ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Проверенный аккаунт
  • Регистрация: 14.04.2015
  • Страны, города: 44 / 422
  • Путешествия: 5 490
  • Места и события: 1 414
  • Рейтинг: + 289 075
  • Репутация: + 113
  • Заметки: 70
  • Читательский охват: 309 902
  • Вопросы и советы: 10
  • Оценки и отзывы: 2 160
  • Друзья: 267
  • Фото: 4 343
60 рейтинг
2 Нравится
0 В избранном
1 комментариев
1 068 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Краткий историко-топонимический путеводитель по одной улице города Омска. Пролог – «Привокзалье».

Интересные места, Памятка туристу, Мифы, легенды, истории в Россия, Омск

Это часть рассказа, которому уже несколько лет. После написания я про него не забыл. В городе некоторые события за это время произошли – 300-летний юбилей с земляками отметили, что-то поменялось и не всё в худшую сторону. Вот и в рассказе я что-то изменял,  что-то добавлял – благо «объект повествования» недалеко находится.
И попытался я прочитать то, что сам надобавлял …
А тут ещё ученые (или те кто себя так называет) про клиповое мышление в современном мире… Решил я подредактировать этот так «названный» путеводитель. Совсем зачеркивать то, что уже написано было мне жалко. А потому – рассказы я сделал покороче, но их количество несколько увеличилось.

Небольшое пояснение к заголовку.
Топонимика (от древнегреческого τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
В связи с вышеизложенным постараюсь рассказать о том, в честь чего или кого названы те или иные места, что будут встречаться на пути туриста, бодро шагающего всего по одной улице города. Ну и конечно кое-что о них (этих местах) и об их истории. Всего понемногу.
Абсолютную достоверность приводимых данных не гарантирую. Некоторые оценки - чисто мое личное. Кто не согласен - не обессудьте.
Сразу поправлю самого себя в названии: юридический адрес (как сейчас принято указывать в документах) – это 4 улицы: Проспект Маркса, улица Ленина, Красный Путь и Проспект Мира. Фактически – это одна магистраль города, идущая параллельно реки Иртыш. Протяженность интересующего нас участка – 24 километра. Общая протяженность береговой прииртышской линии города от поселка Черемушки (не путайте с Московскими) на юге до поселка Берегового на севере 62 километра.
Любая экскурсия по населенному (и даже ненаселенному) пункту начинается с места прибытия: чаще всего это аэропорт, железнодорожный, автобусный, морской или речной вокзал. Морского вокзала в Омске нет, это точно. По реке в город Омск сейчас Вы, навряд ли, будете добираться,

(уже и речного вокзала в городе не стало – здание не снесли, но в нём теперь развлекательные центры находятся)  Ещё недавно несколько раз за навигацию заходили пассажирские теплоходы из Салехарда. Но и это уже в прошлом. Не выгодно!

Очень небольшая вероятность попадания в город автобусом.

Омский аэропорт

находится практически в черте города.

Извините, пожалуйста, ввел Вас в заблуждение сразу дважды. Первый кадр – Аэропорт местных линий.  Сейчас в здании бывшего аэропорта детская спортивная школа.

А второй – не центр города, а озерко рядом с остановкой автобуса «Аэропорт местных воздушных линий».
Аэропорт Омск-Центральный (код OMS) – международный аэропорт Омска.

Расположен в 5 км юго-западнее центра города. Входит в тридцатку лучших российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты. Аэропорт включен в перечень 52 аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 года № 340-р) (это из ВИКИсправки). На самом деле аэропорт старенький, хотя и реконструированный, и маленький (за день прибывает и отправляется чуть больше десятка бортов, из них 5 в Москву). 40 лет недалеко от города строится новый современный аэропорт «Омск-Фёдоровка». Дважды готовность стройки достигала почти 90 процентов, но сейчас снова не более 60-ти. . Ранее планировалось, что к 300-летию Омска (2016 год) будет завершено его строительство, а «Омск-Центральный» будет закрыт. Однако новый губернатор Омской области заявил о приостановлении строительства нового аэропорта из-за недостатка средств и о модернизации действующего. Возможно это и к лучшему. Добираться до аэропорта омичам и гостям города довольно просто и быстро.

