ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 20.02.2012
  • Страны, города: 0 / 0
  • Путешествия: 0
  • Места и события: 0
  • Рейтинг: + 1 260
  • Репутация: + 7
  • Заметки: 3
  • Читательский охват: 8 666
  • Вопросы и советы: 0
  • Оценки и отзывы: 0
  • Друзья: 1
  • Фото: 19
390 рейтинг
13 Нравится
1 В избранном
9 комментариев
15 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Путешествие в Узбекистан

Отчет о путешествиях в Узбекистан, Бухара

ОЖИВАЮЩИЕ  МИРАЖИ
Едва успевает отпылать исполненный дневного зноя закат, как быстро темнеющий небесный шатер покрывается переливающимися изумрудами, рубинами и алмазами звезд. Где-то сбоку, зацепившись за наливающуюся сахаром виноградную лозу, величаво поднимается дынный полумесяц, и откуда-то с той стороны, мигая навигационными огнями, заходит на посадку авиалайнер, бесшумно пролетая над головой. Мы сидим на мягких хлопковых матрацах, расстеленных прямо на земле квадратом, в центре которого стоят широкая ваза с виноградом, нарезанным арбузом, сливами, персиками, блюдце  с подсоленными абрикосовыми косточками, чайничек, возле каждого из сидящих - пиалушки с зеленым чаем. В вечерней прохладе идет неспешный разговор.  
- Детям в школу надо обязательно купить голубые рубашки. У нас так: в каждой школе устанавливается форма, чтобы все ученики были одеты одинаково. Вчера ездили на крытый рынок, взяли тетради и ручки, им столько хватит на целый год, лишь бы только учились…  
- Каримов дал указ, чтобы автобусы ходили только днем, ночью больше ни в Ташкент, ни в Самарканд они не поедут - две аварии было, вот и запретил. Мой друг двадцать лет на маршрутке по городу ездит, ему предлагали пересесть на большой автобус, но он не смог - там немножко газ придавил, и уже 100 километров в час, двигатель мощный, да и ответственность большая. Я сам водитель… Женя-джан, поймите меня правильно, я что хочу сказать: сейчас много молодых, права получат и идут людей возить… нет, так не должно быть, для этого нужен опыт…  
- В этом году лето плохое, в прошлом в такое время хлопок уже раскрывался, сейчас только начинает, еще недели три надо, потом все пойдут на работу, даже в школах никого не будет - надо хлопок убирать…  
Говорим о самом разном, меж тем в центре стола появляется еще одно блюдо - насыпанный горкой, увенчанный кусками мяса, от которых шел пар, золотистый ароматный плов… 
Именно такой мне запомнилась Бухара, город двенадцати ворот, в конце лета 2009 года. Это уже третья поездка в Узбекистан.   Впервые я посетил Бухару в 2007-м, ехал через Казахстан и казахско-узбекскую границу переходил пешком в числе великого множества челноков. Больше четырех часов простоял в очереди перед таможенным постом, из-за крыши которого в душном мартовском небе все это время виднелась огромная скульптура птицы с расправленными крыльями. Затем - поезд до Бухары, и все, что я видел еще в детстве в экранизированных сказках «Тысячи и одной ночи», стало настоящим, живым и осязаемым.  
В другой раз в этот город-сказку мы поехали с женой и, для того чтобы избежать многочасового простаивания у таможенного и погранпостов, изменили уже известный маршрут: ехали поездом Уфа - Ташкент. Поначалу Восток Насте не понравился, потому что путешествие поездом оказалось не менее изнурительным и диким.   Во-первых, на весь плацкартный вагон было всего лишь пять женщин, которые ехали в Узбекистан. Остальные, также немногочисленные, - это казахские торговки, снующие по поезду с рыбой и изделиями из верблюжьей шерсти. Поскольку в железнодорожном составе торговки находились все время его следования по Казахстану, то также прибавляли неудобств: ночью они запросто подсаживались на краешек нижней полки, и в течение пятнадцати минут им удавалось отвоевать добрую ее половину.   Во-вторых, вагон был до отказа набит людьми, добродушные проводники (узбеки) разместили сограждан на верхних багажных полках, от такого скопления людей было еще более душно. Опять же по мере приближения к той или иной границе «заботливые» проводники собирали с пассажиров дань - по 200 рублей. Тогда якобы их не тронут погранцы и таможня, но, как показала практика, денежный взнос некоторым узбекам не помогал.   Кстати, поведение наглых казахских таможенников не перестает удивлять. Так, на одной из границ великорослый казах в форме таможенника бесцеремонно спросил, есть ли у нас мед, подарки и так далее. Разумеется, мы сказали, что ничего у нас нет. Сам рыться в наших вещах он не стал, видимо, расчет был на внезапность, мол, если что, сами отдадут, а нет так нет.   Ну и чтобы до конца быть откровенным, вдруг кто-нибудь захочет насладиться исламской архитектурой и обласканными южным солнцем пустынь фруктами, говоря об этой дороге в бухарский оазис, стоит вспомнить еще одну короткую историю данной поездки.
