ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 30.10.2018
  • Страны, города: 0 / 0
  • Путешествия: 0
  • Места и события: 0
  • Рейтинг: + 812
  • Репутация: 0
  • Заметки: 10
  • Читательский охват: 807
  • Вопросы и советы: 0
  • Оценки и отзывы: 0
  • Друзья: 0
  • Фото: 238
0 рейтинг
0 Нравится
0 В избранном
0 комментариев
8 Просмотры
пожаловаться
поделиться

СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА - ОСЛО

в Россия, Москва; Норвегия, Осло; Швеция, Стокгольм; Латвия, Рига

В Осло наш лайнер пришвартовался в самом центре города около крепости Аксерскис в нескольких сотнях метров от городской ратуши.

Слева – внизу, где стоит гигантский лайнер, в 1968 г. пришвартовался теплоход «Мария Ульянова». В верхней части снимка справа коричневое здание — это ратуша, а чуть выше и левее – желтое здание – это королевский дворец.

Еще ближе к ратуше швартовались небольшие рыболовные суда. Там был развернут рыбный рынок, где продавался свежий улов, где можно было полакомиться и свежими только что выловленными и сваренными на барке креветками, и морепродуктами. Мы не избежали этого соблазна и один раз закупили креветок и втроем с Глебом и Валерой отправились с ними на корабль за советским пивом, которое можно было купить на чеки Госбанка СССР (не тратить валюту).

Вот как выглядели эти чеки Госбанка СССР. Они брошюровались в книжицы на 10 рублей. Там были чеки на 5, 3 и 1 рубль и на монеты по 20, 10, 5, 3, 2 и 1 копейки. Нам меняли по 30 рублей на туриста. Чеки обращались только на теплоходе (в барах, ресторанах и магазинчике). Причем купить на них можно было только товары советского производства. Цены в баре были демократичными: чашечка кофе – 5 копеек, чай – 3 копейки, 50 г. коньяка - 60, столько же водки -40 копеек, а бутылка пива жигулевского – 40 копеек.

После завтрака, когда туристы, пройдя таможенный и паспортный контроль, начали спускаться на причал к автобусам, ко мне подошел помощник капитана корабля по пассажирам и предложил остаться на пресс-конференцию местных журналистов. Пресс-конференцию проводил пресс-атташе советского посольства в Осло. Это был высокий худощавый молодой человек лет тридцати с аккуратной короткой стрижкой, одетый в черный костюм с галстуком. В пресс-конференции участвовали директор круиза, капитан корабля и несколько туристов. Помню, были профессор, врач-педиатр из Грузии, еще один профессор из какого-то научного института из Ташкента. Я же представлял рабочий коллектив Московского автозавода им. Лихачева… Мои коллеги по пресс-конференции были с женами. Пресс-конференция проводилась в уютном помещении бара. Перед началом пресс-конференции пресс-атташе успокоил нас, что он лично проведет экскурсию по городу вместо пропущенной. Народу на пресс-конференцию набралось много. Все столики в баре были заняты. Мы, трое участвующих от лица туристов (жены были не в счет, их отпустили гулять по теплоходу) договорились сесть за один столик и держаться вместе. Официантки в белых фартуках непрерывно разносили на подносах спиртные напитки (бокалы, минералка, маленькие бутерброды и фрукты предварительно были расставлены на столах). И многие, не дожидаясь начала пресс-конференции потянулись к бокалам. Как-то так получилось, что нашу троицу быстро растащили по разным столикам. Вел пресс-конференцию атташе. И первое слово он предоставил капитану корабля, который немедленно предложил всем выпить, а затем стал рассказывать о теплоходе. Директор круиза рассказал о туристах, представлявших все 15 союзных республик, не забывая при этом напоминать про бокалы. Особой популярностью пользовалась «Столичная». Потом начались вопросы и ответы. Особенно журналисты пытали нас троих. Какая работа и зарплата, какая семья, какое жилье. Сколько заплатили за путевку. Узнав, что я с автозавода и работал в недалеком прошлом кузнецом, попросили показать руки. И один журналист даже пощупал на руках мозоли…. Поверили… Потом все налегли на выпивку и довольные разошлись осматривать корабль. Мы же с присоединившимися к своим мужьям женами остались за столиком в ожидании обещанной экскурсии. Чтобы скоротать время девушки принесли нам кофе и бутерброды….