В истории Омского аэропорта есть несколько знаменательных дат:
15 июля 1926 года в Омске завершился беспосадочный перелёт французских военных летчиков Жирье и Дордилье по маршруту Париж — Берлин — Москва — Свердловск — Омск - мировой рекорд: расстояние в 4800 км преодолено за 29 часов 40 минут без посадки.
В 1927 году в Омске произвёл посадку самолёт С.А. Шестакова с механиком Д. В. Фуфаевым, совершавший перелёт по маршруту Москва —Токио — Москва.
15 сентября 1956 года в Омский аэропорт прибыл первым регулярным рейсом первый в мире реактивный самолёт Ту-104.
Пока ожидаете получения багажа, в зале прилета закажите такси. До вокзала с Вас возьмут 150-170 рублей. Частник запросит минимум 300. Были случаи, добирались до вокзала и за 1200 рублей. Если Вы никуда не торопитесь, можете доехать до вокзала на рейсовом автобусе маршрута 60 (эта информация уже устарела - сейчас из авэропрорта

(он новое имя "приобрёл") всего за 18 руб (теперь за 30 и не 60-ка, а 17 маршрут - смотрите, чтобы на вокзал ехал, а не на Новостройку). Время в пути 30 минут (если не попадете в пробки. Без них сейчас, наверное, нигде не обходится. Но сразу предупреждаю - автобусы ходят не часто - с 6-15 до 20-45 с периодичностью один -два раза в час).

Те кто прибывает в город по железной дороге с запада не смогут объехать железнодорожный мост через Иртыш.

Мост построен в 1895 году при прокладке Транссиба по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А. Белелюбского. Николай Аполлонович Белелюбский (1845 — 1922) — русский инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения. Осуществил важнейшие проекты железнодорожных мостов, в том через Иртыш, Тобол, Ишим, Обь и другие реки на Транссибирской железной дороге.

В 1919 году при отступлении войсками Колчака 2 пролета моста были взорваны. Весной 1920 года был полностью восстановлен - две фермы моста со стороны правого берега сильно отличаются по форме от остальных пролетов.

Впоследствии было проложено еще 2 пути. В настоящее время для движения используются только два пути моста, третий, наиболее старый - для движения поездов закрыт.

Вокзал станции Омск-Пассажирский,

как и мост через Иртыш, возник при строительстве Транссибирской магистрали.

После последней реконструкции 2006 года

от старого вокзала не осталось ничего .

В конце первого пути вокзала установлен памятник-паровоз с вагоном.

Это новомодная тенденция – во всех больших и маленьких городах с железнодорожными станциями ставить в качестве памятников паровозы. Данный паровоз какого-то интереса в историко-техническом плане не представляет. Выпущен он в 1953 году на венгерском заводе «Маваг». В настоящей работе (то есть тащил за собой поезда) он использовался чуть более 3-х лет. Затем 30 лет использовался на промывке крытых грузовых вагонов или в качестве авральной котельной. Таких паровозов по стране было несколько сотен. (Вагон немного постарше и исторически поценнее).

На Привокзальной площади, как и раньше было положено, памятник Ленину.

Кто был в Омске, но давно, обратил внимание на то, что за памятником свободное пространство. Еще в прошлом году здесь находилось здание бывшего Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Сейчас нет ни здания, ни отделения.

(к слову, вокзал находится на улице Леконта. Леконт Андрей Николаевич 1984-1919гг., член партии большевиков, секретарь штаба Красной гвардии на станции Омск, в 1919 году расстрелян белогвардейцами). В грандиозном проекте реконструкции привокзальной площади чего только на этом месте не планировалось. Пока нет ничего. (Хотя есть - сейчас автопарковка).

Ну а на привокзальной площади еще один экспонат – памятник железнодорожнику.