В поезде мы познакомились с двумя парнями, также ехавшими в Бухару, и договорились о том, чтобы дальше следовать вместе - они все-таки узбеки, а значит, лучше нас сориентируются и в местных ценах. Увы, не успели мы сойти с поезда в Ташкенте, наших попутчиков, грубо говоря, развели, как типичных иностранцев. В итоге от железнодорожного вокзала до Ипподрома (междугородний автовокзал) нас довезли за 20 тысяч сумов, когда вполне можно было сторговаться до 6. Одним словом, первое правило Востока - умение торговаться, на том же базаре цену можно сбить в два раза.  
Продолжая тему преодоления границ, надо сказать и о другом способе добраться до Страны белого золота - авиатранспортом. Конечно, обойдется эта поездка дороже, но затраты на авиабилеты того стоят. Вылетев из Москвы, через три часа вы уже приземлитесь в аэропорту Бухары. В этом случае единственные неудобства - заполнение деклараций и очереди в зонах досмотра, пограничной и таможенной. Что именно надо указывать в декларациях, до конца я так и не понял. Ясно одно - все наличные желательно перечислить как есть, иначе могут возникнуть проблемы, если, конечно, деньги станут пересчитывать. А очереди - это вообще нечто невообразимое, потому что как таковых их нет. Более получаса мы стояли в числе первых, но так и не продвинулись ни на шаг: то справа, то слева нас беспрепятственно и даже как-то естественно обходили узбеки-попутчики. В конце концов я подбоченился и как можно шире расставил в обе стороны локти, но и это не помогло.  
Узбекистан - страна развитого туризма. Еще бы, города Хива, Самарканд, Бухара имеют многовековую историю, застывшую в многочисленных архитектурных памятниках. Так, к домонгольскому периоду относится мавзолей Саманидов, воздвигнутый в Бухаре в IX - X вв. Двумя веками позже построен 46-метровой высоты минарет Калян, с которого не только муэдзин провозглашал азан (призыв к молитве), но и, как гласят предания, сбрасывали преступников. Побывать у минарета - все равно что попасть в город Аладдина: бесчисленные своды, арки, бирюзовые купола мечетей, мозаика из глазурованных кирпичей. Неподалеку возвышается на искусственном холме древняя цитадель - крепость Арк. Сколько хлопот она доставила местным властям! Практически каждый год одна из ее стен рушится и возводится заново. Объясняют это тем, что современные строители не могут подобрать необходимую смесь цемента, возможно, исключают какие-то добавки, поэтому новая кладка кирпича не пристает к древнему основанию.   Вообще, надо заметить, что строительство в Бухаре поставлено на широкую ногу, за год отдельные ее объекты меняются до неузнаваемости. Казалось бы, еще два года назад торговая площадь Колхоз-базар походила на наш магаданский центральный рынок, а уже в прошлом году предстала умощенной в мраморную плитку, с просторными застекленными павильонами и фонтанами. Лишь торговые ряды по-прежнему ломились от изобилия. А теперь вот еще туристам подавай крепостную стену, а вместе с ней и все двенадцать ворот, ведь в путеводителях это указано, а на самом деле осталась только полуразрушенная часть стены, да и ворот штуки три. Таким образом, где это возможно, бухарцы восстанавливают национальное достояние.  
Центр Бухары представляет собой город-музей с узкими лабиринтами улочек, где сегодня, как и двести-триста лет назад, живут люди. Единственное новшество - десятки отелей различного класса. О стоимости проживания в гостинице не могу сказать ничего, у нас много знакомых, которые оказывали нам поистине восточное гостеприимство и всякий раз обижались, как дети, когда мы не могли погостить в доме кого-либо из них хотя бы два дня. Но по поводу тех цен на отели, какие предлагаются туристам в Интернете, можно сказать лишь знаменитое воробьяниновское «однако», и уж здесь торг действительно не уместен. 
Впрочем, западноевропейских туристов цены нисколько не смущают, и слышать ежечасно английскую, немецкую, французскую речь в мемориальном комплексе Бухары - норма. Поэтому-то от восхода до заката площади вблизи мечетей и медресе заполнены торговцами. Сувениры здесь самые разнообразные - глиняные фигурки, декоративные тарелки, скатерти, сумочки из верблюжьей шерсти, национальные музыкальные инструменты, букинистические раритеты, старинные деньги и ордена Великой Отечественной войны. Поскольку мы были предоставлены сами себе и отсутствовал языковой барьер, ремесленники, мастерские которых находятся здесь же, охотно устраивали нам мини-экскурсии: оружейники показывали кузницы, заготовки кинжалов и мечей, чеканщики тут же демонстрировали свое мастерство.   Кстати, в Бухаре говорят на трех языках: русском, узбекском и таджикском. При вопросе узбеки часто прибавляют частицу «ми», которую можно перевести как «да». Например, фраза «Туз бор ми?» дословно переводится «Соль есть, да?». Наверное, изыски благозвучности узбекской речи, хотя, скажу честно, из трех языков узбекский на данный момент мне кажется менее привлекательным. Но, как уже сказано, вполне можно обойтись русским.  
