ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 20.06.2014
  • Страны, города: 21 / 104
  • Путешествия: 1 485
  • Места и события: 117
  • Рейтинг: + 119 338
  • Репутация: + 60
  • Заметки: 54
  • Читательский охват: 257 828
  • Вопросы и советы: 14
  • Оценки и отзывы: 431
  • Друзья: 74
  • Фото: 12 438
210 рейтинг
7 Нравится
1 В избранном
0 комментариев
47 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Римские каникулы: Маршрут 3 - Ватикан. Ночной Рим.

Интересные места, Активный отдых, Отчет о путешествиях в Италия, Рим; Ватикан, Ватикан

Маршрут 3: Ватикан. Ночной Рим.

Ватикан. Ему мы решили посвятить весь следующий день. Во всяком случае, насколько хватит наших сил. Заранее, естественно, мы не могли рассчитать, сколько нам потребуется времени, однако предполагали, что быстро это не закончится.

Прочитали где-то, что лучше туда ехать не с самого утра, когда там толпы народа, а часам к одиннадцати. Это было как нельзя кстати, так как мы изрядно устали за прошедшие несколько дней и вставать ни свет, ни зоря нам было откровенно лень. В общем, повод чуть дольше поспать мы нашли себе весьма убедительный. Короче, выспались, позавтракали и поехали.

Собор Святого Петра виден задолго до того как вы подойдете к Ватикану. Он и служил нам ориентиром, пока мы шли от остановки к самому сердцу всемирного народного опиума.

Площадь Петра, открывшаяся перед нами действительно великолепна, как об этом и пишут. Она на первый взгляд кажется идеально круглой из-за потрясающих колоннад, полудугами опоясывающих ее с двух сторон и как бы сжимающих в своих тисках. Правда, сделано это так элегантно, что площадь от такого окружения не кажется меньше.

На самом же деле Площадь Петра не круг, а сильно вытянутый от колоннады к колоннаде эллипс. Причем, ее расстояние между колоннадами почти на сто метров больше, чем расстояние от границы Ватикана до Собора Святого Петра. Да, я же не сказал, по линии, соединяющей концы колоннад, дальние от собора, проходит государственная граница Ватикана, обозначенная рядом небольших бетонных столбиков и широкой белой полосой. Можно даже сфотографироваться, стоя одной ногой в Ватикане, а другой в Италии.

Если же посмотреть на площадь сверху, то можно заметить, что она и по форме, и по размеру практически полностью повторяет собой Собор Святого Петра. Словно землю в этом месте кто-то сложил пополам, как листик бумаги, а оттиск на ней собора и стал площадью.

По замыслу Бернини площадь в комплексе с собором должны формой напоминать символический ключ Святого Петра от небесных врат. А что, весьма похоже. Не знаю как там с вратами небесными, но ключ от крутого банковского сейфа при должном воображении вполне можно себе представить.

Бернини, построивший Площадь Петра, в очередной раз доказал, что действительно был великим мастером. 284 колонны, из которых состоят обе колоннады, установлены в четыре ряда. Но сделано это таким образом, что из определенной точки площади глядя на колонны можно наблюдать удивительное явление - четыре ряда колонн сливаются в один.

Вернее, таких точек на площади две, по обе стороны от обелиска, между ним и обоими фонтанами. Если внимательно смотреть под ноги, то можно увидеть круги из белого травертина с выбитой на них надписью: " centro del colonnato ". С этих точек и нужно смотреть на колоннады.

Обелиск, стоящий в центре, как и полагается, стибрили сюда из Египта, а точнее - из Гелиополиса.

"Крестные отцы", живущие на территории самого маленького государства в мире, никогда не были особо щепетильны, когда дело касалось "приобретения" святой церковью материальных ценностей. Заповедь "не укради" всегда распространялась по большому счету на своего же брата даже и теоретически. А воровство у варваров и воровством-то не считалось. Так, чем-то вроде экспроприации материальных ценностей в оплату за знакомство со словом божьим. Ну и во славу святой церкви, само собой. Говорят, что в подвалах Ватикана и по сей день лежит немало из экспроприированного крестоносцами по пути к гробу господню. Не говоря уже об уникальных документах, не вписывающихся в каноническую концепцию святой церкви.

