ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 08.02.2013
  • Страны, города: 21 / 170
  • Путешествия: 4 380
  • Места и события: 851
  • Рейтинг: + 422 174
  • Репутация: + 235
  • Заметки: 26
  • Читательский охват: 4 239 305
  • Вопросы и советы: 6
  • Оценки и отзывы: 133
  • Друзья: 312
  • Фото: 4 081
270 рейтинг
9 Нравится
1 В избранном
14 комментариев
260 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Эхо забытой войны. Броненосец «Александр III»

Интересные места, Памятка туристу, Культура в Россия, Санкт-Петербург; Южная Корея, Город-метрополия Пусан

«Мы все умрём… но никто из нас не сдастся» - Николай Михайлович Бухвостов, командир броненосца «Александр III»

"... Коковцев повернул голову, и перед ним возникло невероятное зрелище: мимо «Суворова» прокатило остов корабля, уже не имевшего ни мачт, ни труб, он шел с сильным креном, его правый борт раскалился докрасна, будто противень, дым из кочегарок вырывался не из труб, а прямо из палубы, будто там, внутри корабля, работали огнедышащие вулканы. А вся носовая часть была вскрыта, словно жалкая консервная банка. Но он все-таки шел. Он все-таки стрелял!

— Кто же это? — не мог узнать корабля Коковцев.
— Это «Александр III», досталось ему... бедняге.

     Не это поразило Коковцева — другое! На мостике броненосца, в очень спокойных позах, как дачники на веранде, стояли, облокотясь на поручни, офицеры и мирно беседовали, а вокруг них все рушилось, все погибало в пламени.
— Гвардия, — произнес Коковцев. — Помогай им Бог."

В.Пикуль, "Три возраста Окини-сан"

     27-28 (по старому стилю 14-15) мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра приняла бой в Японском море недалеко от острова Цусима... В этом году исполняется 110 лет этому одному из самых трагических эпизодов в истории российского флота. Я не буду описывать ход сражения и его итоги - этой информации в интернете достаточно. Цель моей заметки - почтить память моряков, участников этой битвы. Для этого я решил сделать фотоэкскурсию по местам Санкт-Петербурга, связанным с той войной. 

    ... В саду моского Никольского (правильнее - Николо-Богоявленского) собора есть обелиск. Установлен он был в 1908-м году моряками Гвардейского экипажа в третью годовщину сражения в память о погибших на броненосце "Александр III". Конечной точкой фотоотчета должен стать именно этот обелиск. А начать прогулку я решил от проходной Балтийского завода...

     11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев – "Императоръ Александръ III". В июле 1901 года броненосец был готов к спуску на воду. Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
     ... Однако торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетев­шим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандар­том, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека...
     12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем.

   ... Решил прогуляться до Балтийского завода от метро "Приморской", а там уже начать по-тихоньку фотографировать. Зря. Минут 40 потраченного времени - пока добрался до намеченной точки. Впрочем, сделал несколько снимков на Кожевенной линии - корпусов заводов, построенных на рубеже XIX и XX веков

В этих промышленных районах оказались и памятники XVIII века. Жаль, что никто не хочет ими заниматься:

    Это особняк Брусницыных, владельцев кожевенных фабрик. Построен во времена Екатерины II...

А вот Косая линия оказалась пооживленнее. На ней даже нашлись цветущие яблони!

На Косой линии корпус училища имени С.О.Макарова, адмирала, погибшего возле Порт-Артура... Корпус построен в конце XIX и сегодня производит отличное впечатление - все красиво отреставрировано, территория чистая и аккуратная:

Ну вот добрался и до главной проходной Балтийского завода:    

Дальше снова угрюмого вида промышленные улицы и все тот же Балтийский завод:

И, ура! Нева. Не парадная. Рабочая, портово-судостроительная:

Далее - набережная лейтенанта Шмидта. Не смог пройти мимо одного из красивейших питерских храмов - церковь Успения Богоматери:

Ну и Нева - 

... неразрывно связана с русским военно-морским флотом, во все времена:

Последний взгляд на Неву заводскую...

