ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 12.10.2014
  • Страны, города: 10 / 41
  • Путешествия: 118
  • Места и события: 5
  • Рейтинг: + 11 524
  • Репутация: + 17
  • Заметки: 15
  • Читательский охват: 32 194
  • Вопросы и советы: 0
  • Оценки и отзывы: 10
  • Друзья: 7
  • Фото: 758
60 рейтинг
2 Нравится
0 В избранном
0 комментариев
131 Просмотры
пожаловаться
поделиться

24 часа Ле-Мана. Часть 1: Автопутешествие на автомарафон

Интересные места, Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Бельгия; Польша; Беларусь

В 2013 году у меня случилось настоящее приключение - поездка на 24-часовой марафон в Ле-Мане (24 Heures du Mans). Я оказался в составе группы из 10 человек, которые отправились на 2-х машинах из Москвы во Францию. Все мероприятие прошло при участии и финансовой поддержке российского дистрибутора Koni, компании Виста, в лице ее директора, Александра. Автомобилистам Koni известны как производитель действительно хороших амортизаторов, а их спортивное подразделение работает с рядом гоночных команд в различных сериях. Выступающая в Ле-Мане Aston Martin Racing как раз клиент Koni. Такая вот связь :)

О 24 часах Ле-Мана и сопутствующей ему поездке собственно этот отчет в нескольких частях. Первая - немного информации о самой гонке, возможностях ее посещения, впечатления от проживании в бельгийском замке. Ну и само собой дорожные заметки, куда без них, раз уж на машине едем.

О трассе и билетах

24-часовой марафон 24 Heures du Mans - самое старое и самое уважаемое автоспортивное мероприятия на планете, которое в 2013 году отмечало 90-летие.  За всю историю отменялась всего 2 раза: в 1936 во время забастовки и на период II Мировой войны с 1940 по 1948. Гонка проходит по кольцу «Сарта» (Circuit de la Sarthe), расположенного к югу от города Ле-Ман, административного центра провинции Сарта.

Конфигурация кольца Сарта на автомарафоне 24 часа Ле-Мана в 2013 г.

Особенность трассы в том, что частично она пролегает по дорогам общего пользования, частично по специально построенным участкам. Длина кольца 13 650 метров, что непривычно много. В наше время тилькедромы строят, оглядываясь на необходимость снижать затраты, упрощать логистику, ну и вообще ориентируясь на удобство зрителя, требования рекламодателей и ведение телетрансляций. В 1923 году вопросы эти мало кого волновали. Настоящим парням нужен был прямик, чтобы выжать все из своего железа и доказать превосходство над соперниками. Таким прямиком и оказался участок Route Nationale 138 (Mulsanne Straight). К концу XX века скорости приблизились вплотную к отметке в 400 км/ч, вопросы безопасности взяли вверх, и прямой участок разбавили парой шикан.

В последнее время гонку ежегодно посещает 250-400 тысяч человек.

Огромное количество людей и огромное количество машин, ведь приезжают сюда как правило на своих автомобилях. Никакие гостиниц не способны вместить гостей. Большинство живет в апартаментах и … кемпингах. Видимо этот факт, а также традиции, ну и возможность показать свои раритеты (если они раритеты), заставляют людей использовать своих четырехколесных (мотоциклы тоже конечно есть) друзей. «Автопарк» Ле-Мана на период соревнований превращается в самодвижущуюся выставку техники, которая по разнообразию и техническому состоянию может соперничать с музейными экспозициями и автошоу.

Ценники на апартаменты в период гонки просто зашкаливают – в скромных лачугах в непосредственной близости от трассы за постой берут от 300 евро c джентльмена и все раскуплено заранее. Снимать угол в 50-100 км от цели нашего путешествия тоже не резон. Поэтому мы планировали жить в кемпинге, которые, как на поверку выяснилось, все немножко разные.

Расположение кемпингов на кольце Сарта

Наш лагерь – Beausejour, вполне рядовой. С одной стороны он расположен далековато от «деревни», стартовой прямой и боксов. От мест, где кипит жизнь. С другой не перегружен людьми и весьма спокоен. В любом случае, возможно за исключением остановки в Tertre Rouge, смотреть гонку, не отрывая задницы от кресла не получится нигде. Желательно вообще перемещаться между участками трассы – так интереснее. Да и времени – 24 часа!

