайцы это себе позволить могут. Нам даже минут на 15-20 задержали экскурсию, поскольку был занят Белый зал, где группа китайских товарищей вела съемку, как выразилась служащая, китайской версии «Войны и мира», а второй экскурсовод был занят организацией великосветского бала.

Мне подумалось, что, может быть, стоит поучиться у китайцев вот так по-детски радоваться жизни. Брать то, что предлагают, не задумываясь, соответствует это исторической правде или нет, хорошо отреставрировано или не слишком.

Для них специально празднично убрали центральное крыльцо, 

где они продолжили фотосессию: вероятно в знак победы над Наполеоном, они дружно поднимали бокалы с шампанским.

Я действительно не против этого интерактивного интерьерного музея-отеля. Мне не понравились только парковые сооружения (правда, не все!), выбор которых лишен научности, вкуса и стилистической осмысленности. Например, металлический вантовый мост никак не попадает в стиль английского парка середины XIX века. Я уж не говорю про красный цвет советского конструктивизма, в стиле которого сделаны пилоны.

Изумила «декорация» типовой советской водонапорной башни. 

Конечно, она расположена рядом с церковью, построенной в готическом стиле, и в этом смысле выбор стиля «декорации» оправдан, но… совершенно неуместен. Совершенно изумительно она смотрится в таком сочетании. 

Китайские павильоны в русских усадьбах встречались довольно часто. Мода была тогда такая. Вспомнить хотя бы Александровский парк в Пушкине. В современном «Марьино» «китайщина» балансирует на грани китча. 

Хотя, ладно, с китчем не все так просто. В водоеме отражение красивое. Рядом березка для контраста. 

Вовсю идет облагораживание территории, хозяева продолжают обустраивать усадьбу. 

1/2

Поворачиваешься спиной к беседке… Какой дивный вид открывается на речку Тосна!

Владельцы поспешили отпраздновать 200-летие усадьбы в 2011 г., хотя строительство велось до 1819 г. В честь 200-летия в парке появилась колонна, сверху украшенная золоченым двуглавым орлом, а снизу – двумя собаками – русскими псовыми борзыми. По словам экскурсовода, борзая была выбрана символом усадьбы. Вот уж этот «столп», действительно, «ни Богу свечка, ни черту кочерга».

А нелепые фигуры страусов (их выращивают на усадебной ферме) рядом с беседкой! 

Блестящие яйца, наверное, символизирует процветание дел на приусадебной ферме. В «Марьино» есть свое хозяйство, где среди прочего разводят страусов.

Когда фотографировала, рука у меня постоянно дергалась: то немного правее, то левее, чтобы современная клумба или шатры для отдыхающих не попали в кадр. Уезжала с ощущением чего-то ненастоящего. Это даже не новоделкино, а самоделкино. Не могу поверить, что если работы велись при участии «видных архитекторов и искусствоведов, квалифицированных реставраторов», то появились бы такие «шедевры». Это, скорее, «хромает» вкус хозяйки «Марьино». Хотя… Пример Константиновского дворца и парка, подвергнутых не столько реставрации в направлении «к Микетти», сколько ремонту под вкусы чиновников, показывает, что надеяться на качественный результат нынче не приходится даже в том случае, если на реставрацию выделяются огромные государственные средства и работают профессионалы. Декларировать сохранность объектов культуры у нас научились, а вот контролировать этот процесс, спрашивать за результат – еще нет.

Впрочем, может быть то, что сделано в «Марьино», лучше, чем запустение и разрушение под патронажем Комитета по культуре. За пару десятилетий пустующее здание может превратиться в руины. В Ленинградской области уже не одна усадьба погибла таким образом. Недаром в советское время памятники культуры отдавала в аренду различным организациям (детским домам, домам отдыха, психбольницам, институтам). Это был хоть и не идеальный, но способ сохранения.

Наглядный пример – Троицкая церковь в «Марьино», вернее, в деревне Андрианово, поскольку усадьбе ее не передали. Согласно федеральному закону о религиозном имуществе, ее должны были передать РПЦ. Но церковь ее не приняла. Это же не Исаакиевский собор, на государственные средства приведенный в отличное состояние, который и дальше будет поддерживаться государством, а РПЦ только купоны стричь будет.

Родовая усыпальница Голицыных находится уже в таком состоянии, что ее стоило бы законсервировать, а не создавать новенький объект. Именно в руинированном виде, предотвратив дальнейшее разрушение кладки, и сохранять дальше, поскольку романтические руины идеально отвечают стилю английского парка. Но консервация, подчас, стоит дороже реставрации.

В целом усадьба прекрасна, усадебный дом впечатляет.

Дом выглядит не с иголочки, по всей видимости, реставрируется частями.

Но, это создает впечатление настоящей старой усадьбы. 

Львы сохранились с начала XIX века,

1/2

парк велеколепен.

1/10

Пруды, прада, грязные, не чистили давно.

1/3

Но кувшинки цветут.

1/2

Приезжайте в "Марьино", если не на бал, то хотя бы погулять в парке.

ДОБАВЛЕНО 4 августа 2018 09:04

комментарии - 4

Вера Vera Сочи, Турист
09:20 04.08.2018

Интересная заметка! Жаль, конечно,что в прцессе реставрации теряется истинный дух, образ места.... Но это почему- то случается всё чаще. Хочется посмотреть, как всё было тогда, давно, а видим какие-то декорации...

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
10:31 04.08.2018

Вера Vera, Все упирается в деньги. Хозяйка и старается, это видно. Но услуги консультантов, архитекторов, реставраторов стоят аховых денег. При невозможности их заплатить, приходится справляться собственным разумением. Непрофессионалу сложно с этим справиться. Отсюда результат...

ОТВЕТИТЬ
NushaTa Колпино, Турист
14:10 20.08.2018

Марьино чудное место, туда тянет вернуться. А то, что вместо утраченного старого появляется новое, то возрождение лучше разрушения и полного забвения.

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
14:39 20.08.2018

NushaTa, Несомненно.

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