Упс, это я отвлекся. Итак, обелиск. С его установкой связана интересная история. Привезенный из Египта 25 метровый обелиск долгое время пролежал "в запасниках", так как никто не брался за его установку. Слишком уж невыполнимой казалась задача. И вот, во время правления папы Сикста V и по его приказу за дело решил взяться архитектор Доменико Фонтан. Он рассчитал, что для установки обелиска потребуется 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Мастер потребовал, чтобы во время установки обелиска на площади была гробовая тишина. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Говорят, что сбоку площади для устрашения даже установили виселицу, у подножия которой дежурил палач. Распоряжения отдавались при помощи рупора, барабанов и сигнальных флажков. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли, и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы: “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Генуи. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Его приказ быстро выполнили, и обелиск в результате был успешно установлен. Однако, закон - есть закон и капитана Бреска привели к Папе на суд. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан выпросил право на монополию для него и его потомков привозить в Ватикан пальмовые ветви в канун празднования Пасхи. Папа Сикст V удовлетворил его просьбу. Дело оказалось весьма прибыльным, и род Бреска неслабо на нем поднялся и благоденствует поныне.

Если уж я упомянул папу Сикста V, то грех не рассказать о том, как тот пришел к власти. Редчайший случай в истории папства, когда за кандидатуру 64-летнего претендента на этот пост совет кардиналов проголосовал единогласно. Сикст V, который в то время звался еще Феличе Перетти, явился на конклав, опираясь на палку, согнувшись и пошатываясь. Кардиналы и решили выбрать на некоторое время немощного старца, которым будет легко манипулировать. Однако, как бы ни так. Взойдя на папский престол Сикст V словно заново родился и следующие пять лет весьма активно и решительно обновлял и перестраивал город.

Итак, подойдя к площади, мы увидели огромную очередь из страждущих увидеть Собор Петра изнутри. Мы, видя такое дело, решили отложить его посещение на более позднее время в надежде, что народу поубавится, и отправились к Музеям Ватикана.

Перед поездкой, как про Колизей, так и про Ватикан мы постоянно читали о том, какие там везде очереди. В те же музеи Ватикана, мол, можно будет в очереди часа два провести, а то и больше. Однако, и в Ватикане нам с этим повезло. Пока дошли к входу в музеи Ватикана, нас останавливали раз десять местные "экскурсоводы", предлагая проход в музей без очереди. Нужно только экскурсовода, то есть именно его (ее) нанять и группой можно будет пройти без проблем. Причем, чем ближе мы пробирались к музею, тем цены становились все ниже и ниже. Не скрою, была у нас пару раз мысль поддаться искушению и взять экскурсовода. Остановило лишь то, что все они предлагали провести нас по всем музеям за два - три часа. Мы прекрасно понимали, что за это время по музеям можно будет в лучшем случае пробежаться бегом. А бегуны из нас никакие, да и посвятить Ватикану мы планировали не два - три часа, а весь день. В результате мы добрались до входа в музеи, перед которым действительно стояла очередь, но совершенно не такая, как было обещано. Пришлось постоять минут 15, прежде, чем мы попали внутрь.

Описывать все великолепие того, что мы там видели - дело гиблое и неблагодарное. Желающие легко найдут огромное количество как литературы, как и фильмов по данной теме. Остановлюсь лишь на избранных моментах.

В главном здании музея собраны в основном скульптуры и гобелены. Ну и, конечно, фрески на стенах и потолке. От скульптур, как и в музеях Капитолия, глаз не оторвать. Чаще всего на них запечатлены какие-то бытовые сцены. Мастерство, с которым выполнены работы, делает их персонажей почти живыми.

Если Пигмалион был столь же искусным в своем ремесле, то его не сложно понять. А животные, так же весьма обильно представленные в коллекции, кажется, прямо сейчас спрыгнут со своих постаментов и отправятся восвояси.

В египетском Музее, основанном в 1839 году, большая коллекция всего, что отыскалось на тему Египта в Риме и окрестностях к тому времени. Саркофаги, статуи, посуда, украшения... Чего там только нет.

Все же, чтобы я ни говорил, а здорово, что можно пойти в музеи Ватикана или Лувр, и поближе познакомиться с культурой того же древнего Египта. Как ни крути, а в Италию или Францию выбраться гораздо проще. Хотя, сегодня и Египет - не терра инкогнито.

Из открытых окон в Египетском музее увидели прекрасный внутренний дворик со стоящей по центру статуей в виде шара.

Обязательно туда еще вернемся, чтобы рассмотреть его поближе.

В длинной, почти бесконечной Галерее Географических Карт только и делаешь, что крутишь головой по сторонам. Старинные, выполненные на гобеленах карты весьма любопытны. А потолок галереи просто завораживает.

Расписанный так, что на нем практически нет даже пятачка свободного места, с большим количеством позолоченных элементов и подсвеченный специальным образом, он кажется сделанным из чистого золота. Идешь помимо своей воли почти все время с поднятой к потолку головой, но народу так много, что ни упасть, ни сбиться с пути практически невозможно.

