- Путешествия: 5 863
- Рейтинг: + 729 796
- Репутация: + 67
- Читательский охват: 302 900
Усадьба – не место силы, но вдохновения и отдохновения
Год без поездок стал подрывать нервную систему. Кроме эпидемии мешали разные бытовые дела. Думала, что и в новогодние праздники останусь без поддерживающего дух развлечения. Когда поняла, что смогу вырваться, выбор оставался невелик. В тур «Вдохновенный край подмосковных усадеб» вскочила в последний момент и на последнее оставшееся место.
Хотя в названии тура речь идет о подмосковных усадьбах, в программе обозначены также места в Новгородской и Тверской областях. Объясняется сие достаточно легко. Задумка гида (а это авторский тур) была направлена в Подмосковье, но выдержать тему из-за просторов нашей Родины сложно. Попробуй гнать из Петербурга к Москве без экскурсионных разминок! Хотя владельцы новгородской и тверской усадеб вдохновлялись окружающими красотами не меньше, чем московской. По мне, стоило заменить «подмосковных» на «русских», и несоответствие было бы ликвидировано. Но я не автор тура. Это, наверное, единственная претензия к гиду. Во всем остальном он оказался на высоте. Удивительная эрудиция и неподражаемый петербургский слог занимательного рассказчика.
Итак, выехали из Петербурга ранним утром 2 января. Первой остановкой должна была стать усадьба Н.А. Некрасова в Чудово. И здесь произошел первый сбой. Музей оказался закрыт на карантин. Стало это известно в последний момент, но гид успел подготовил замену. И мы отправились смотреть Аракчеевские казармы, вернее то, что от них оставила последняя война. А оставила она печальное зрелище, судите сами.
Мы прошлись немного вдоль одной стены развалин, и из-за угла взглянули на руины центрального фасада и церкви.
Гид привез нас сюда не просто так. Предложенную альтернативу усадьбе Некрасова он пытался вписать в творческую тему тура. Дело в том, что в 1838 году сюда, где квартировал Гродненский гусарский полк, после первой кавказской ссылки, прибыл корнет М.Ю. Лермонтов.
Пробыл он здесь совсем немного, пару месяцев, но, наверное, чем-то вдохновиться успел. А еще здесь в 1872 году родился Сергей Дягилев. Папаша его, будучи кавалергардом, как раз проходил службу именно здесь. Как вдохновили младенца Дягилева эти места, трудно сказать, но альтернатива «обстоятельствам непреодолимой силы», как пишут в договорах, в том числе и туристических, состоялась. Придраться не к чему. Может быть эта замена кого-то удовлетворила. Чтобы рассматривать Аракчеевские казармы как место вдохновения даже после ликвидации военных поселений (а во время их существования – это полный абсурд) из-за удаленности их от городской суеты, нужно обладать буйной фантазией. Я же вообще не слишком расстроилась, что мы не побывали в Чудово, потому что совсем недавно усадьбу Некрасова посещала в другой экскурсии. А читателям rutraveller предлагаю в качестве бонуса пару фотографий и несколько слов.
В той прошлой экскурсии приехали мы в Чудово уже вечером. Усадебка, да и садик вокруг нее, смотрелись волшебно.
Главное, чем занимался здесь Некрасов – это охота. Чудово для него было прежде всего местом отдыха. Хотя он здесь много писал, например, «Чудовский цикл» сочинил, я не читала. Но охота была на первом месте. Здесь даже похоронена его собака, случайно подстреленная женой поэта. А не надо навязывать женам свои увлечения!
Следующая точка маршрута – Академическая дача имени И.Е. Репина. Это уже Тверская область. Добрались к трем часам дня. День сам по себе был пасмурный, и подходил к концу по меркам зимнего светового времени. Существенный минус зимних экскурсионных путешествий.
Расположена Академическая дача на высоком полуострове.
Вид сверху, вид снизу.
С одной из точек полустрова хорошо видно, как река Мста впадает в озеро Мстино, или наоборот. Водоем был искусственно создан запрудой на реке, так что не знаю, как правильно.
Как место практики и отдыха для студентов Академии художеств дача была создана в 1883 году. Но маститые художники тоже сюда охотно заезживали. Идея принадлежала Репину и купцу Кокореву. Богатейший купчина и одновременно меценат сам неподалёку имел дачу. Он и финансировал этот проект.
Раньше здесь было несколько построек, где жили работники, обслуживавшие Вышневолоцкую вводную систему. До наших дней сохранилось единственная постройка еще со времен Екатерины II, и говорят специально для нее построенная, когда она изволила осведомиться о положении дел системы, игравшей не последнюю роль в обеспечении Санкт-Петербурга. Сейчас в этом здании находится музей Академической дачи.
В комнатах нижнего этажа – предметы, рассказывающие об истории дачи, в мезонине - мемориальная комната Репина.
Поскольку дача задумывалась как место летней практики для малоимущих студентов, то по примеру других благотворительных заведений была наречена Владимиро-Мариинским приютом (великий князь Владимир Александрович был в то время президентом Академии художеств, а его супруга звалась Марией Павловной). К их приезду в 1885 году был построен восьмигранный павильон. Дом сохранился в первозданном виде с XIX века.
Расцвет дачи пришелся на 70-80-е годы XX столетия, когда директором стал П.Н. Козельский. При нем появились новые, интересные с архитектурной точки зрения, постройки: административный корпус,
здание столовой
и, главное, мастерские.