Памятник был установлен в 2007 году, он посвящен 170-летнему юбилею железных дорог России и 110-летию Транссибирской магистрали. Как железнодорожник, могу отметить - уж очень слабо похож этот работник на дежурного по станции: посмотрите на его руку.

Это больше на руку кочегара похоже (другие специалисты критикуют правую руку этого субъекта - очень она неестественно вывихнута).

А за памятником паровозу, что в конце перрона первого пути (см. немного раньше) и в нескольких десятках метров от этого Железнодорожника, в 2011 году сотрудниками Западно-Сибирской железной дороги была заложена аллея в честь 120-летнего юбилея Транссибирской магистрали.

У кого калькулятор под рукой, подсчитайте в каком году появился Транссиб? А начиналось все так:

С 1883 по 1885 годы произведена прокладка дороги Екатеринбург – Тюмень, а в 1886 от генерал-губернатора Иркутска А.П. Игнатьева и Приамурского генерал-губернатора барона А.Н. Корфа поступили в Петербург обоснования безотлагательности работ по сибирской чугунке. Император Александр III отозвался резолюцией "Уже столько отчетов генерал-губернаторов Сибири Я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора".
В первоначальных планах был вариант прокладки рельсового пути от Тюмени через Тару и Томск до Красноярска. Но Тарские и Томские местные правители и общественность этому здорово воспротивились. И пойдя у них на поводу, проектировщики задумали вести чугунную дорогу из Челябинска через Омск мимо Томска на Красноярск.
Так Тюмень на долгое время стала именоваться «Столицей деревень», а город Тара с более 300-летней историей (на момент строительства Транссиба) превратился в последующие годы в большую деревню.
Ну а Омск получил большой импульс к развитию, что в конце 19 – начале 20-го века и случилось.
В непосредственной близости от ж.д. вокзала несколько историко-архитектурных памятных мест, конечно же связанных с железной дорогой. Это паровозное депо, которое было образовано в 1894 году (сейчас это локомотивное эксплуатационное депо Омск).

Депо знаменито своими революционными традициями.

Когда-то депо носило имя Куйбышева. Куйбышев Валериан Владимирович (1888 - 1935) - советский государственный и партийный деятель. Учась в Омском кадетском корпусе, 16-летним юношей вступил в Омскую организацию РСДРП, примкнув к большевикам.

От старого здания депо осталась только одна стена (та, что посветлее).

Рядом с депо – главные железнодорожные мастерские: существовали с 1897г. С 1930г. – Паровозоремонтный завод им. Рудзутака (ПВРЗ). Во время Великой отечественной войны в 1941 году здесь расположился  завод № 173 танковой промышленности; с 1942г. – завод № 174. В 1946г. стал именоваться: завод № 174 им. Ворошилова.

Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) - российский революционер, советский военачальник, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза. Кроме строчки из песни «Ведь с нами Ворошилов, первый красный офицер! Сумеем кровь пролить за СССР», которую часто распевали на гулянках жители Омска, другой связи с городом Клим Ефремовича обнаружить не удалось.
Впоследствии (с 1965г.) завод носил имя Октябрьской революции, а сейчас – с 2000 г. – Государственное унитарное предприятие «Омсктрансмаш».
Завод выпускал очень хорошие сковородки, у нас до сих пор одна осталась - за 65 копеек всего. Помимо сковородок делали гусеничную транспортную технику Т с разными номерами : Т-34, Т-54, Т-55, 55К, 55А, 55АК, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У,80УК).

На его территорию попасть и сейчас проблематично. Но в связи с этим здесь находится хорошо сохранившаяся водонапорная башня.

Вторая находится на территории локомотивного депо.

Еще одна, у которой сохранность намного хуже, находится в противоположной (восточной) стороне станции, которая в давние времена называлась «Карлушкой». Если у кого есть лишние денежки, может эту башню прикупить.

