Продолжение, начало см. "Судьба Иерусалима. Часть 3. "Стена"
http://www.rutraveller.ru/note/full?id=2224
Судьба Иерусалима. Часть 4. "О главном".
*
- А не надо никаких точек зрения. Просто он существовал, и больше ничего.
- Но требуется же какое-нибудь доказательство...
- И доказательств никаких не требуется.
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита"
*
1. Мессия
Как бы ни пожимали плечами иудеи, закатывая глаза и пытаясь философствовать, а главным, кто прославил Иерусалим, был и будет Христос.
В каждой части заметок я задавал себе разные вопросы. Пытался найти на них ответы. Но главное, что я не понимал всегда и на что хотел найти ответ там, это
почему мессия пришёл к людям именно здесь, на этой выжженной солнцем и неспокойной земле?
Ответ я начал искать ещё в Палестине (см. вторую часть заметок).
Помню, что одно из самых ранних предсказаний о пришествии находится в апокрифах ранних христиан, ещё до Библии. Вот оно:
----------------------------------------------------------------------------------------
"И все могущественные цари, и вознесенные, и господствующие над твердью, упадут пред Ним на свое лицо, и поклонятся, и возложат на того Сына человеческого свою надежду, и будут умолять Его и просить у Него милосердия."
«Книга Еноха» Гл.10, ст.44
----------------------------------------------------------------------------------------
Но главной точкой любого путешествия в Иерусалим является, всё же, храм Гроба Господня.
Я захожу туда.
Изнутри это сооружение кажется, более масштабным и поражает своим объёмом, монументальностью. Несмотря на отсутствие икон, и привычного вида, ты сразу понимаешь, что это всё же Храм.
В центре огромного круглого помещения стоит сам Гроб Господень. Откуда-то сверху струится белый свет, который словно пропитывает всё вокруг.
Сначала, увлёкшись первыми эмоциями, я не замечал, но теперь вижу скопление народа, заполнившего храм. И это в отсутствие праздников. Что же здесь творится на Пасху?!
Люди вереницей стоят вокруг центрального сооружения. Нет ощущения, что это очередь, как и нет ощущения продвижения её.
Сам Гроб Господень обнесён железным каркасом. Видимо защита от землетрясений.
Люди в основном молчат, озираются, словно в изумлении среди древних колоннад и таких же паломников из разных стран.
Пришёл гид. Он пытается сделать невозможное: говорить тихо, соответственно обстановке храма, и одновременно громко, что бы слышали все.
Как-то ему это удаётся.
Он показывает нам отверстия в стене сбоку, через которые передают благодатный огонь. Внутри видны люди, которые уже внутри.
Увлёкшись обозрением всего вокруг, я не замечаю, как проходит время. Ощущение, что время здесь вообще подчиняется каким-то своим, незримым законам. Оно, то замедляется, то вдруг куда-то проваливается, и ты не понимаешь, куда мог деться целый час. Пять минут назад он у тебя был в запасе, и вот, его нет.
Я смотрю вверх. Там ослепительный белый свет, словно солнце опустилось прямо над храмом.
Я поворачиваю голову направо и замечаю, что мы уже обогнули Гроб Господень, и я впервые воочию вижу, как туда заходят не священники, а простые люди.
Час пролетел, словно 10 минут!
Вход богато украшен и ты даже не сразу понимаешь чем.
Уже подойдя ближе, я рассмотрел, что это керамические иконки 12 апостолов.
Рядом сидит священник, функция которого не понятна. За всё время, что я был в храме он так и не поднял головы от своего гаджета. Издержки цивилизации!
У входа многие задерживаются, что бы сфотографироваться на память.
А кому-то очень хочется подержаться за арку прохода. Традиция, что ли? Или своеобразное благословение…?
Захожу в первый предел и там затемнённое помещение с множеством лампадок, которые словно парят в воздухе и не сразу можно увидеть, что они закреплены на небольшом куполе помещения.
Безусловно, эта комната имеет своё предназначение. Она, словно готовит тебя для входа ТУДА, дальше.
Все, кто ждёт увидеть там что-то необыкновенное, будут разочарованы простотой и, отчасти пустотой.
Ты не сразу даже понимаешь, что перед тобой и на что нужно смотреть. Большинство озирается, пытается найти что-то необычное и не находит этого. Разочарование сменяется пониманием глубокого смысла свершившегося.
Зачем мы туда идём? … Для чего? … Что бы встретиться с Богом!?
И тут я вспоминаю один из своих любимых романов Пауло Коэльо «Алхимик». Мы в какой-то мере повторяем путь Сантьяго. Едем за тридевять земель к Богу, что бы понять, что всё это время он был в каждом из нас.
2. Путь паломника
Слева от входа всегда горит благодатный огонь. Входящие с любопытством ждут эмоций от выходящих. Выходящие же в основном молчат.
Паломники стараются опалить благодатным огнем купленные свечи.
Народ всё идёт и идёт.
А эмоции скорее напоминают какую-то растерянность. Прошло необычно много времени. Я пробираюсь ближе к выходу.
Там есть ещё одна реликвия, на которую сразу не обращаешь внимания. Это камень миропомазания.
Тот самый, на который положили снятое с креста тело Спасителя. Так уж выходит у современных паломников, что движутся они наоборот, т.е. от гроба к голгофе.
Здесь эмоции у всех разные, но прикоснуться хочет каждый; каждый со своими надеждами, просьбами, вопросами, молитвами.