Посетили мы и загородную резиденцию последнего бухарского эмира Ситораи-Мохи-Хоса. Комплекс построен в начале XX века, и в его архитектуре преобладает уже европейский стиль. Наняли гида, но экскурсия прошла как-то неинтересно. Запомнилось только то, как мы остались одни, и к нам подошла старушка. Она с сарказмом спросила: «Ну что, ушел ваш гид?». Затем указала на хауз (открытый водоем) и добавила:  
- Здесь купались сорок жен эмира, а сам он возвышался на троне. На которую указывал эмир, по ступеням выходила из бассейна, ее купали в молоке и отводили в спальню мужа…  
Эту старушку я приметил с самого начала экскурсии, она водила по залам своих внуков (если уже не правнуков), тыкала пальцем то куда-то в пол, то в пустую нишу стены и рассказывала молодым то, о чем наверняка не знает ни один гид. А нас с Настей завели в какую-то комнату, сказали, что это летняя столовая, здесь эмир обедал и что можем пока посмотреть на великолепную коллекцию китайского фарфора… Не впечатлило, у нас на китайском рынке кувшинчики и тарелочки гораздо красивее. Впрочем, на искусствоведа и не претендую.  
Разумеется, ограничиваться музеями мы не стали, гуляли по базарам, паркам и все не переставали удивляться тамошним ценам. Безусловно, фрукты в Узбекистане значительно дешевле, чем у нас, да и к тому же вкуснее. А вот однажды, соскучившись по русской кухне, мы решили приготовить окрошку на минеральной воде, но даже сегодня о вкусе этого блюда как-то неловко вспоминать. С какими добавками был майонез и из чего сделана тамошняя колбаса, затрудняюсь сказать, хотя стоят они примерно так же, как в России. С кондитерскими изделиями в Бухаре тоже не ахти. Торт, который предложили на рынке, оказался бисквитом сантиметров 10 толщиной, но зато кремом был оформлен как надо. Впрочем, сами узбеки выпечку употребляют мало, предпочитая ей овощи, фрукты, орехи, изюм и мясо, ведь это вкуснее, дешевле, а главное - полезнее.   Настя обратила внимание на стоимость аттракционов и каруселей. Сколько нужно у нас дать ребенку, чтобы он поел мороженого и просто оторвался на разных каруселях? В Узбекистане вполне хватило бы и 100 рублей. Стоят все забавы от 6 до 10 рублей, учитывая взрослые билеты. Почему так? По ходу напрашивается и другой вопрос: почему же проезд на автобусе из Бухары в Ташкент (560 км) обходится в 200 - 250 рублей с человека? Возразите: там и зарплаты другие, раз они в Россию на заработки едут. Но ведь аттракционы работают от такого же электричества, что и здесь, и они также требуют ухода и ремонта, автотранспорт тот же, да и бензин водой не разбавляют. А что касается доходов, один знакомый сварщик, работающий в Бухаре на шабашках, деловито спросил меня:  
- Сколько ты получаешь в месяц? Тысячу долларов имеешь?  
- Да нет, моя зарплата гораздо меньше.  
- Как же вы там живете, у вас же и продукты, и одежда дороже, чем здесь?  
Что я мог на это сказать? Не плести же ему о патриотизме, человек он простой, его не проведешь, а говорить, что я как раз из тех камней, под которые вода не течет, совесть не позволяет. А может, и воды-то подходящей нет? В общем, в таких разговорах главное - быстро с темы соскочить.   Раньше я сказал об относительной дешевизне, но утверждать, что Узбекистан - ценовый рай, не стану. Ради объективности замечу: то же среднее специальное и высшее образование на коммерческой основе там практически раза в два дороже, чем в Магадане. Одним словом, все познается в сравнении, но совсем не за этим отправлялись мы в Среднюю Азию.   Бухару мы с женой уже воспринимаем как второй дом,  где по улицам гуляет знойный ветер Кызылкума, а над головой неподвижно застыл раскаленный добела солнечный диск,  где в вечерней прохладе в арыке лениво течет вода, унося  под раскидистые ветви чинаров негромкие слова неспешной беседы. И совсем неважно, о чем идет речь. В такие минуты нет ни цен, ни таможенных постов, а материализующимся миражом становится вокруг тебя таинственный Восток, и ты - часть этого загадочного мира.  
Евгенiй ВТОРУШИНЪ. 