Ресторан какой-нибудь там откроете, или картошку хранить будете – много войти может. В 1911 отсюда вокзал на Атаманском хуторе был соединен с Омском железнодорожной веткой (так называемая Горветка). Она доходила до Управления Омской железной дороги (туда мы с Вами попадем чуть позже). Легенда гласит, что в начале XX века в районе современной площади Серова (где-то на том месте, где стоит киноцентр «Галактика») жил с семьей большой железнодорожный начальник. И был у этого начальника сынок Карл, который учился в гимназии в городе. А чтоб чадушке удобнее было ездить за знаниями, папаша повелел соорудить дополнительную промежуточную остановку на проходящей мимо его дома Горветке. Каждое утро идущий в город поезд делал остановку, чтобы забрать гимназиста Карла, а вечером таким же манером Карл доставлялся домой. Пассажиры так и говорили: «У Карлуши останавливаемся». И пригородный поезд, курсирующий мимо дома начальника, тоже долго именовали «карлушкой». Старожилы уверяли, что по отправлению-прибытию «карлушки» можно было проверять часы (наверное привирали - попробуй сейчас найди тех старожилов).

Одно из зданий вокзального комплекса – бывшее багажное отделение – к 300-летию Омска и 120-летию Транссиба превратилось в Музей революционной, боевой и трудовой славы Омских железнодорожников

Музей был образован в ноябре 1967 года и представлял собой комнату революционной, боевой и трудовой славы ДК имени Лобкова (мы сейчас до него добежим). В 1988 году музею было присвоено звание "Народный". В экспозиции музея документы, фотографии и натурные экспонаты из истории железных дорог в городе Омске, предметы быта, копии документов из семейных архивов, которые пользуются большой популярностью у посетителей.

В середине 1990-х годов после передачи здания ДК Лобкова областному Дому учителя музей на 10 лет переместился в ДК «Железнодорожник» на станции Московка. В 2013 году на его базе начало работать сообщество любителей истории железнодорожного транспорта.
6 августа 2016 года состоялось торжественное открытие нового здания музея по адресу ул. Леконта, 1б
Музей работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00

Слева на площади - памятник архитектуры регионального значения школа Управления путей сообщения.

Здание построено в 1894 году, сейчас в нем находится Детская школа искусств №4 (довольно знаменитая в своей сфере - недавно была награждена золотой медалью в номинации «Лидер в сфере художественно-эстетического и нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения»).

В конце 1920-х здесь было построено жилое здание ЦеРабКоопа, образующее в плане букву П. Школа путей сообщения оказалась окруженной этим зданием. Здание с историей. Конец 20-х начало 30-х годов – период НЭПа в советские времена. Довольно бурно развивалась промышленность. А вместе с ней и жилищное строительство. Не обошло это и город Омск, Строили много. Особенно быстрыми темпами застраивался Ленинск-Омский (о нем несколько слов немного ниже). С 1928 г. и здесь стали возводиться многоквартирные дома. Средства на их строительство выделяло управление Омской железной дороги. Одним из результатов этого и стал дом на улице Лобкова №3 (до 1920 года улица Атаманская) .

Здание трехэтажное, на момент сдачи в эксплуатацию - полностью жилое. (Обратите внимание на эмблему - это не железнодорожная - молоток и разводной ключ, а кооперативная тех времен эмблема: Центральный рабочий кооператив - Церапкооп). Сейчас коммерсанты выкупили все квартиры на первом этаже. Много лет в последнее время дом хотели снести для расширения привокзальной площади и в связи со строительством в Омске метрополитена. Однако когда посчитали, сколько нужно выплатить коммерсантам компенсации за снос их собственности, решили здание не сносить и метро в городе не строить!

Часть дома, образующего перекладину в букве «П» смотрит на знаменитый среди железнодорожников Дом культуры имени Лобкова (сейчас – Областной дом учителя).

Построен на средства железнодорожников методом народной стройке в 1927 году. Архитектор проекта – С. М. Игнатович. Специалисты утверждают, что проект

продолжает линию неоклассицизма 1910-х годов.

