Общая информация
Описание города
В январе 1702 года верхотурскому воеводе Кузьме Козлову поступило сообщение от приказчика Чусовской слободы Лазаря Будакова о том, что 25 декабря 1701 года в Чусовской слободе были задержаны местный житель Иван Тимофеев и крестьяне-рудоискатели из Кунгурского уезда Федор Попов и Костка Микифоров. А еще приказчик писал о необычных камнях, найденных рудоискателями в бору у «Волчьей» горы. В конце февраля 1702 года руду, обнаруженную кунгурскими крестьянами, доставили в Москву. Там ее исследовал греческий мастер Вениамин Левандиан, который объявил, что «найденная руда магнитная, а серебра в ней нет».
В трех верстах от Новоуткинского завода на реке Чусовой расположилось старейшее уральское поселение – таможенная застава Чусовская (Уткинская) слобода. Оно было основано «крестьянским садчиком» Фролом Араповым и «слободчиком» Афанасием Гилевым в 1651 году. Но не пограничная служба принесла известность этому месту, а речной сплав. Здесь находилась главная казенная пристань горнозаводского Урала. Первый караван из 40 стругов ушел с Уткинской пристани в конце апреля 1703 года. Но в те времена караваны снаряжались далеко не каждый год. Старые казенные заводы немного тогда приносили прибыли, а новые еще только строились. А вот когда построились, то тогда и на Утке развернулось строительство, и с 1731 года ежегодно весеннею порою стали уходить с Уткинской пристани барки, груженные железом и медью, начиная отсчет уральского горнозаводского времени – от весны и до весны. К середине XVIII века на Чусовой, от Ревды до Уткинской пристани, действовали четыре завода: два демидовских – на Ревде и Шайтанке, строгановский – на Билимбаихе и казенный – на Верхней Утке.
Первоуральск семидесятых – это сплошная строительная площадка. В короткие сроки вырастают и формируются новые городские микрорайоны: Западный (мкр. 4А и 5А), Восточный (мкр.7А) и Центральный (мкр. 3 и 5). Пятиэтажки встают в заводских поселках: Динасе, Хромпике, Талице, Билимбае и Новоуткинске. Так что жилья в 70-е годы строили много. А вот из крупных общегородских объектов можно отметить только автомобильный мост через Чусовую (1970г.), путепровод в районе железнодорожной станции Подволошная (1971г.), здание железнодорожного вокзала вместимостью 200 человек (1972г.) и автостанцию в восточной части города (1971г.). Еще один масштабный проект 70-х – «спрямление» железной дороги Кузино – Свердловск в черте города Первоуральска – так и остался «на бумаге».
С середины 90-х годов XX века капитальное строительство в городе медленно умирает. В апреле 1998 года генеральный директор ОАО «Трест УТТС» П.А. Кожемяко был вынужден констатировать: «С начала года в Первоуральске не подготовлено к сдаче ни одного квадратного метра жилья. Тишина, но, увы, не благодать и на промышленных предприятиях города, не модернизируемых и не реконструируемых. Сегодня строители-профессионалы не у дел». К концу столетия ситуация у строителей ухудшилась настолько, что трест УТТС был вынужден избавиться и от того, чем раньше так гордился. Здание СУ-3 было передано под автохозяйство ГОВД, здание СУ-4 отошло Сбербанку, а Дворец культуры «Строитель» и вовсе, ушел непонятно кому.