В Porsche Curve, например, удобно фотографировать машины. Хорошо видна техника прохождения самого поворота. На машинах GT и во время гонки Ferrari Challenge видно как вспыхивают тормозные диски (в отличие от прототипов LMP1 и LMP2 там все еще используются металлические тормозные диски).  Гонка 2013 года показала, что поворот славен вылетами и у многих возникали с ним проблемы.

Посещение Arnage для многих уже традиция. Именно там места для зрителей организованы в непосредственной близости от прямой (не более 10 метров), где гонщики оттормаживаются с хода в пол перед 90-градусным поворотом. Когда керамика еще не была в ходу здесь по ночам собирались толпы людей помедитировать на зажигающиеся кольца тормозов. Диски перестали зажигаться, но люди приходят - традиция.

Очень много семей с детьми – ведь когда-то и их сюда приводили папы и мамы, бабушки и дедушки.

Очень интересны и красивы повороты Dunlop, но там куча зрителей и подходить желательно со стремяночкой, что многие и делают.

Чтобы смотреть гонку необходимо заблаговременно приобрести билеты на людей, а чтобы разбить лагерь еще и на машины. Под кемпинги «продаются» площадки 7х5 метров – вполне достаточно для обычного автомобиля и 15x7 для кемперов, моторхоумов или просто компании в пару машин. Всеми этими вопросами занимался Александр, я не могу назвать точную стоимость, но насколько понял ценник вполне гуманный, не дороже билета в аквапарк или какой-нибудь экскурсии в местах «пляжного» отдыха. Иначе бы британские докеры просто не поехали, а им оно очень надо.

Стоимость билетов приведена здесь: http://www.24h-lemans.com/en/program/tickets-informations_2_2_1737.html#&panel1-1 (у нас судя по всему были общие билеты на неделю - 71 евро в лицо + место в кемпинге за 90). Важный момент - все билеты покупались там и доставлялись службой доставки. Электронных нет и в театральных кассах не продаются.

Многие ответы на вопросы новичков можно найти на сайте www.beermountain.com (руководство по выживанию в Ле-Мане). На самом деле достаточно крупное, изначально чисто британское, сообщество любителей бухнуть на природе и построить из тары пирамидку или еще что-нибуть в этом духе :) Все рекомендации за чистую монете принимать не стоит, и на сайте поосторожнее - множество экстремалов.

Тщательно планируем

Сама гонка стартует в 15:00 в субботу и завершается в воскресенье. Но участники и зрители начинают стекаться за неделю до этого. В понедельник и вторник, конечно, делать там особенно нечего - рановато, а вот заехать в среду, чтобы еще можно было выбрать место для лагеря – самое время. Чтобы в среду оказаться в Ле-Мане из Москвы нужно выбираться в понедельник – тогда пропадают два дарованных к отпуску дня. И не проводить же их на даче или в пробках Москвы! В итоге было принято решение отправляться рано утром в субботу, чтобы пару дней поболтаться в Европе.

Изначально вся наша компания насчитывала 7 человек, потом выросла до 13. В итоге осталось 10. Ехали мы на двух автомобилях: дизельном VW Caravelle T5 (6 человек) и бензиновой Opel Zafira (4 человека).

Планирование происходило приблизительно следующим образом:

- Так, вот Москва… вот Ле-Ман… границу переходим в Бресте. Какие далее будут предложения?
- Надо ехать в Мюнхен, там есть музей БМВ!
- Тогда и в Вольфсбург, раскроем «фольксовскую» тему!
- Неплохо бы заехать в Кельн, там собор. Говорят, красивый очень…
- …не красивый, а большой. Самый большой. А красивый, самый красивый -  в Реймсе! Туда надо двигать.
- А может в Краков завернем? Или в Берлин – он вообще по пути.

Какое-то время происходила подобная болтовня и переписка в почте, пока Саша не предложил отправиться в Бельгию, в Арденны, подкрепив идею фоткой замка, в котором можно остановиться. Никто не смог похвастаться другими фотками, да и по большому счету многим было не столь важно, где провести время. Мне точно было почти все равно – это первая поездка в Европу, не считая одной командировочки в Париж, потому все было в новинку и диковинку. Арденны всплыли из-за Сашиного увлечения военной историей. Дальше начали рыть вокруг. На мои и ряда других участников всхлипывания, а где же «старушка Европы», городки ее небольшие, камни и все такое прочее, Вистер предъявил очень качественно и хитро сделанную фото Графского замка в Генте XI века. На том и порешили.

