- Путешествия: 5 707
- Рейтинг: + 713 939
- Репутация: + 67
- Читательский охват: 302 900
"По аэродрому, по аэродрому..."
Итак, позади остались Мариенбург и Егерская слобода (заметка), а я продолжаю двигаться в сторону платформы Гатчина-Балтийская. Один из первых многоэтажных домов вызывает авиационные ассоциации.
Да, иду я по аэродрому, по территории первого военного аэродрома России.
Аэродром был построен недалеко от Гатчинского дворца на территории бывшего луга, который назывался Военным полем. Здесь во второй половине XIX века проходили полковые учения лейб-гвардии Кирасирского полка. Весной 1910 года на этом поле появились ангары, мастерские, бензохранилище и метеорологическая станция. Сюда доставили три воздушных судна: два «Фармана» и аэроплан братьев Райт. А осенью того же года был выполнен первый перелет из Петербурга в Гатчину на самолете «Фарман». Его совершил первый военный летчик России Евгений Руднев. От всего этого остались только руины ангаров. В Интернете мелькали снимки, сделанные любителями в начале двухтысячных годов. Кто знает, может ныне уже и этих руин не осталось. Но память об этом аэродроме гатчинцы хранят. Жилой микрорайон на территории бывшего военного аэродрома, с момента его застройки так и стал называться «Аэродром». Названия многих улиц связаны с авиацией. И, конечно, памятники. Целая группа скульптур была создана, когда отмечали 80-летие образования Ленинградской области. Центральное сооружение, скульптура «Дедал и Икар. Обретение неба», установлено на небольшой площади. Произведение модерновое, представляет собой фигуры героев древнегреческого мифа — Дедала и его сына Икара, мастерящих крылья для полёта.
От площади начинается улица Авиатриссы Зверевой, где установлены остальные скульптуры. Непосредственно первой дипломированной женщине-авиатору Лидии Зверевой посвящена скульптура «Земное и небесное». Замысловатое ваяние. Автор, наверное, хотел выразить мысль, что земной женщине под силу выполнить мертвую петлю, штопор, пикирование с выключенным двигателем. Но на мой взгляд это не слишком ему удалось.
Мне больше понравилось изваяние «Указ императора». Тема, которая обыгрывается автором скульптуры, издание высочайшего указа о создании Гатчинской военно-авиационной школы. Школа была офицерской, поэтому не понятно, почему скульптором был выбран женский образ. Русские авиатриссы (очень мне нравится этот историзм для обозначения женщин-пилотов) обучались в частном аэроклубе «Гамаюн», там и дипломы свои получали.
И совсем замечательно выглядит скульптура «Потоки воздуха». Лаконично, эстетично, эмоционально, понятно. Произведение посвящено событию июня 1912 года, когда на запасном аэродроме (был и такой) Гатчинской военно-авиационной школы было успешно испытано изобретение Глеба Котельникова — парашют РК-1.
«Ангелу-хранителю» уже успели отбить нос.
Все скульптуры изваяны из известняка. Известняк камень мягкий, испортить легко. Но пострадал почему-то только ангел. Эпиграфом скульптор взял строки из стихотворения Серафима Вырицкого:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
Отломанный нос решил противоречить сим ожиданиям. Скульптура ангела вписывается в полетную тему. Но почему Серафим Вырицкий? Наверное, автор не нашел другого духовного лица, который, хотя бы отдаленно, был бы связан с Гатчиной и с авиацией. Покопалась в биографии Серафима Вырицкого и выяснила, что его сын в годы Первой мировой войны служил ефрейтором в 1-й Авиационной роте. После тяжелой контузии в 1916 году оставил военную службу, а накануне следующей войны был обвинен в шпионаже и расстрелян.
Завершала скульптурный ряд «Петля Нестерова».
Издалека ее конфигурация вызвала в памяти скульптурку доисторической Венеры. Если бы не самолет в центре… Мне кажется, что знаменитый авиатор заслуживает чего-то более вменяемого.
На углу улицы Авиатриссы Зверевой магазинчик с интересным названием.
Подумалось, может быть хозяева решили поддержать память места и все-таки имели ввиду зов неба.
Не доходя до станции Гатчина-Балтийская, пересекаю ж/д ветку и выхожу к Авиационному ремонтному заводу.