Другие говорят о конструктивизме (не поймешь этих ученых-архитекторов). Приметы времени – пандус, два земных шара по бокам от входа (были), герб СССР над балконом (сейчас зашит щитом).

Рядом с ДК Лобкова (извините: Домом Учителя) –  городской Дворец культуры имени Красной Гвардии.

Оба здания в списке объектов культурного наследия регионального значения.

Вообще-то, говорить о памятниках старины в Омске можно с большой натяжкой. Самому старому зданию в городе два с четвертью века. Все остальное - возрастом немногим более сотни лет.
Напротив правой ножки буквы "П" дома № 3 находится еще одно здание (Лобкова 4) того же периода.

Тоже трехэтажное, но с магазинами на 1-ом этаже с момента строительства. Если посмотрите на карниз этого дома (видите паровоз), поймете что с архитектурными излишествами тогда еще не сильно боролись.

За зданиями ДК (за задним фасадом или как в старину говорили «на задах») находится небольшой парк, тоже имени Лобкова
Лобков Залман Иудович - (1898—1919) — революционер-большевик. Родился в Тобольске, в купеческой семье. После Февральской революции — член Совета, председатель общегородской организации большевиков в Омске, агитатор и пропагандист, один из организаторов Красной гвардии, пользующийся большим авторитетом в массах трудящихся. В ночь на 18 мая 1919 расстрелян вместе с группой других арестованных. Именем Лобкова назван железнодорожный клуб (именами революционеров в Омске названы десятки улиц. Перечислять заслуги каждого, чьим именем названа та или иная улица, просто невозможно. Да, наверное, никому и не нужно. Поэтому дальше или кратенько или вообще никак об этих товарищах).

Сад был открыт вместе с клубом, когда-то в нём были и фонтан, и спортплощадки, даже корт теннисный. Покрытие на нём конечно неважное было, но для наших нетребовательных спортсменов годился.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов сад оказался бесхозным, долгое время оставался неухоженным. Но к 300-летию города Омска была проведена полная реконструкция сада: высажено 70 берез, 50 рябин, 48 сосен и 25 елей. Практически все старые деревья были снесены, теннисный корт и лавочки для отдыха ликвидированы. На входные ворота сада повешен замок.

В парке памятник довольно мрачному событию – Жертвам уфимской катастрофы.

Пока далеко не ушли – любителям архитектуры духовной направленности можно пройти метров 700-800 по улице Труда до Никольской Казачьей церкви.

Построена церковь на средства станичников Атаманского хутора в 1911–1913 годах. Это один из двух омских храмов, уцелевших до наших дней и максимально сохранивших свой внешний облик. Знаменита тем, что в советское время службы в церкви не прекращались.

Напротив входа в церковь – сквер (на ул. Труда) - разбит в начале XX века как сад Никольской казачьей церкви. После 1917 г. носил имя М. П. Томского, с 1939 г - имя Кирова. В честь 100-летия Ленинского административного округа в мае 1999 года на его месте разбили сквер "Юбилейный" 

Начало округу положил Атаманский хутор, основанный в составе Омского уезда Акмолинской области постановлением присутствия Войскового хозяйственного правления от 18 апреля 1896 года «О разрешении обществу Омского городского поселения образовать новый хутор близ вокзала железной дороги». Если в честь столетия – значит округ образован в 1899 году?

Насколько мне известно, псевдоним «Ленин» у В.И. Ульянова появился в 1901 году.
У Вас, наверное, тоже проблемы с низшей арифметикой?
Некоторое время Атаманский хутор был городом «Ленинск-Омский» (1921—30), в 1921—25 в составе Омской губернии, с 1925 — Омского округа Сибирского края. Располагался на правом берегу Иртыша, в 5 км от Омска. Образован постановлением № 6 пленума губисполкома от 2 августа 1921 из станции Атаманской (основана в 1896). Утвержден ВЦИК городом в июне 1925. В состав Ленинска-Омского вошли территории прилегающих поселков Семипалатинский, Сахалин, Порт-Артур, Треугольник, Рабочая слободка, Черный городок, Красный городок (некоторые названия сохранились до сих пор). 14 августа 1930 введен в состав Омска и преобразован в Горный район (опять непонятно -причем тут горы? В Омске самая большая гора на улице Ленина около магазина "Любинского". Возможно от горна – в который пионеры дули или тот горн, в котором в кузнице локомотивного депо железяки нагревали). Видимо у омских руководителей возникал такой же вопрос, с марта 1935 стал именоваться Ленинским районом Омска.
Статус городского округа, как муниципального образования определён Федеральным законом Российской Федерации 6 октября 2003 года.
Вы что-нибудь понимаете: 100-летие? Ленинского? округа?