Еще один день в Бельгии предполагалось добить поездкой по Арденнам, в музей Арденнской битвы (не помню точного названия), возможно на трассу в Спа-Франкоршам. В итоге поменяли все это на Брюссель с его музеями – тут уже каждый сам решал, кому военная техника, кому автомобили, кому история искусства, кому писающий мальчик (есть еще девочка и еще кто-то, собачка что-ли...).

Четверг, уже во Франции, было решено посвятить поездке в долину Луары – музей бронетехники в Сомюре (один из крупнейших в мире!), замки, закупка вина в AOC Saumur Champigny, поездка в аббатство Фонтевро (Abbaye Royale de Fontevraud) и, если получится, прогулка вечером по Туру / Блуа.

Далее было спланировано не только посещения достопримечательностей, но и питание! В Генте, Брюсселе и на Луаре были заказаны места в ресторанах. В дороге предполагалось питаться на стояночках, в Европе они благоустроены, и готовить что-то самим. Меню в кемпинге конечно не было детализировано, но галочка напротив «мидии с мюскаде сюр ли» стояла на четверг вечер.

Сейчас уже понятно, что Вистер был чертовски прав в своей настойчивости запланировать все, что можно:

- Мы не теряли ценное время,
- Мы не питались не пойми как в забегаловках,
- Мы не тратили много денег,
- Местами случались просто эксурсы в гастрономию, иначе такой обед и не назвать.

Естественно заранее было забронированы номера в придорожных гостиницах. Туда – сразу за Варшавой, где начинается автобан на Берлин. Обратно во Франции под Седаном и в Польше недалеко от границы с РБ.

Помимо построения планов прикинули, что у нас есть для обустройства лагеря. Оказалось - не так и много. Нужно было где-то жить, на чем-то готовить и как-то охлаждать белое. Поэтому решили, что половину стоимости оплачивает тот, кому эта вещь в итоге достается, остальное бьется на всех участников поровну малой кровью за пользование. Так Саша обзавелся автохолодильником, Гриня кемпинговой палаткой, а я набором посуды.

Забегая вперед стоит отметить, что тщательное планирование и продумывание поездки – залог ее успеха!

Старт. Москва – Варшава

Стартовали, как и задумывали из Куркино, от Саши в 5:00. Далее МКАД – М1 и не считая Варшавы прямая дорога до самого запада Германии. Конечно не без ночевки. В районе Голицыно мы встретились с экипажем Зефирки и погнали за солнцем.

По России ехалось довольно весело. Перед границей с РБ заправились – требования к содержанию серы в ДТ у них менее жесткие чем в России, поэтому рисковать совершенно не стоит (PS. сейчас ситуация уже поправилась, на Белнефтегазе есть Евро-5). 600 километров по Беларуси – это всегда испытание. 5 часов едешь, вокруг НИЧЕГО не происходит, за окошком НИЧЕГО не меняется. Крайне скучный участок с очень неплохой дорогой – все вместе это выводит из себя. Потом клонит в сон. Первым, как и полагается, уснул Саня «Дятел»

C Зефиркой вышла незадача - быстро кончился бензин! Очень чувствительное подтверждение преимуществ дизельного двигателя. Когда ездишь по городу / на дачу запас хода не так критичен, на трассе желательно иметь возможность пройти без дозаправки около 1000 км. Справедливости ради нужно заметить, что Опель был с рюкзачком Thule – иначе все наши вещи не помещались. Жизнь в кемпинге предполагает значительный объем багажа.

Прохождение границы в Бресте – не более 2 часов, вполне удачно. И ура – мы в Евросоюзе, мнимой его части! Дорога от Тересполя (с другой стороны Буга от Бреста) до Варшавы проходит по населенке. Ехать долго, зато глазам занятие есть. За окном мелькали новые аккуратненькие домики, как правило в 2 этажа, вокруг аккуратно выстриженные газоны и много декоративных деревьев. Почему-то очень много туи, какое-то невероятное количество. Заборы из той же туи, живые т.е., и тоже аккуратно постриженные. Сельхознаделы у многих видимо есть, но они в больших общих полях – так дешевле обрабатывать. Проезжающие трактора с навозом ужасно вонючи.

Гостиница, в которой мы остановились – Rest Hotel (Poznańska 33, 05-850 Mory, http://www.booking.com/hotel/pl/resthotelwarszawa.ru.html), неплохое транзитное заведение. Чистенько, душ, туалет, холодильник есть. Главная ценность его – удачное расположение: позади тяжелые участки дороги, впереди – быстрый (ограничение до 140 км/ч) свежеотстроенный Евросоюзом автобан. На букинге пишут – ресторан хороший. Ресторан плохой, это понимаешь даже едучи туда.

