ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления

Усть-Кут (Ust-Kut)

Россия
3.67
Рейтинг
3
Оценили город
профиль Путеводители ПУБЛИКАЦИИ Фото Сообщества ТУРЫ

Общая информация

Язык Русский
Валюта Российский рубль (RUR)
Экстренная служба 112
Телефонный код 39565

Описание города

Усть - Кут - один из старейших населённых пунктов на Лене и один из самых молодых городов Иркутской области. Основанный в 1631 году, статус города он получил лишь в 1954 году.

Усть - Кут во многих отношениях необычный город. Во-первых, он очень длинный - тянется вдоль реки Лены на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 - 2,5 км. Во-вторых, в его топонимике соседствуют сразу три (!) названия. Сам город расположен в устье малоизвестной речки Куты. Если вы прилетите на самолёте, то попадёте в аэропорт под названием "Усть - Кут", поездом прибудете на железнодорожную станцию Лена, а теплоходом приплывёте в порт "Осетрово"… Усть - Кутский острог был построен в 1631 году на устье реки Куты атаманом Иваном Галкиным и казаками по приказу Илимского воеводы.

Острог был построен в виде четырёхугольника с большой проезжей угловой башней, с постройками внутри и вне стен, без церкви. Острог этот очень часто подвергался пожарам, поэтому неудивительно, что на первой карте Сибири, составленной исследователем Семёном Ремезовым, Усть - Кутский острог изображён в виде четырёхугольника, обнесённого острожной стеной длиной в 61 сажень(122 метра) и с одной башней, которая стояла на стыке восточной и западной сторон. Представляя из себя, скорее всего, врубленную в стену Спасскую церковь, На территории этого острога размещались двор приказчика и государевы амбары, а возле него было 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа. Но в 20-х годах ХУ111 века Усть - Кутский острог был перестроен. Каким он был, позволяет судить его описание 1736 года. В нём говорится: "Усть - Кутский острог стоит над Кутою рекою…длиннику 17 сажень с аршином(35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином(31 м) кругом всего острогу 54 сажени( 109 м). В 30-х годах XVII века важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу. Усть-Кут называли «воротами на Север», потому что через этот населённый пункт первопроходцы уходили вниз по Лене, к морю Лаптевых. Здесь строились дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга, в Усть-Куте побывали братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели КамчаткиАтласов и Крашенников, «русский Колумб» Григорий Шелихов, исследователь устья Амура Невельский. Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью1900 года в Усть-Куте (тогда бывшем селом) отбывал ссылку Лев Троцкий).

Усть-Кут затронула и Гражданская война. 13 ноября 1919 Усть-Кут был освобожден от колчаковцев партизанской армией под командованием Д. Е. Зверева. В микрорайоне Речники ему установлен памятник, в его честь названа улица. В 20-30 годы в жизни населения произошли значительные изменения. Во всех деревнях были открыты школы. В 1926 году в Усть-Куте впервые была открыта больница, в 1928 году — Усть-Кутский курорт, знаменитый лечебными грязями. В период Великой отечественной войны более 3 тысяч усть-кутян ушли защищать Родину. Более тысячи не вернулись с войны. 4 жителя Усть-Кута стали Героями СССР: Антипин И. Н., Андреев М. А., Пестерев А. И., Тюрнев П. Ф. В 1950 году был построен Осетровский речной порт, которому в будущем было суждено стать самым крупным речным портом СССР. В 1954 году Усть-Кут получил статус города путём объединения рабочих посёлков Усть-Кут и Осетрово. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Достопримечательности

Аэропорты
0оценки гостей
0Рекомендуют
1 Турист Нет отзывов 1Фото Нет экскурсий

Третий по величине аэропорт Иркутской области расположился в десяти километрах от города Уть-Кут и носит с ним одноименное название. Аэропорт регионального значения, осуществляет грузовые и пассажирские перевозки по Иркутской области и в Якутию. Первые самолеты с аэродрома были выпущены осенью 1963 года, а в 1966 году посадочные полосы смогли принимать и крупные грузовые воздушные суда типа Ан-12 и выше. В 70-80-е годы прошлого столетия значимость аэропорта Усть-Кут возросла из-за ...