Я тоже - ничего не понимаю. Такой казуистики в омских названиях, наименованиях и расшифровках наименований памятных мест тьма тьмущая.
В Юбилейном сквере установлен памятный знак: колесная пара паровоза и корабельный якорь.

Довольно оригинальная композиция: корабли с такими якорями по Иртышу никогда не ходили, а паровозы по омским рельсам хоть и ходили, но уже больше полувека назад.

Напротив Юбилейного сквера очень знаменитый в этом районе дом -  Жилой дом по улице Труда, 49

Один из первых в Омске многоэтажных жилых домов. Построен в стиле конструктивизма, сдан в эксплуатацию в 1938 году. В доме с момента постройки и до начала 1970-х не было горячего водоснабжения и канализации (удобства во дворе). И в народе он звался (да и сейчас зовется) «Дурдом»

Если от Юбилейного сквера сразу повернуть налево попадете на улицу Сулеймана Стальского (в дореволюционном прошлом - Броневская)

Сулейман Стальский (настоящая фамилия — Гасанбеков) — лезгинский поэт-ашуг. В Литературной энциклопедии 1939 года сказано: «Особенно замечателен цикл песен Стальского о величайшем вожде пролетарской революции — товарище Сталине…». Какое отношение к Омску имеет Стальский – понятия не имею. Могу предположить, из-за того, что недалеко находился называемый в народе поселок Сталинск, названный в честь Сталина, которого так любил Стальский.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) в 1922-1953 гг., генералиссимус. С 15 января по 6 февраля 1928 г. находился в Сибири с целью изучения причин хлебозаготовительного кризиса. В Омск приехал 26 января и пробыл в городе не более суток. Принял участие в заседании бюро Омского окружного комитета ВКП(б). После визита И. В. Сталина начались выездные суды по ст. 107 УК РСФСР – за спекуляцию. Основным рычагом решения проблемы было выбрано индивидуальное обложение, при котором основное бремя ложилось на кулаков, а беднота освобождалась от сдачи зерна. Это решение имело трагические последствия для крестьянства. Наступление на кулака было опробовано сначала в Сибири, затем распространено на другие районы страны.
Возвращаясь на вокзал по ул. С. Стальского или по соседней улице Котельникова (а если Вы с вокзала далеко не ходили – то просто по улице Марченко с левой стороны от Привокзальной площади или по Рождественского с правой пройдя 300-400 метров) попадаем на Ленинский рынок – один из самых популярных у жителей всего города.

Топонимическое пояснение – на основании решения исполкома № 687 от 21.10.77 ул. 7-я Ленинская была переименована в ул. Марченко (а до Ленинской она именовалась 7-й Линией, ещё раньше – Церковный переулок). Улица названа в память Петра Парфеновича Марченко – рабочего омских железнодорожных мастерских секретаря Железнодорожного (Ленинского) РКП/б/ г. Омска.

Кроме 1-й и 2-й Ленинской в этом районе располагались еще 10 улиц Ленинских. Сейчас от них осталось 2 небольших кусочка на 9-й и 10-й Ленинской.

Сейчас мы с Вами находимся в Ленинском округе на Ленинских улицах. Однако улица Ленина находится совсем в другом районе города.