Русская гвардия... Наверное, не случайно командиром броненосца "Александр III" оказался Николай Михайлович Бухвостов. Именно его предок, Сергей Леонтьевич Бухвостов (1659 — 1728) — российский офицер, в 1683 году первым записался в потешный Преображенский полк Петра Великого и прозван был Петром «первым российским солдатом». И уж точно он был первым российским гвардейцем.

     ... Совсем рядом с Балтийским заводом, на набережной Лейтенанта Шмидта, находится бывший Морской Кадетский корпус. Сейчас, после многочисленных переименований, слияний и разделений это учебное заведение называется «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт»... Практически все офицеры и адмиралы русского флота были выпускниками Морского корпуса.

      12 сентября 1873 в Морской Кадетский корпус был принят Н.И.Бухвостов. 18 сентября 1903 года, ровно через 30 лет он стал командиром "Александра III".

     Перед морским корпусом памятник Ивану Крузенштерну. Хоть он и не герой русско-японской, но не сфотографировать его не смог:

     Подходя к Благовещенскому мосту (бывш. мост Лейтенанта Шмидта),

вспомнил еще об одном человеке, чья судьба оказалась связана с русско-японской войной. Это художник-баталист Верещагин, погибший в Порт-Артуре вместе с адмиралом Макаровым на броненосце "Петропавловск". Верещагин также был выпускником Морского корпуса, а затем окончил Императорскую академию художеств (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина):

     С Васильевского острова дальнейший путь на другую сторону Большой Невы, на Английскую набережную:

   Здесь имеется памятный знак, поставленный в честь другого корабля, участника Цусимского сражения - крейсера "Авроры". С этого места был дан холостой выстрел, послуживший началу штурма Зимнего дворца в октябре 1917-го... Именно благогодаря этому выстрелу до сих пор сохранился крейсер - участник русско-японской войны.

  Взгляд назад, на Васильевский. Но уже - через Неву:

  

    В самом конце Английской набережной построена часовня... Это место уже имеет самое непосредственное отношение к нашей теме. Здесь стоял храм Спас-на-Водах, построенный в 1911-м году. Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов. Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».

     8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных в его защиту подписей... 

     27 мая 1998 года — в 93-ю годовщину Цусимского сражения на месте храма была заложена часовня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. 23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря. 24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена. 

Так выглядел взорванный храм:

    Сегодня часовня находится практически на территории завода "Адмиралтейские верфи" (до революции - "Новое Адмиралтейство" и "Верфь на Галерном острове"), со стапелей которого сошли другие броненосцы серии - "Бородино" и "Орел". Четвертый - "Князь Суворов", как и "Александр III" изготовили на Балтийском заводе. Три из четырех броненосцев погибли при Цусиме. Только "Орел" оказался в числе сдавшихся японцам вместе с остатками эскадры...

    Даже в таких промышленных районах

Питер не перестает быть Питером:

     Дорога к следующей цели ведет по местам, тесно связанным с историей русского флота - остров Новая Голландия, Алексеевский дворец (принадлежал брату Александра III, великому князю Алексею Александровичу, главному начальнику флота и Морского ведомства. Подал в отставку после Цусимы),

улица Декабристов, ранее называвшаяся Офицерской...

Средоточение храмов всех возможных конфессий:

     Гвардейский экипаж — военно-морская часть русской императорской гвардии. Сформирован 16 февраля 1810 года и располагался на набережной канала Грибоедова (Екатрининский канал), рядом с Крюковым каналом. Гвардейцами был укомплектован экипаж броненосца "Александр III". Русская гвардия не посрамила честь знамен и в цусимской трагедии...

Вот он, Гвардейский экипаж:

     

     Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского...» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая-Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви.

     Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый предел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый предел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского.

