- Путешествия: 5 863
- Рейтинг: + 729 796
- Репутация: + 67
- Читательский охват: 302 900
Пешком по Еревану
После обеда направились к отправной точке экскурсионного маршрута по Еревану – площади Республики, где нас ждал экскурсовод. Забыла сказать, что нашу небольшую группу из 11 человек обслуживали сразу два гида: Варсеник – экскурсовод и Айро – организатор тура, который, несмотря на присутствие экскурсовода, постоянно был с нами на протяжении всей поездки. В Ереване он точно мог оставить нас с экскурсоводом и отдохнуть; так нет, долг есть долг.
Площадь Республики масштабная, архитектура советско-сталинская, но с национальными чертами. Создана она была по проекту Александра Таманяна. Здания построены из розового туфа.
Вообще жилая застройка Еревана, по крайней мере, в центре тоже из туфа. И, надо сказать, это облагораживает типовые здания.
На площади расположены Музей истории Армении и Национальная галерея,
именно перед ним находятся Поющие фонтаны. Два правительственных здания, расположенных напротив друг друга, здание почты и отель.
Площадь очень хороша в вечерней подсветке, здесь всегда многолюдно, а работающие поющие фонтаны создают эмоциональную атмосферу.
От площади не торопясь двинулись по Северному проспекту. Улица пешеходная, с элитными жилыми домами, офисами, магазинами. Вечером тут особенно оживлённо, а на его просторах выступают музыканты, фокусники, аниматоры... Звучит и армянский дудук, и перебор гитары, и рок-ритмы.
Эта пафосная перспектива ведет к еще одной площади, на которой стоит здание оперного театра. Очень интересное и оригинальное. Построено по проекту того же самого Александра Таманяна.
Обходя здание вдоль западного фасада, за высоченными колоннами видны служебные подъезды в здание. Они замечательно смотрятся при вечерней подсветке. Этажи с балкончиками воспринимаются как театральные ярусы. Слышны звуки музыки, и для находящихся около театра создается впечатления присутствия на театральном представлении.
Конечная точка нашего маршрута – «Каскад». Варсеник вела к нему зигзагами, отклоняясь то к одному, то к другому монументу. Памятники известным армянам оказались неоднотипными; заметно, что скульпторы стремились не просто поставить монумент, чтобы помнили, но передать своеобразие характера. Первый на нашем пути – Арно Бабаджаняну. Случившийся детский танцевальный флешмоб мешал запечатлеть его, но затмить экспрессию скульптора и экстравагантность композитора подвижным ребятишкам не удалось.
А вот он уже в ночи и без ребят.
Следующая группа противостоит титанам и голосует за хрупкость, легкость, утонченность.
На фоне уже отчетливо прорисовывающегося «Каскада» поднимается фигура Александра Таманяна.
За памятником Таманяну начинается скульптурный сад Гефесчан. Изваяния известных скульпторов из разных уголков мира, собранные частным коллекционером. Представлены три тяжеловеса колумбийца Фернандо Ботеро. Воина и курящую женщину камера выдержала, а на кошке дрогнула.
Наконец, мы подошли к «Каскаду».
Выслушали рассказ Варсеник, но подниматься наверх не стали. Нас ждал приветственный ужин в таверне «Ереван». По пути посмотрели на памятник «Руки дружбы».
Он символизирует дружбу между Ереваном и итальянским городом Каррара, и сделан, соответственно, из каррарского мрамора. Еще в прошлом веке Каррара по-дружески (или по принципу «На тебе, Боже, что мне не гоже») передала несколько деталей несостоявшегося памятника Христа, который итальянский автор из-за отказа мецената не закончил.
Помещение таверны оказалось скромных размеров. Перед входом в зал одна из стен имеет стеклянную витрину: там пекут лаваши.
В зале три длинных стола (армяне любят приходить большими компаниями) и в стороне пара столов-недомерков. Крошечная сцена, на которой смогли разместиться пара-тройка музыкантов, а ансамбль из четырех, кажется, человек вынужден был занять часть территории крошечного танцпола.
