- Путешествия: 3 145
- Рейтинг: + 373 539
- Репутация: + 134
- Читательский охват: 785 797
Автопутешествие по Крыму, ч.11 - Успенский монастырь и пещерные города Бахчисарая
Предыдущая часть крымского путешествия, связанного с посещением Бахчисарая, описана в заметке http://www.rutraveller.ru/note/3956. Здесь вы найдете продолжение.
Поднявшись еще выше от ханского дворца, мы оставили машину чуть поодаль от платной парковки. Взяли пустой галлон для набора святой воды и отправились к Успенскому мужскому монастырю. Как и черногорский Острог, бахчисарайский монастырь высечен в скале и построен из белого камня. Правда, в отличие от своего черногорского собрата, русский аналог древнее. Сама церковь расположена на возвышении, а часть высечена из камня в скале.
На противоположном конце скалы велись работы по строительству возможно нового флигеля или нового монастыря.
Мы прошли дальше по той же тропе, что привела нас к монастырю, вверх к пещерному городу (или «кале») Чуфут. Естественное природное укрепление в форме скал позволило создать целый город. К сожалению, внутрь города впускали до 17.00, а мы опоздали всего на несколько минут. Нам удалось только осмотреть внешнюю крепостную стену (она же окончание скалистой стены) со зданиями сверху и углублениями в форме пещер у основания скалы.
Чуфут - по идее самый хорошо сохранившийся из крымских пещерных городов, но нам удалось осмотреть его лишь внешне. Но то, что я увидела, впечатлило меня настолько, что на обратном пути экспромтом придумался стих:
Пещерный город на скале
И звать его Чуфут-Кале.
Обрывом окружен с трех сторон,
Пещерами, ущельем полон он.
Впоследствии мы приняли решение добраться до наступления темноты до городища Мангуп, разбить палатку у его окрестности, и к утру предпринять подъем и осмотр Мангуп Кале. Вернулись обратно к машине по той же тропе, что взбирались, а по пути набрали святой воды. На Мангупе оказалось холодновато для ночевки в палатке, да и стало темнеть уже (мы не успели бы засветло взобраться на гору, найти площадку, разбить палатку и приготовить ужин), так что мы стали искать, у кого можно было бы переночевать. Взяли с нас 1000 руб. за вполне приличный номер (мне было достаточно наличия теплой воды, мягкой кровати и WiFi). Хозяин заведения стоит отдельного упоминания, поскольку редко можно встретить такую личность. Устроив нас в номере, он пригласил к себе попить чаю, а сам в это время советовал, что стоит посетить на Мангупе. Рассказывал он много и долго (почти 2,5 часа), но увлекательно, так что мы и не заметили, как стемнело. Чувствовалось, что он нашел своё жизненное кредо в окрестностях Мангупа, ради чего оставил семью и перебрался из Санкт-Петербурга в Крым. Он был настолько увлечен местностью, его историей, облекаемой мистикой и религией, что это передавалось слушателю. Создавалось впечатление, что он читал, искал, собирал много фактов и, не удовлетворившись найденным, создал свою собственную теорию, не лишенную логики и исторической точности. Не могу сказать, что его видение вызывало отторжение, но с некоторыми пунктами я бы все таки поспорила. Он хотя бы выстраивал все в логическую причинно-следственную цепочку. Вкратце, он рассказывал о том, что были тавры (горцы), аланы (пастухи), готы (колонисты-захватчики), татары (кочевые пленники-изменники, которых османская империя пускала на передовую) и караимы (татары, принявшие и почитающие иудаизм, но не считающие себя евреями), и постепенно шло их расселение по Мангупу. Советовал следовать определенному маршруту и посещать те или иные места пещерного города (кале). Главное - благодаря ему мы сами загорелись желанием все увидеть и осмотреть, не смотря на ранний подъем, хождение по протяженным территориям и подъем на скалу. Все оказалось не так просто, и это место имеет свою историю и реальность, атмосферу и мистику, а возможно даже и душу.
Проснувшись утром позже запланированного, мы позавтракали и в 10 начали подниматься в гору. Через каждые 100 метров набора высоты стояли скамейки для отдыха, по пути к освежающему роднику с чистой и холодной водой нам попались 3. Занимала я себя стихосложением и на завершающем этапе подъема был уже готов следующий стих:
Пещерный город на горе
Все величат "Мангуп Кале".
В отличие от своего собрата
Крупнее он его в три крата.
Тройным ущельем и рвом
Он окружен со всех сторон,
Четыре пальца образуя.
Ну а враги лишь негодуют.
Если смотреть с высоты на Мангуп, то она действительно будет походить на раскрытую ладонь с четырьмя пальцами. Именно и на этой возвышенной равнине, обосновались древние поселения. Пройдя через некрополь (кладбище древних кераимов), мы вышли на южный склон (между 3 и 4 пальцами) мангупского поселения.
Встретившиеся на пути первыми базилика и дворец были просто руинами местами с хорошо сохранившейся кладкой стен. Раскопки в городе ведутся и по сей день, поэтому не удивлюсь, если лет через 5-10 из этих руин раскопают вполне законченные сооружения. Было бы занятно увидеть результаты трудов археологов и сравнить получившиеся постройки с имеющимися ныне руинами. Полагаю, что строились они на византийский манер выходцами из Византии, не смотря на то, что до них здесь были поселения готов-аланов.
Вся территория была испещрена пещерными проходами с сохранившимися ступенями, ведущими к небольшим помещениям (скорее всего жилым).
Лестничные проходы вели к прохладным полуподвальным помещениям с небольшими окнами, с которых открывался вид на скалистые и покрытые густой растительностью горы.
Хитрые готы выбрали себе удобное место, куда сложно добираться. Тех же, кто доходил, постигала участь быть заваленным с городища камнями, раскаленной смолой и бог весть еще чем. Так что долгое время им удавалось отражать вражеские набеги. Да и скрытые под землей пещерные дома и сооружения сложнее обнаружить с подножия горы. На Чуфуте пещерами у подножия пользовались готы, но на вершине все равно были высокие сооружения, а на Мангупе все было скрыто под землей.
Мы также посетили пещеру, которую советовал хозяин. Раскрашена она изнутри танцующими девушками, слоном и другими персонажами индусской мифологии. Но примечательна она не этим, а своей замечательной акустикой. Так что каждый может здесь себя почувствовать отличным певцом в камерном зале.
Туркам только на месте не сиделось, разрушили таки центр княжества Феодоро - Мангуп Кале - при помощи гранитных ядер. Восстанавливать город после этого не стали, так и остался он зарастать и превращаться в руины. Истории, рассказываемые ранее хозяином, конечно красочные, при помощи фантазии можно было возродить картины прошлого, но ожидалось все таки большего от города. С другой стороны, без его историй не возникло бы желание увидеть это место, да и осознание всего произошедшего здесь за века не появилось бы, тем самым не позволило бы выстроить в голове и воображении целостную картину.
Местность здесь конечно изумительная, особенно с высоты, и совсем не ощущаешь пройденный долгий к ним путь. Мы нашли обратную дорогу и спускались уже в хорошем расположении духа (шутили про татар, их кухню, авторские права и гОтов). Спуск был достаточно крутым и быстрым и, добравшись до оставленной у хозяина машины, мы поблагодарили его, съели по мороженному и отправились дальше в путь.
Продолжение - в заметке http://www.rutraveller.ru/note/3969.