Автобусы ждут туристов. На снимке видна угловая башня крепости Аксерскис

Перед посадкой в автобусы

Пресс-секретарь про нас не забыл и часа через полтора позвал нас в поездку по городу. У него был довольно потрепанный «Москвич», и мы вшестером едва уместились в машине, особенно учитывая объемы советских женщин…

После поездки по центру города мы подъехали к парку Вигеланда. Бросалось в глаза большое количество бегающих людей. Несмотря на прохладную сырую погоду норвежцы в спортивных костюмах бегали по улицам города. А в парке их было особенно много. Наш сопровождающий пояснил, что бег очень популярен у норвежцев и способствует не только укреплению здоровья, но и продолжительности жизни. В те годы средняя продолжительность жизни в Норвегии была самой высокой в Европе…

Центральной монументом Парка скульптур Вигеланда является «Монолит» (нам его назвали «Столб жизни») сложенный из скульптурного изображения 121 человеческих тел! Высота «Монолита» 14,2 м, а вместе с плато -17,3 м. На ступенях плато (площадки вокруг монумента) установлены 36 гранитных скульптур. Я бы сказал, что все скульптуры — это гимн телу человека.

Скульптура «Монолит»

Я бы сказал, что все скульптуры — это гимн телу человека. Скульптура «Монолит» создавалась 17 лет! (с 1928 по 1945 гг.). И даже в годы фашисткой оккупации продолжалось сооружение выдающегося монумента.

Мы поднялись на плато и стали осматривать скульптуру со всех сторон. Кроме нас на плато был еще только один человек, небольшого роста, довольно плотного телосложения с портфелем в руках… Услышав русскую речь, он подошел и спросил откуда мы. Я ответил, что мы из Советского Союза туристы… Он обрадовался и сказал, что он тоже русский, но из Израиля, куда он уехал с родителями много лет назад. Здесь в командировке. И стал расспрашивать о Москве, знакомых ему с детства улицах. Немного рассказал о шестидневной войне (1967 г., война на Ближнем Востоке между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой), на которую его тоже мобилизовали… У него слезы стояли в глазах, когда я ему подарил на память маленькую матрешку. Он, наверное, был счастлив в этот момент… Наш пресс-атташе был несколько растерян от происходящего, но подойти не рискнул… Я ему сам сказал, что этот человек из Израиля и был счастлив встретить в далекой стране своих бывших соотечественников.

С нашими соотечественниками была устроена встреча и на теплоходе. Вечером на теплоход были приглашены члены общества норвежско-советской дружбы. На корабле собралось много гостей. В основном русские люди, попавшие в Норвегию после второй мировой войны. Миловидная женщина привела с собою двух дочерей в возрасте чуть больше двадцати лет. Сама она из Белоруссии. Была угнана на работу в Германию. Попала в Западную оккупационную зону, познакомилась и сошлась с норвежцем, служившим в армии союзников. Он ее увез в Норвегию, поженились, родила двух дочерей. Очень скучает по родине… Пришла на теплоход пообщаться с русскими. Дочерей воспитывает в любви к Советскому Союзу, его культуре и традиции. Девушки владеют русским языком и с удовольствием общались с туристами… И таких встреч было немало.

На следующий день наш ждали музеи кораблей викингов, «Кон-Тики» и «Фрам». Все эти музеи находились недалеко друг от друга.