Все начиналось достаточно спокойно. Быстро накрыли наш стол, мы даже успели приступить к еде. И тут нагрянул ансамбль. Конечно, он отвлек нас от поедания и выпивания. Они только рот открыли, о еде сразу забывалось. А когда пошли плясовые мелодии и песни, все задвигалось, танцпол моментально заполнился. Наш Айро тоже подхватился, стал вытаскивать группу, показывать движения ногами. Официанты тоже пустились в пляс, не оставляя при этом своих обязанностей. У одного по три бокала в каждой руке между пальцами, и он активно вращает кистями в ритм мелодии. Выходит другой с подносом, уставленным тарелками, поднимает его над головой: поднос плавно плывет над толпой, не двигаются только кисти рук; все, что ниже, вихляется с невероятной амплитудой. Благополучно доставляет блюда, и уже с пустым подносом (перед очередным заходом за заказами) присоединяется к пляшущим на танцполе.
Рядом с нами сидела группа франкоговорящих. Среди них была дочь Африки (надеюсь, это толерантное выражение), она весьма органично вписалась, а официант с подносом ее явно выделял. И так два часа бешенных, безудержных плясок, которые учащали пульс даже тем, кто не принимал в нем участия, я имею ввиду музыкантов и певцов ансамбля, время от времени они вытирали потные лбы; наверное, аэробные нагрузки передавались им флюидами. В короткие минуты перерыва Айро призывал расправляться с невероятным количеством пищи, которая была включена в стоимость тура. Но любой марафон заканчивается. И как приятно пройтись по прохладным ночным улицам.
В последний день также удалось урвать полдня, чтобы походить по Еревану. Хотелось расширить территорию знакомства с городом, но из-за того, что стремилась подняться на «Каскад» в надежде, что капризный Арарат все же откроется (за семь дней он так и не показался), серьезно изменить маршрут не удалось. Сделала только шаг в сторону, чтобы увидеть древнюю церковь Катогике.
Церьквушка XII век. Спаслась чудом, можно сказать. Серьезно пострадала от землятресеня, и в XVI веке то что от нее осталось "поглатила" более солидная постройка. В 1930-е годы стали сносить не вписывающуюся в атеистические реалии культовую постройку и обнаружили средневековую церковь. И о, чудо! Ее пощадили!
К северу от нее построен новый религиозный комплекс: церковь Святой Анны, а также здание ереванской резиденции Каталикоса. На мой взгляд, получилось гармоничное обрамление для древней церкви.
На «Каскад» поднималась ножками, подъем легкий – ступени удобные. К тому же часто останавливалась на каждом ярусе, чтобы посмотреть на фонтаны и скульптуры.
Была вознаграждена: Арарат смилостивился и показался.
комментарии - 6
Людмила! Ну, я поняла, что с памятниками у них всё хорошо. А как вам показалось, как живут люди? Какая Армения? Благополучная, сытая, с лоском или напротив?
ОТВЕТИТЬНаталья Коткова, Скромно живут, особенно это чувствуется, когда отъезжаешь от Еревана. В самом Ереване как в столице, понятно, лучше. Кафе и рестораны заполнены, молодежь модно и красиво одета. Гид часто говорил, что в различные проекты прилично вкладывается богатая армянская диаспора из-за рубежа. Главное, что держит в напряжении, опять же со слов гида, это военная опасность. Они считают, что недавней карабахской войной дело не закончится.
ОТВЕТИТЬСпасибо, Людмила! Просто я подписана на одного парнишку в Инстаграм, который любит налегке путешествовать. Так вот он недавно оттуда. Смотрела видео и не покидало ощущение, что многое как осталось от советского союза, так и есть.
ОТВЕТИТЬИнтересное продолжение, поэтому без комментария, отнюдь не дежурного, оставить не могу.. Читала про ваш обед в ресторане и сразу пришел на ум армянский парнишка, работающий в нашем местном ресторане. Среди всех официантов за прошлые 10 лет, он выделяется своей работоспособностью, хорошими манерами которые дополняются чувством собственного достоинства , образованностью ( знание 4-х языков) и это большой контраст на фоне испанских официантов. Он рассказывал, что цены в Армении, последние годы сильно возросли и стали почти вровень с испанскими, а зарплата - на порядок меньше, чем в Испании.. Буду с интересом читать продолжение вашей заметки
ОТВЕТИТЬ
Это очень хорошо! И я не только про открывшийся Арарат ))
ОТВЕТИТЬЕреван однозначно очень колоритен и самобытен... )
Спасибо, Людмила )