Здесь женщины снимают платки и вытирают ими камень, что бы увезти с собой частицу аромата миры. Говорят, что аромат держится очень долго и не проходит даже после стирки.
Все купленные иконки и прочие атрибуты прикладываются к камню для самостоятельного освящения. Я поднимаюсь на голгофу и ещё раз смотрю на происходящее сверху.
Голгофа удивила меня разнообразием народа. Здесь стояла группа из Бразилии, несколько итальянцев, копты, справа от меня слышалась немецкая речь.
Я обратил внимание на чернокожую женщину, которая смиренно и долго ждала, когда её эфиопский священник приложится к месту, где был крест, что бы получить благословение.
Потом они долго о чём-то беседовали.
Поток людей увеличился. Кто-то шёл с пустыми руками, а кто-то стремился приложить бутылочку с водой, надеясь унести частицу святости с собой.
Здесь на голгофе мне показались очень интересными фрески и иконы на стенах.
Интересный стиль и краски.
В какой-то момент вспоминаю о лимите отведённого времени, хватаюсь за часы. Удивлённый, беру сотовый и сверяю время. Что же это? Прошло меньше 15 минут. Часовой «провал» возле гроба был компенсирован на голгофе? Я тихо и с улыбкой благодарю ТОГО, кто милостиво сделал это.
На сегодня я завершил путь паломника. Выхожу на улицу, ставлю аппарат на штатив и делаю несколько снимков храма и людей вокруг. Это наши друзья белорусы, которые составили компанию в данной поездке.
Был ли смысл посещать Иерусалим? - спросите вы. Да, был!
Поиск смысла, поиск ответов на вопросы очень важен, но сюда стоило приехать даже ради посещения одного Храма Гроба Господня! Что бы ощутить его энергетику и мощь, что бы прикоснуться к истории христианства. ОН, храм, стоит всего Израиля и Палестины вместе взятых!
Будет возможность - посетите, но смысл моих статей, что бы вы трезво смотрели на жизнь, размышляли и не ждали слишком многого от этой поездки. Большее вы должны будете найти после у себя в душе. Вот это и будет ваша цель, ваш смысл!
Проблемы церкви, христианства это и наши с вами проблемы. Говорить об этом, обсуждать проблемы веры, православия надо.
Догмы и стереотипы погружают разум в сон, а что рождает сон разума, знают все, кто знаком с творчеством Франсиско Гойи.
3. Мёртвое море
Мёртвое море – только здесь есть такое. И оно, подобно мёртвой воде из древних русских сказок. Жизни в нём нет; и каких-то симпатий оно у меня не вызвало.
Искупался. Да, лежишь на воде как дома на диване.
Внешний вид немного необычен. Дно покрыто большим слоем соли. Без спец. обуви, которую мало кто взял с собой, ходить очень тяжело.
Балансирует, кто как может. В соответствие древних карт и находок археологов города Содом и Гоморра покоятся как раз на дне Мёртвого моря. К чему я это вспомнил? Не знаю.
Полезность процедуры купания вызвала у меня сомнение. Выходя из воды, ощущаешь себя как в мыле. Сразу под душ. Смывается плохо, особенно когда гиды не предупреждают, что моющие средства и полотенце надо брать с собой! )))
Здесь тебе постоянно пытаются продать супер косметику и «целебную» глину за немыслимые деньги. Я вспоминаю недавно прочитанную в медицинском научном журнале статью, где доказывается, что глина практически не оказывает лечебного воздействия. Медицина от этого отошла давно.
Какой-то красоты и привлекательности здесь нет. Воздух жаркий и «тяжёлый», словно пропитан солью. Сочувствую тем, кто приехал и поселился в одном из отелей на берегу. Я бы более одного дня не вытерпел. Берегу подходит современное сленговое слово «стрёмный».
*Послесловие
Почему же спаситель пришёл на Землю именно здесь? И тут неожиданно на ум пришло слово, которое имело очень сложное и отчасти противоречивое значение на Руси.
Убогий – это человек с одной стороны приближенный к Богу, но кто-то скажет, что это неполноценный, глупый человек. Иногда про таких говорят «странный», «не от мира сего».
Убогая земля! С её неполноценной природой, глупыми обычаями, жестокой и кровавой историей, но приближенная к Богу. Здесь ритуалы возвели в культ; а есть ли ВЕРА за их соблюдением? Вот в чём вопрос!
«Красота спасёт мир» - это истина, в которую я верю. На планете есть уголки, которые мы часто называем «земным раем». А поверит ли кто-нибудь пророку, мессии, спасителю приди он к людям среди красот Карибских островов, изобилия субтропиков? Пойдут ли за ним? Не знаю, … вряд ли.
А здесь даже мёртвое море подтверждает мои выводы и словно символизирует эту мёртвую землю. Землю, где нет спасительной красоты, позволяющей задуматься о вечном.
Теперь я знаю, почему спаситель пришёл именно сюда!
.
---------------------------------------------------------------------------------------------
P.S. Статьи «Судьба Иерусалима» содержат исторические факты, ощущения автора от увиденного и его точку зрения; и не стоит обижаться, если она не совпадает с вашей.
.
*Автор благодарит гида Руслана ( http://www.rutraveller.ru/Ruslan_Gid ) в Хургаде и общество "Жемчужина Нила"(www.jnile.com) за организацию поездки в Израиль.
"Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются"...... Спасибо за заметку!!!!!
ОТВЕТИТЬ