И снова бесконечно красивые фрески на стенах и потолке. Аж дух захватывает. И за каждой второй стоят имена или Рафаэля, или Микеланджело, или еще кого из великих мастеров того времени.

Сикстинская Капелла - действительно чудо света. Невозможно даже представить себе, какого титанического труда и неимоверных усилий стоило, чтобы добиться такого совершенства.

В капелле нельзя ни шуметь, ни фотографировать, за чем бдительно следят несколько специально для этой цели поставленных товарищей. Хотя, если осторожно, и без применения вспышки, кое-чего все же можно. Жалко только, что никакая съемка "из-под полы" не передаст всего великолепия капеллы.

В пинакотеке Ватикана собрано 460 картин в основном итальянских мастеров. По традиции, в коллекции присутствуют картины исключительно на религиозные темы. Кого как, а меня лично большинство работ оставили совершенно равнодушным. Хотя, любое мнение в данном случае более чем субъективно.

Отдельные работы очень понравились, но в целом пинакотека не сильно впечатлила. Мне она была любопытна больше представленными там именами, нежели работами. Короче, с точки зрения живописи - это не самое мое любимое собрание произведений. Конечно, нельзя исключить, что на впечатлении сказался тот факт, что было это в самом конце нашей прогулки по Музеям Ватикана и сил на новые впечатления уже не оставалось совершенно.

После похода в Пинакотеку мы немного отдохнули в маленьком дворике перед ее входом. Мы уже перед Пинакотекой были полуживые. Она же, естественно, стала последней каплей, после которой все готовы были просто лечь прямо тут же и умереть. Вообще, активно отдыхать - это тяжелый и изнурительный труд. После подобного отпуска неплохо иметь еще недельку, в течение которой можно было бы просто лежать на диване, задрав ноги к верху и наслаждаться воспоминаниями о прекрасных местах, увиденных за те две недели бега с высунутым языком и фотоаппаратом на животе.

Уже уходя из музеев, мы заглянули во внутренний дворик - Пинию Ватикана, чтобы получше разглядеть скульптуру в виде шара, стоящую там. Даже, как оказалось, ни одного шара, а целых двух. Скульптура так и называется "Сфера внутри сферы" (Sfera con Sfera).

Создал это творение итальянский скульптор Арнальдо Помодоро. В энциклопедии прочитал, что он "известен своим интересом к созданию огромных сфер, структура каждой из которых усложнена множеством слоев". Огромных... Мда... Как же, в таком случае, назвать те хреновины, что Церетели ваяет направо и налево, будто ему за погонный метр платят?.. Нужно будет тоже в энциклопедии посмотреть.

Скульптура "Сфера внутри сферы" представляет собой большой, четырех метров в диаметре шар, внутри которого расположен шар поменьше. Соединены они между собой с помощью невероятно сложной системы шестеренок. Такое, во всяком случае, складывается впечатление. Сферы сделаны из бронзы, от чего в солнечный день кажется, что скульптура выполнена из чистого золота. Очень красиво, буквально глаз не оторвать. А для того, чтобы сфотографироваться на фоне этого чуда, приходится чуть ли не очередь выстоять, так как люди толпятся там постоянно и все жаждут того же, что и вы.

Символизирует эта скульптура по замыслу самого автора сложность нашего мира и его взаимосвязи с вселенной. И тут уж не поспоришь. Что есть - то есть. Конечно, куда бы проще было жить, если бы все ограничилось плоским блином, лежащем на слонах, которые, в свою очередь, стоят на черепахе. Так нет же...

На этом наша экскурсия по Музеям Ватикана закончилась. К выходу мы шли по шикарной Винтовой Лестнице Момо, выполненной в виде двойной спирали, по одной из которых посетители поднимаются вверх, а по другой спускаются. Она так же является одной из известнейших достопримечательностей Ватикана.

Выйдя наружу,  мы поняли, что ужасно проголодались. И не удивительно, так как время уже давно перевалило за полдень, и вечер маячил у нас прямо перед носом. Времени только-только и оставалось, чтобы еще посетить Собор Петра, пока он еще не закрылся. Однако, еда - дело святое. Поужинать мы хотели чуть позже, в центре города, а сейчас неплохо бы было чего-то ненавязчивого. А тут как раз у выхода из музея и будочка стояла, где можно было купить булочки со всякой всячиной. Мы не большие поклонники подобного "фаст фуда", но выбирать особенно не приходилось, если мы хотели еще куда-то успеть, и все дружно решили рискнуть.