Его история началась в августе 1941 года. В Ленинграде была создана подвижная авиационная ремонтная база ВВС Ленинградского фронта. В 1944 году, после снятия блокады, она была перебазирована в Гатчину. Обслуживала в том числе и авиационный парк Гатчинского аэродрома.
Перед заводской проходной стоит памятник Михаилу Ефимову.
Он считается первым дипломированным летчиком России. Летному делу он обучался во Франции под руководством самого Анри Фармана. А закончил свою жизнь большевиком, и весьма трагично: был расстрелян в Одессе в 1919 году.
Между прочим, первый военный летчик Евгений Руднев, о котором уже упоминала, в 1908 году окончил Военную воздухоплавательную школу (располагалась на Волковом поле, окраина Петербурга). А полетам на аэроплане он обучался в 1910 году уже в Гатчине. После революции эмигрировал, жил в Париже, до конца дней (умер в июне 1945) работал шофером парижского такси. Друзья вспоминали, что тосковал по небу: «Взлететь бы мне, в последний раз взлететь! Еще сильна рука и верен глаз. Какую глупость сделали мы все в 1939 году, когда еще было в Париже Советское посольство! Как будто не знали, чем все это кончится…». Вечный зов неба!
Авиаремонтный завод расположен не только в современных корпусах, но и в исторических. Это архитектурный комплекс середины XIX века, который был построен для лейб-гвардии уланского полка.
В самом интересном здании этого комплекса находится заводской музей, посвященный истории авиационного двигателестроения.
Напротив музея установлен памятник-макет самолету «Фарман».
Самое удивительное, и военный аэродром, и ныне работающий завод расположены в непосредственной близости от гатчинской императорской резиденции. Не поверите, их отделяет 300-400 метров. Направляюсь в эту сторону. Музей закрыт для посетителей, но сотрудники наводят порядок. Под присмотром Павла I. Сейчас он инспектирует привезенные цветы.
Напротив Кухонного каре Гатчинского дворца стоит дом, где в 1920-х годах жил Валерий Чкалов.
А в самом Кухонном каре в 20-е и 30-е годы жилы курсанты.
В 30-х годах, когда парашютный спорт был весьма популярен в стране, на Сигнальной башне Гатчинского дворца была устроена парашютная площадка. Конечно, это был аттракцион. Тем не менее, в Гатчине очень многое «крутилось» вокруг авиации.
В грандиозном здании Казарм кирасирского полка в период Первой мировой войны был устроен авиационный госпиталь, в советский довоенный период располагался батальон аэродромного обслуживания. Обшарпано оно, конечно, до неприличия.
Электричка с Балтийской платформы ожидалась нескоро, поэтому решила пройтись в Варшавской ветке. Вышла на площадь Коннетабля.
Иду по проспекту 25 Октября. Здесь интересная композиция из двух мостов. Сначала перехожу Трехарочный мост.
С него видна часть Гатчинского парка и Карпин пруд.
Вдали трактор: убирают парк, готовятся к открытию. Трехарочный мост плавно переходит в Адмиралтейский мост с кордегардиями.
Отсюда просто завораживающий вид на другую часть парка и Белое озеро.
Сворачиваю на улицу Чкалова и прямиком к вокзалу. Да, на этой улице, которая в свое время называлась Люцевской, в сгоревшем доме, располагавшемся вот на этом месте, квартировал летчик Петр Нестеров.
Десять минут, и я на ж/д станции. Самолетом - в другой раз.
комментарии - 6
Фарман крутой, с известняковыми скульптурами и видением в стиле модерн у меня беда (не воспринимаю практически, хотя понимаю, авторы-ваятели старались, ну наверное...) С другой стороны, по сравнению с памятником грелке в Берлине или клизме в Железноводске... (оба видела только на фото, второй искать специально не стала, хотя и могла бы...)
Спасибо, да )
Остальное тоже хорошо и интересно, интересно, и поэтому тоже хорошо ))
Потоки воздуха- совершенно замечательная скульптура! На второе место для себя я бы поставила Петлю Нестерова.
Людмила, спасибо! Очень познавательная заметка, прогулка удалась!
Возможно не в тему.
ОТВЕТИТЬНо, скорей всего, только в Гатчине остался проспект 25 Октября. Именно Двадцать пятого Октября!. Практически везде теперь такие улицы (проспекты) стали именоваться 25 лет Октября.
А по теме: никогда бы не подумал, что девчонки так здорово в истории авиации...
Спасибо!!!