Человек, далекий от художественного творчества, Козельский тем не менее зрил в самый корень. И поэтому в дополнение к природным красотам и простой, но сытной пище, обеспечил художников необходимыми условиями проживания и работы, причем отдельными для каждого, будь то состоявшийся мастер или студент. Мастерские были построены в форме гармошки. С одной стороны каждое помещение имеет окно, практически во всю ширину и высоту стены, а с другой стороны располагается жилая комната. Мастерские и сейчас используются по своему прямому назначению. В одну такую нас пригласили заглянуть.
Козельского до сих пор вспоминают теплым словом. И считают его заслуги для Академической дачи не меньшими, чем заслуги Гейченко для Михайловского.
Когда-то проживание на Академической даче было возможно только для академических художников и членов их семей. Сейчас любой желающий может остановиться здесь как в гостинице. Предлагают номера при мастерских и в старых постройках.
Но вот условия здесь не слишком комфортабельные. И ощущение, что место это «застряло» в 1970-1980-х годах. Чувствуется, что финансов хватает только на более-менее сносное поддержание. На Даче был запланирован обед. Так мы внесли вклад в ее поддержание. От обеда тоже повеяло семидесятыми. Есть можно, отравиться нельзя. На этом достоинства обеда заканчивались. Народ, не успевший за пандемийный год отвыкнуть от all inclusive зарубежных курортов, недовольно заворчал.
А вот художественная братия последней трети XX века, если судить по стихам, написанным к 100-летию Академической дачи (листок с выцветшим машинописным текстом висит в Восьмиграннике), была всем довольна.
На Мсте царь Петр не раз бывал,
На Мсте он водный путь искал.
Здесь совершала променаж
Сама Екатерина!
Купнулась… (Ах, какой пассаж!)
Она в прохладных водах Мстино.
Сюда раз Кокорев явился,
Облюбовал сии места.
И холм понравился, и Мста,
И дивный план в уме родился:
Построить дом на холме том,
Построил. И сказал при этом
(Был Кокорев в душе поэтом):
— Вот для художников приют.
Пускай творят здесь, но не пьют.
С тех пор уж лет прошло не мало,
Кого здесь только не бывало…
И академиков маститых,
Усатых, и юнцов не бритых.
Сей уголок сам Репин оценил,
Шишкин пожаловал, и Чистяков творил,
Был чародей Куинджи и Венецианов,
И многих здесь не счесть титанов.
Да и сейчас творят…
И как в народе говорят:
Академичка процветает,
Здесь Русь и русский дух витает.
А сколь еще не создано творений!
И в том не может быть сомнений!
Сколь предстоит еще создать,
Ведь ныне здесь такая благодать!
Художникам как дом родной
Академическая дача.
Здесь все единою семьей
Решают творчества задачи.
Здесь рады вам, здесь все равны,
Член и не член Союза,
Заботой все окружены,
И кормят вас от пуза.
Прошло 100 долгих, славных лет!
А Дача наша не стареет.
Мы шлем ей пламенный привет,
Пусть и во веки молодеет!
И этим светлым летним днем
Мы дружно славу воспоем
В честь нашего радетеля,
Отца и благодетеля.
В честь нашего Козельского Петра
Мы троекратно прокричим «Ура!»
Зародилась Академическая дача как благотворительный проект, в XIX веке поддерживалась меценатством. В XX, когда все было под крылом государства, неплохо существовала на государственный счет. Теперь же, похоже, опять пришло время меценатов. Но желающих не находится. Подавляющая часть художников – люди не богатые, а состоявшиеся и признанные, у которых получилось дорого продавать свое творчество, по словам экскурсовода, не рвутся поддержать сие место вдохновения материально.
Рядом с этой одой висит дружеский шарж, написанный в том же юбилейном году.
Автор – Л.С. Котляров, сопроводил его следующими пояснениями: «Приступая к исполнению такого грандиозного замысла и будучи преисполнен чувством огромной личной ответственности перед грядущими поколениями (с одной стороны) и принимая во внимание значительность и величие изображаемых персонажей (с другой стороны), автор пришел к выводу: такое по плечу разве что Рафаэлю! И автор решился на отчаянный и в некотором роде рискованный шаг – позаимствовал (попросту говоря, слямзил) плавность и ритмичность композиционного построения «Афинской школы» великого маэстро. Для тех, кто не успел здесь быть изображенным, можно ответить словами К. Пруткова: нельзя объять необъятное. Что же касается отсутствия прекрасной половины человечества, то автор руководствовался гуманными соображениями: истинная красота и пластика не подвластны шаржированию».
Ой, слукавил! Женщины не отказались бы!
Ну, а напротив шаржа, написанного кстати маслом (!), висит обычная стенгазета.
Висит с середины 80-х годов в неотапливаемом помещении, и хоть бы что. Бумагу другую что ли делали. Я уж про краски не говорю, цвета не поблекли.
Все. В автобус! Водители стремятся домчать нас в Тверь к месту ночевки, а мы увозим ностальгию недавнего прошлого, уже покрытую патиной времени, и природные красоты на карте памяти своего фотоаппарата.
комментарии - 4
Людмила! Прочла на одном дыхании, с огромным удовольствием. Была когда-то другая жизнь. Молодежь даже и не представляет, наверное. Замена объектов неравнозначная. Мастерские действующие впечатлили. Спасибо!
ОТВЕТИТЬНаталья Коткова, В любом путешествии стоит быть готовым к сбоям, и относиться к этому философски. Когда времени в обрез, трудно организовать равноценную замену. Не смотря ни на что, этот день тура я считаю тоже был удачным.
Рада, что понравилось. Спасибо.
Людмила, блестяще! это о заметке, конечно ) Легко и увлекательно, как игристое вино ))
ОТВЕТИТЬ