Риск вполне оправдался. Булочка была не особо вкусной, но вполне съедобной. В отличие от парижских багетов с начинкой, продаваемых на улице в центре города, ее хотя бы можно было жевать. В Париже это удается далеко не всегда.

На площади перед собором народу явно поубавилось. Очередь все равно стояла, но уже не настолько беспросветная, как утром. И двигалась она достаточно бодро.

Все немного замедлял расположенный перед входом в собор металлоискатель, через который обязаны были пройти все желающие попасть в храм. В наше беспокойное время в этом святилище веры, очевидно, справедливо считают, мол, на бога надейся, а сам не плошай. Но это-то как раз понятно. Различные пропускные пункты то там, то сям - непреложный элемент сегодняшней жизни.

Собор Святого Петра потрясает как своим убранством, так и размерами, довлеющими над вами, как только вы оказываетесь под его сводами. Хотя, слово "довлеет" тут не совсем подходит, так как храм не нависает над вами, а парит над головой.

Центральный христианский храм, наверное, таким и должен быть - потрясать и вызывать трепет. Собор Святого Петра рассчитан примерно на 60 тысяч человек. Если к этому прибавить еще 400 тысяч, которые способна вместить в себя площадь перед собором, то не трудно представить, что тут твориться по большим религиозным праздникам. При всем уважении, не хотел бы я там оказаться на тот момент. Ничего не имею против религиозных тусовок, просто не люблю столь большое скопление народа.

Более подробно писать о соборе не вижу никакой необходимости. Если рассказывать о каждом из его уголков или многочисленных статуй, имеющих какое-то историческое или культурное значение, нужно писать отдельную книгу. А таких книг уже написано предостаточно, так зачем повторяться. Только перечисление всех примечательных мест Собора Петра заняло бы не меньше страницы. Потому, сэкономлю ваше время. Скажу только, что тот без малого час, что мы провели в соборе, был явно недостаточен, чтобы рассмотреть там все хорошенько. На него часа два нужно, если все подробно изучать. А то и больше.

Выйдя из Собора Петра, подошли к посту Швейцарской Гвардии. Занимательное зрелище. Говорят, что гламурная форма, в которую одеты гвардейцы, сшита по эскизам Рафаэля. На самом ли деле это так, или просто связали живенькие цвета униформы с романтическим имиджем художника - точно не ясно. Но слухи подобные ходят, хотя документальных свидетельств тому и нет.

Швейцарская Гвардия Ватикана по праву считается старейшей армией мира, сохранившейся до наших дней. И пусть в ней насчитывается лишь сто гвардейцев, а в боевых действиях она принимала участие лишь однажды, в 1527 году, но служба в ней считается очень почетной и многие швейцарские военные считают для себя большой удачей попасть в число избранных.

Два слова о тех боевых действиях, в которых гвардия принимала участие. В 1527 году войска императора Священной Римской империи Карла V захватили Рим и активно разграбляли город, неуклонно приближаясь к Ватикану. Недалеко от Ватикана стоит Замок Святого Ангела, о котором я немного скажу позже. Из папской резиденции в замок ведет специальный коридор, по которому Папа в случае опасности может перебраться в хорошо укрепленный замок и отсидеться там какое-то время. Именно отход Папы Климента VII в Замок Святого Ангела гвардейцы и прикрывали. Тогда, 6 мая 1527 года в бою пали 147 гвардейцев. С тех пор в память об этом событии новобранцы принимают присягу именно 6 мая, в День Швейцарской Гвардии.

На этом с Ватиканом мы простились. В планах у нас было где-нибудь отдохнуть, дождаться пока немного стемнеет и прогуляться по ночному Риму. Для этого нужно было перебраться через Тибр. Сделать мы это решили по мосту Святого Ангела, который расположен у подножия одноименного замка.

Замок Святого Ангела - строение величественное. Несмотря на название, он является скорее крепостью, чем замком. Построенный во втором веке, как мавзолей, уже в третьем веке это грандиозное сооружение было включено в состав стен Аврелиана и стало активно использоваться в военно-стратегических целях. Потом, в средние века, замок соединили с Ватиканом специальным ходом, по которому, как я уже писал, в случае чего Папа легко мог сделать ноги.

Так как уже было довольно поздно, в замок мы, естественно, не попали. Потому не буду писать о том, чего своими глазами не видел. Оставлю на следующий раз. Смогли только немного пофотографироваться на фоне живописного замка и Моста Святого Ангела.

Мост действительно великолепный. Это самый старый мост вечного города, построенный еще во II веке императором Адрианом. Мост несколько раз перестраивался. По-видимому, первый серьёзный ремонт моста был произведён после трагического события 1450 года, когда перила обрушились под напором паломников, и многие утонули в реке. В панике люди бросились с моста по нескольким улицам обратно в город. В память об этом происшествии одна из трех улиц, идущих от моста к центру города, так и называется "Улицей паники".