     Первоначально храму, заложенному в Морской слободе, предназначалась судьба обычной приходской церкви для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестных мест. Но в действительности храм стал памятником славы русского флота. На особое положение Никольского собора обратила внимание Екатерина Великая. К началу ее царствования было практически завершено строительство храма, а нижний храм был уже и освящен. Новый храм по великолепию и размерам на то время уступал лишь Петропавловскому собору. На освящении собора императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим повелением была определена вся дальнейшая судьба храма и его значение для истории российского флота.

     К сожалению, не удалось попасть в ту часть храма, где установлены мраморные доски с названиями погибших кораблей. Поэтому сфотографировал только ту часть, которая была открыта:     

     Ну вот и дошел до стеллы в Никольском саду... Памятник был построен по проекту архитектора-художника Я. И. Филотея. На бетонном фундаменте поставлены три плиты из черного гранита. Пьедестал выполнен из красного мелкозернистого гранита и на него поставлен обелиск, увенчанный бронзовым орлом с крестом. На лицевой стороне пьедестала помещен бронзовый барельеф броненосца в бою, а под ним список офицеров и кондукторов. На остальных трех сторонах поименный список всех нижних чинов по губерниям. Выше этих досок в бронзовом венке был помещен образ Святителя Николая с надписью возложенной Марией Феодоровной: «Вечная память героям дорогого мне Гвардейского Экипажа, доблестно погибшим в боях минувшей Русско-Японской войны на эскадренных броненосцах Император Александр III, Петропавловск и крейсерах Адмирал Нахимов и Урал. МАРИЯ». В другом венке помещен текст Евангелия от Иоанна XV, 13: «Больше сия любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». В третьем- карта пути следования броненосца из Балтийского моря до острова Цусима, и в четвертом – надпись «Героем броненосца «Император Александр III». Гвардейский Экипаж». Венчал обелиск бронзовый орел с крестом...

     Я начинал эту заметку выдержкой из произведения Валентина Пикуля, где описана гибель "Александра III", закончить рассказ о нем хочу также цитатой, но из другой книги...

     "На смену «Суворову» явился «Александр III», с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. К вечеру это была уже не война, а бойня. 

     Броненосец "Александр III", как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи. разбитых частей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.

     Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Был ли это командир корабля, капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной.
Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление.
Броненосец, вступив снова в строй, переместился уже в середину колонны, а свое почетное головное место уступил однотипному собрату "Бородино". Здесь, на новом месте, "Александр III" продержался еще каких-нибудь двадцать-тридцать минут. Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил. На этот раз он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено...
С крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", следовавших за броненосцем, видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди. Полагая, что он еще долго будет так держаться на поверхности моря, на него полезли и те, которые уже барахтались в волнах. Издали казалось, что это плывет морское чудовище, распустив пряди водорослей и показывая рыжий хребет киля. Ползающие на нем люди были похожи на крабов. 

     Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше. Свободно гулял ветер, уносясь в новые края. Там, где был "Александр III", катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. И никто и никогда не расскажет, какие муки пережили люди на этом броненосце: из девятисот человек его экипажа не осталось в живых ни одного."

А.Новиков-Прибой, "Цусима"

Японское море возле Пусана, где-то за горизонтом остров Цусима:

Маршрут:

- Балтийский завод
- Васильевский остров, Косая линия
- ВО, 26-27 линия
- ВО, Кожевенная линия
- ВО, Масляный канал
- ВО, 22-23 линия
- Набережная Лейтенанта Шмидта
- Кадетский корпус
- Благовещенский мост
- Английская набережная
- Часовня
- наб. Ново-Адмиралтейского канала
- Храповицкий мост
- ул. Писарева
- ул. Декабристов
- Лермонтовский пр.
- наб. канала Грибоедова
- Гвардейский экипаж
- наб. Крюкова канала
- Садовая ул.
- Красногвардейский мост
- Никольский собор
- Памятник экипажу броненосца "Александр III"

Длина 6,3 км - если совсем не торопясь, то на пару часов прогулки... Правда, без учета пути от Приморской до Балтийского завода и от Никольского собора до Сенной...