Пробег за день: 1 255км.

Autobahn – завоевание и гордость немецкой нации

Ну перед тем как попасть на немецкий прокатимся по польскому. Строение, иначе не назвать, впечатляет. Отличное от того, что можно увидеть у нас. Если присмотреться, начинаешь понимать, что магистраль это не только хорошее покрытие. Это еще и техническая дорога на всем протяжении трассы для обеспечения подъезда техники, защитные сооружения, ограждения «от людей и животных», шумоизолирующие заборы, места для стоянок, грамотно спроектированные развязки, разгонные полосы, ясная разметка, указатели, информационные электронные панели, туалеты. Чистые, бл..ин, туалеты. В которых всегда есть бумага, мыло, вода. Заходишь и такое ощущение, что никто кроме тебя там не бывал – ты первый! На остановке в районе Познани:

На польском бане протяженностью 460 км есть пара десятков переходов для животных. Выглядят примерно так:

Переход для животных на автостраде Варшава - Франкфурт-на-Одере

Вся дорога в одну сторону обошлась в 720 рублей, т.е. ~1.5 рубля километр. Хотелось бы напомнить, что за 50-километровый кусок говноасфальта на М4 в Воронежской области взимают 50 руб. Радость там только одна – ограничение 110, а не 90. Объезд Одинцово (пара десятков то там будет?) - 150 (сто пятьдесят рублей)! 90 км/ч и, мягко, говоря негодный съезд на МКАД.

Пересекаем Одер. Германия. Первое что бросилось в глаза – полицейские машины, ловят за скорость. Очень красиво раскрашены – не заметить сложно. Радар в машине. Один товарищ за нами ехал несколько быстрее, чем это допустимо. Полицейские спокойно отъехали, обогнали нарушителя, перестроились в его ряд и «со скоростью потока», без надрывов в громкоговорителях, доехали до ближайшей стоянки, где и взяли клиента за мошонку.

Едут по бану бодро и по правилам. Сопли не жуют – делом заняты, не расслабляются. Правила в принципе те же что и у нас, другое дело что там их соблюдают. Никто не занимает левый ряд. При малейшей возможности стараются уйти правее.

Удивил автопарк. Мы ехали в воскресенье. Выходной день, большинство легковых машин личные, не корпоративные. Если отбросить вэны и хэтчы (гольфы т.е.), то 80% в кузове универсал. Даже BMW 3-er, 5-er, которые в Москве сплошь седаны – там универсалы. Кузова последние, в основном. Старые вывозят из страны. По количеству победил всех BMW, особенно F10 универсал. Много Ауди: А4, А6, А3 Sportback. Значительно меньше Мерседесов – видать и правда конкурентам они здорово проиграли на родине. Хотя немцы и правят бал, французы заметны, особенно в «вэнистых» вариациях. Сцеников и Эспасов достаточно много. Последние, а также Skoda Superb, удивили тем, что абсолютно все нами встреченные уверенно летели в левом ряду под 180. Очень много машин с великами, лошадками или катерами на прицепе – выходные для отдыха! Чтобы на отдыхе хорошо перемещалось, в Германии введен запрет на движение грузовиков в выходные дни – разрешается перевозка только продуктов и живых животных. Наверное, поэтому мы ни разу не попали в пробку. Чуть-чуть в районе Дортмунда.

Помимо того, что на немецком бане нет скоростных ограничений, он бесплатен. Впрочем, отсутствие оплаты за проезд с лихвой компенсируется увеличенным расходом на высоких скоростях, да и стоянки организованы попроще, чем в той же Франции. Мы останавливались за Магдебургом. Тушенка, гречка, чаек – качественно, сытно, недорого.

Не обошлось без небольших приключений. Забыли оплатить заправку Зефирки. Вернувшись через 15 минут обнаружили, что работники АЗС не в курсе непроведенной оплаты. Теперь и гражданам Германии все равно.

Как и в Германии в Бельгии (и в Голландии) автобаны бесплатны, но сами по себе уже попроще. Покрытие местами не идеальное и травку не стригут. В Арденнах даже деревья на эстакадах над дорогой растут (елка левее столба тоже выросла на мосту!)

1/3

На подъезде к замку Chateau de Harze (http://www.booking.com/hotel/be/chateau-de-harze.en.html), который станет нашей базой на ближайшие 2 дня прокатились по Бельгийским деревенькам. Устроено все очень основательно, небедно, но без выкрутасов. Дорожки веселые – подъемы, спуски, повороты. За каждой следующей горкой есть за что глазу зацепиться.