Найти место, чтобы поужинать, удалось далеко не сразу. Вечером во всех кафе и ресторанах не протолкнуться. Такое ощущение, что по какому-то сигналу все резко захотели есть. Среди огромного количества всевозможных пунктов общепита, от которых в глазах рябит, найти свободный столик, да еще на большую компанию, как оказалось - дело практически нереальное. Все же кто-то там, наверху, над нами сжалился и не дал умереть голодной смертью. Нам удалось найти свободный столик в одном из маленьких ресторанчиков недалеко от Площади Навона.

Площадь Навона, в результате, и оказалась первым пунктом нашей прогулки по ночному Риму. Мы не собирались повторять весь наш маршрут, уже проделанный по этим местам вчера, однако Площадь Навона и Фонтан Треви хотелось увидеть еще и ночью.

На площади по темноте народу не многим меньше, чем днем. И музыканты, и мимы, и художники - будто и не уходили. Для разнообразия на этот раз на нас не лило сверху, и было очень комфортно гулять по площади. И фонтаны, и церковь Святой Агнессы при ночном освещении выглядят более романтичными, загадочными. Очень приятно было бродить среди всего этого слегка притушенного темнотой великолепия. Завороженно следить за огромными мыльными пузырями, выдуваемыми кем-то прямо на площади, рассматривать выставленные художниками картины, наблюдать за людьми, сидящими за столиками в кафе и гуляющими тут же, рядом с нами.

От Площади Навона отправились сразу к Фонтану Треви. Туда можно идти различными путями. Мы выбрали тот, что проходит мимо Пантеона. Глупо было бы пойти иначе, раз уж все равно тут. Ночной Пантеон внешне понравился мне гораздо больше дневного. Куда-то делась его тяжеловесная мрачность. В свете ламп даже его серая громада кажется практически воздушной.

Посреди Площади Ротонды, на которой расположен Пантеон, стоит замечательный фонтан работы Джакомо делла Порта, построенный в 1575 году. Когда мы были тут днем, то на фонтан практически не обратили внимания - так хотелось попасть в Пантеон. Но сейчас смогли хорошенько его рассмотреть.

Фонтан представляет собой обелиск (египетский, как водится), стоящий на пьедестале, окруженном масками с разными выражениями лиц и фигурами рыб и дельфинов. Правда, непосредственно обелиск, да еще дельфины, появились тут несколько позже, в 1711 г. по указу папы Клемента XI при очередной реконструкции фонтана.

И вот, наконец-то добрались мы и до Фонтана Треви. Если какая-то из достопримечательностей Рима и работает буквально круглосуточно, так это он.

Людей здесь ночью ни сколько не меньше, чем при свете дня. Точно такая же толпа, сквозь которую нужно пробираться, чтобы насладиться видом фонтана. Но зрелище того стоит, поверьте. Он ночью еще красивее, чем днем. Если кому-то, будучи в Риме, будет лень бродить по ночному городу, то хотя бы Фонтан Треви в это время суток нужно увидеть обязательно.

А дальше был невероятно длинный путь к нашему жилью. Автобус шел от Площади Венеции. В принципе, от Фонтана Треви до нее не так уж и далеко, меньше километра. Минут десять спокойным шагом. Но это если не плутать, а воспользоваться картой. Ну, или навигатором - кому как нравится. Нет, карта у нас была. Но отчего-то каждый из нас поочередно считал, что настолько хорошо изучил Рим за эти несколько дней, что картой вполне можно и пренебречь. А дальше было следующее: очередной Сусанин брал сложенную карту в руку, произносил магическую формулу - "я знаю дорогу" - и вел всех куда-то до тех пор, пока не становилось очевидным, что это явно не туда. После чего карта переходила к следующему "сталкеру" и все повторялось сначала.

Короче, к тому времени, когда примерно через час, а то и полтора, мы увидели впереди знакомые очертания Площади Венеции, мы готовы были съесть друг друга живьем и прямо тут же, не отходя от кассы. Однако, вид попутного автобуса всех тут же примирил, и мы добрались до дома без членовредительства.

КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ

Римские каникулы: Маршрут 1 - Первое знакомство с вечным городом. Символы Рима.

Римские каникулы: Маршрут 2 - Соборы, площади, фонтаны.

Римские каникулы: Маршрут 4 - Недалеко от Термини.

ДОБАВЛЕНО 18 мая 2015 01:26

комментарии - 0

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