 

ДОБАВЛЕНО 20 февраля 2012 04:02

комментарии - 9

B_free Москва, Турист
10:28 20.02.2012

Очень-очень здорово написано=)
Правда, фотографий немного не хватает... Может, поделитесь парой фотоальбомчиков?=)

ОТВЕТИТЬ
Kolyma2012 Магадан, Турист
07:21 21.02.2012

B_free, B_free: Спасибо за отзыв, всегда приятно осознавать, что делаешь что-либо нужное и востребованное. Фотоальбомчиков не обещаю, но на выходных пару-тройку фоток постараюсь выложить. Хотел вставить в текст, но что-то каменный цветок не вышел... smile

ОТВЕТИТЬ
Klushkina Москва, Турист
20:06 20.02.2012

А как вы открыли для себя эту страну? Когда побывали там впервые??

ОТВЕТИТЬ
Kolyma2012 Магадан, Турист
07:34 21.02.2012

Klushkina, Klushkina: Открыл случайно, у нас на местном рынке торгуют узбеки, и именно из Бухары. Познакомился, они пригласили в гости. Добирался через Алма-Ату на перекладных. Жесткой оказалась граница у Ташкента, да и на поезде Ташкент - Бухара менты немного подчистили. Впрочем, лоханулся сам, с другой стороны я до последнего момента сомневался в том, что меня ждут и встретят. Не встретили, поэтому двинулся на повышенной скорости подальше от вокзала, нашел переговорный пункт и позвонил тем, к кому ехал. Оказалось, я неправильно указал время прибытия. Было это в 2007 году, ехал специально на Новруз.
Возникла еще проблема: я не зарегистрировался в течение трех дней и мне грозила депортация, после чего на три года Узбекистан для меня был бы закрыт. Но друзья посадили меня в автобус Бухара - Москва, ехали окольными путями, старшая по автобусу и договорилась с погранцами. Автобус был переполнен, люди ехали стоя, а весь путь занял неделю. Не смотря на все трудности: периодически заканчивалась вода, иссякали сигареты, не было условия, чтобы сходить в туалет - мне показалось, что именно в тот момент я по-настоящ

ОТВЕТИТЬ
Klushkina Москва, Турист
12:01 21.02.2012

Kolyma2012, Kolyma2012: не закончили свою мысль...

ОТВЕТИТЬ
Kolyma2012 Магадан, Турист
01:39 22.02.2012

Kolyma2012, Kolyma2012: Нет, видимо, просто закончилось пространство для мысли ...

ОТВЕТИТЬ
Klushkina Москва, Турист
21:37 22.02.2012

Kolyma2012, Kolyma2012: ааа, прощу прощения, все правильно, настоящее романтическое произведение и не должно быть закончено. Но я лично, буду ждать от вас новых заметок.

ОТВЕТИТЬ
Sakura787 Ташкент, Турист
12:03 12.02.2013

Очень хорошо написано, интересно, с чувством! Хоть и живу в Ташкенте, но сама давно уж не бывала в Бухаре. Теперь вот захотелось туда съездить.

ОТВЕТИТЬ
Милана Трофимова Ташкент, Туроператор
04:38 30.12.2019

Замечательно передали атмосферу! Сейчас ситуация с таможенными постами в Узбекистане изменилась в лучшую сторону, в аэропортах появились «зеленые коридоры», благодаря которым процесс не занимает более 10 минут.

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