Пробег за день: 1 220км.

Замок в Арденнах

В Арденнах мы провели 3 ночи и 2 дня – не так уж мало, чтобы не написать об этом отдельно. Про замок путешественникам для затравки: 34 евра с носа, включая отличные завтраки. А дальше сами смотрите :)

Chateau de Harze

Замок вовсе не древний, никаких значимых исторических событий с ним не связано. Из любопытных фактов известно только то, что служил штабом 18 авиакорпуса США во время Арденнского сражения. Вы знаете кого-нибудь из 18 авиакорпуса? Я тоже нет. Главное в замке - добротные номера с хорошими кроватями и отличная кухня. Ресторан расположен в правой части основного здания. 2-й и 3-й этажи с высоченными потолками – залы которые сдаются под проведение всяческих конференций и иных сборищ. Мы жили в «стене». Экипаж Каравеллы полностью уместился в башне.

Сам замок расположен в Harze, натуральной бельгийской деревне. На улице крайне немного прохожих, через дорогу паслись 2 лошадки – гнедая кобыла и белый жеребец (или наеборот, я не очень хорошо вижу). Такое ощущение, в стойло их на ночь не загоняли – в Арденнах не то чтобы цыган, арабов то не видно! Зато есть китайцы и русские. В замке, как и положено есть парк, в котором растут огромные, метров по 40, деревья, со стволами более метра в диаметре. Сразу веришь в секвойи в "Мертвеце" Джармуша. Но из фоток только эта осталась:

Закат в окнах замка:

В помещениях курить нельзя, поэтому утренний кофе с сигаретой случался за стеной, как раз у проезжей части.

Минут по 10 можно было наблюдать, как и на чем принято в Арденнах ездить. Первое - очень много пикапов, это ж деревня. Пикап №1 – Nissan NP300. За 10 минут насчитали 6 штук – факт для Вистера очень радостный, у него такой же :) Несколько неожиданно было увидеть Импрезу с дизельным двигателем, видимо оппозитным :) Может у них и Хонды дизельные есть – впрочем этого добра вообще не было видно ни в Германии, ни в Бельгии, ни во Франции. Очень много старых, десяти и более лет, небольших хэтчбеков. Местных водителей объединяет одно – выходя из левого поворота вниз под горку, длина которой не более 300 метров и за ней крутой слепой правый, они жмут газ! Не важно на чем – на Гольфе, мотоцикле, пассажирском автобусе или тракторе. Не местные аккуратно скатываются, собирая за собой хвост. Но и те и другие соблюдают правила (речь не про скоростной режим) и в-целом едут очень надежно.

Питание. Включенный в стоимость проживания завтрак приятно удивил. На любой вкус. Хороший сыр. Чудесный окорок. Отличный кофе. Мюсли. Соки. Круассаны, масло, джем... В плане кухни Арденны конечно тяготеют к Франции, нежели к Голландии. Но во Франции в завтрак не входит сыр и окорок :)

Ужинать старались в замке. Я даже сменил футболку на рубашку, Саша с Серегой откуда-то извлекли пиджаки, кто-то нацепил «треники» - в-общем каждому пришло свое просветление. За первым ужином, по приезду, прокололся Саня «Дятел» – как единственный толмач во всей компании он зачитывал меню. Порой не очень точно, вылавливая обрывки знакомых слов. Поэтому, «что-то из говядины» обернулось говяжьими почками. Роман их есть отказался, и я с удовольствием обменял почки Романа на чрезмерно карамелизированный окорок. Вообще, традиционные блюда этой местности сладковаты. Котлеты по-Льежски подавались со сладким, не как варенье, но сладким, соусом из изюма. Собственно окорок:

Ценники на блюда традиционной кухни были в районе 15 евро. Ко второму ужину все попросили Саню более внимательно читать меню, где были также обнаружены барашек и антрекоты. Был выбран барашек, 20 или 25 евро все-таки :)

Барашек оказался абсолютно дивным ягненком, средней прожарочки с приятной подливой. Десерты также в наличие. №1 – крем-брюле:

К обеду, как и положено полагался комплимент от шефа. Один из (впрочем, другой был очень похожим):

Порции вполне достойные. После ужина

Навереное про Арденнский замок все. Оба дня мы провели в вылазках в Гент и Брюссель и про окрестности Арзе и Арденны рассказавыть особо нечего.

ДОБАВЛЕНО 24 октября 2014 10:25

комментарии - 0

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