ДОБАВЛЕНО 24 мая 2015 22:52

комментарии - 14

Игорь Новосибирск, Турист
10:52 25.05.2015

Спасибо! Интереснейшая экскурсия! И, что важно, очень поучительная!smile

ОТВЕТИТЬ
Reo-Spb Санкт-Петербург, Турист
11:22 25.05.2015

Игорь, moshkovo, Спасибо! Попозже постараюсь продолжить эту тему. Материала - очень много!

ОТВЕТИТЬ
елена уляшина Умм-аль-Кувейн, Турист
13:51 25.05.2015

Reo-Spb, Reo-Spb, Вот это да! Прогулка с историческими выкладками! Спасибо, Леонид, что нашли время и с нами поделились!

ОТВЕТИТЬ
Reo-Spb Санкт-Петербург, Турист
14:11 25.05.2015

елена уляшина, Elena0604, Через 2 дня будет 110 лет Цусиме... Поэтому чтобы вовремя успеть с заметкой - вчера погулял, пофотографировал ))

ОТВЕТИТЬ
Margarita388 Жуковский, Турист
20:32 25.05.2015

Ленечка, ну просто замечательно!!! Столько интересной информации, и читается легко; а фотографии - загляденье!!! Спасибо огромное, с удовольствием прогулялась по Питеру вместе с тобой!!!

ОТВЕТИТЬ
Reo-Spb Санкт-Петербург, Турист
21:38 25.05.2015

Margarita388, Margarita388, Рита, спасибо большое! )) Нужно как-то себя заставить и прогуляться по Питеру в живую!

ОТВЕТИТЬ
Margarita388 Жуковский, Турист
21:42 25.05.2015

Reo-Spb, Reo-Spb, К сожалению, Питер в этом году не удалось осуществить, мне так жаль, словами не передать... Но я надеюсь все-таки встретиться с ним вживуюsmile)) Еще раз огромное спасибо, мне очень понравилась заметка!!!

ОТВЕТИТЬ
Reo-Spb Санкт-Петербург, Турист
21:49 25.05.2015

Margarita388, Margarita388, Значит буду пока продолжать виртуальные экскурсии )))

ОТВЕТИТЬ
Tатьяна Бурлака Дубна, Турист
22:29 25.05.2015

НЕВОЗМОЖНО ИНТЕРЕСНО!!! И Питер замечательный!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО,Лёня!!!

ОТВЕТИТЬ
Reo-Spb Санкт-Петербург, Турист
23:09 25.05.2015

Tатьяна Бурлака, Tati2707, Таня, спасибо!!! Думаю над темой следующей экскурсии ))

ОТВЕТИТЬ
MWK-spb Санкт-Петербург, Турист
09:12 26.05.2015

Очень интересная экскурсия и содержательная. Можно добавить еще памятное место: переулок Макаренко д.15/Фонтанка 147 - в этом доме жил Н.М. Бухвостов перед походом в Цусимский пролив . В 12 часов 27 мая 2015 у Памятника в Никольском саду состоится панихида по погибшим Героям Цусимы. Приходите.

ОТВЕТИТЬ
Reo-Spb Санкт-Петербург, Турист
11:24 26.05.2015

MWK-spb, MWK-spb, Спасибо за отзыв! Тем более рад его получить от знатока этой темы... 10 лет назад, на 100-летие Цусимы удалось поприсутствовать возле памятника... К огромному сожалению, завтра с работы не вырваться...

ОТВЕТИТЬ
Nathalie Москва, Турист
23:37 27.05.2015

Очень интересная экскурсия. Спасибо.

ОТВЕТИТЬ
Reo-Spb Санкт-Петербург, Турист
10:32 28.05.2015

Nathalie, Nathalie-36, Спасибо! ))

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