Если Вы прибыли в Омск самолетом, то попадете в Кировский округ. А улица Кирова находится в округе Октябрьском. В свою очередь улица Октябрьская располагается в Центральном округе. Улицы Советские находились от вокзала в южную сторону, а в Советский округ мы с Вами попадем только в конце нашего путешествия. Первомайский рынок (раньше и район с таким названием был) находится в Советском округе, а улица 1 Мая - в Порт-Артуре - это еще дальше Советских улиц. Хорошо я Вас подзапутал? Вот так и шпионы все время путаются в омской географии.
Улица Рождественского (5-я Ленинская - 5-я Линия - Базарный переулок) названа не в честь поэта Роберта - хотя его судьба тоже связана с Омском - жил в городе до и в годы войны. В 1941 г. в «Омской правде» было опубликовано его первое стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…». В парке Победы есть памятная плита с его стихами

Улица у рынка названа в честь Николая Александровича Рождественского (1909-1967) много лет бывшего бессменным председателем исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся (по современному - мэром). В 1957 году немецкими кинематографистами был снят фильм под названием «Русское чудо». В течение нескольких минут показывали панораму Омска: чистого, просторного и с миллионами цветов. Именно в этом фильме Омск был впервые назван «городом-садом». На много лет это название стало синонимом имени города. Считается, что автором этого «чуда» является Николай Рождественский.

Улица Котельникова (до 4 января 1938 года - ул. Советская, до того - Бородинская) названа не в честь создателя ранцевого парашюта. Котельников Алексей Иванович – слесарь омских железнодорожных мастерских, участник революции 1905-1907 гг., организатор всеобщей забастовки железнодорожников Сибири. После этих событий работал в Ермаке (ныне это г. Аксу в Казахстане) в паровозном депо, затем машинистом на паровой мельнице. В 1925 г стал председателем сельсовета в Ермаке.
На улице Котельникова находится конечная остановка большинства омских трамвайных маршрутов: конкретнее четырех.
Недавно омскому трамваю исполнилось 75 лет. Омский трамвай по количеству вагонов находящихся в эксплуатации, немного отстает от количества трамвайных маршрутов в городе Санкт-Петербурге. Если не сядете на трамвай здесь или на следующей остановке у Ленинского рынка дальше найти трамвай в Омске будет довольно сложно.
Если по улице Рождественского пройдете еще немного за Ленинский рынок, попадете на Иртышскую набережную.

Но сразу за рынком находится один из родильных домов города. Очень удобно расположен для новоиспеченных папаш, да и для дважды и трижды отцов тоже неплохо. Заходит папа на рынок, цветы для акушерки, что-нибудь вкусненькое для супруги (как в кино: «не перепутай – бабе цветы, дитям мороженное») и в роддом под окошко. Сейчас конечно такой романтики нет. Уже за несколько месяцев до рождения расскажут, кто у Вас родится и какого веса, и кто отец. А раньше через окошко показывали. Узнавал папаша, кто родился, и в рюмочную на базар (они всегда здесь были). С радости, что наследник появился, или с горя («третью девку жена принесла, выпишут я научу ее, как пацанов рожать надо!»). "Трезвователь" находился совсем недалеко.

Далее слева Евангелическая лютеранская церковь.

Это начало (в нашем путешествии, а официально – окончание) Иртышской Набережной. Она идет параллельно проспекту Карла Маркса.
Рассказ о ней в другой заметке.

Ну а мы вернемся на Привокзальную площадь и всё-таки начнём наше путешествие «по одной улице Омска».

Продолжения и окончания см.Краткий историко-топонимический путеводитель по одной улице города Омска. Начало - Проспект Маркса

Краткий путеводитель по одной улице города Омска (Продолжение- улица Ленина)

 Краткий историко-топонимический путеводитель по одной улице города Омска (окончание: Красный Путь)

Краткий историко-топонимический путеводитель по одной улице города Омска (окончание 2: Проспект Мира или Нефтяники). Читать полностью на : h

ДОБАВЛЕНО 19 октября 2018 03:54

комментарии - 1

Alla Ставрополь, Турист
17:03 21.10.2018

Отличный рассказ (начало), спасибо )

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