Музей «Кон-Тики»,

Музей «Фрам». Снимки сделаны мною 22 апреля 1968 г.

Музей «Кон-Тики» был открыт в 1950 г. и посвящен путешествию Тура Хейердала и пяти его спутникам в 1947 году от Перу к островам Полинезии, как доказательства возможности жителей Полинезии в древности совершать длительные переходы на плотах и достигать континенты. Проплыв на «Кон-Тики» более 3000 морских миль до атолла Рароиа архипелага Туамоту. Пять членов экипажа «Кон-Тики», включая Тура Хейердала были норвежцами, а шестой – Бенгт Даниельсон - шведом, ученым, занимавшимся исследованием миграцией островитян. На плоту Бенгт Даниельсон был коком и перевозчиком, единственным владевшим испанским языком. Даниельсон был самым молодым членом экипажа плота. Как-то так получилось, что мне в руки попала книга Даниельсона «Счастливый ост-ров» о поездке автора с женой спустя год после путешествия на «Кон-Тики» на атолл Рароия. Причиной поездки были желание автора изучить историю и быт островитян и… болезнь его жены, нуждавшейся в перемене климата. Книга стала популярным изложением научного трактата Даниельсона о полинезийцах. В те годы я увлекался приключениями и путешествиями и собирал об этом книги. Естественно, книга участника экспедиции Тура Хейердала на «Кон-Тики» не могла пройти мимо меня. Прочитал с огромным удовольствием и… стал собирать произведения автора, вышедшие на русском языке. К этому времени у меня уже накопились пять произведений этого автора: «Большой риск. Путешествие на Кон-Тики», «Бумеранг», «Позабытые острова», «На «Баунти» в южные края», «Гоген в Полинезии». Они занимали почетное места на моих книжных полках рядом с книгами другими известных путешественников и первооткрывателей… Так что осмотр музей «Кон-Тики» и «Фрам» для меня были вдвойне радостным. История шхуны «Фрам» связана с именами полярных исследователей Нансена, Амундсена. Именно на «Фраме» в 1911 г. Амундсен отправился в Антарктиду, когда его экспедиция на собаках достигла Южный полюс. Книга «Южный полюс» Андерсена была переведена на русский язык и вышла в России уже на следующий год после экспедиции в 1912 году. А в Советском союзе эта книга впервые была издана в 1937 г.

Групповой снимок на «Фраме»

Интересно, что в киоске музея «Кон-Тики» продавалась книга Тура Хейердала «Кон-Тики» на русском языке. Меня поразила цена книги – 180 норвежских крон (примерно 25 долларов!).

Я у штурвала шхуны «Фрам». Фото В. Лагранжа

Посетили мы «Норвежский музей истории культуры» на открытом воздухе. Старинные постройки были свезены со всех концов станы. Буквально двумя днями раньше мы знакомились с таким же музеем на открытом воздухе в Стокгольме. Между двумя музеями много общего. Я когда разбирал фотографии с трудом понимал, где снимок из музея Осло, а где из музея Стокгольма…

В третьей декаде апреля музей весь под снежным покровом…

В последний день пребывания в Осло нас ждала экскурсия по ратуше 1968 году. 

Фонтан «Лебедь» у главного входа в ратушу, с противоположной стороны фасада.

Городская ратуша одно из красивейших зданий г. Осло. Место для строительства ратуши было выбрано в 1914 году, был разработан проект здания. Но помешала Первая мировая война. Строительство началось только в 1930 г., и ратуша распахнула свои двери в мае 1950 года. Самое значимое событие в ратуше проходит 10 декабря каждого года – вручение Нобелевской премии мира.

Городская ратуша Осло. Автомобили парковались вдоль стен здания.

Демонтаж прилавков и уборка одной из площадей города, где с утра до вечера функционировал рынок, а к вечеру площадь приобрела свой обычный вид…

ДОБАВЛЕНО 30 октября 2018 16:31

комментарии - 0

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