- Путешествия: 5 718
- Рейтинг: + 715 030
- Репутация: + 67
- Читательский охват: 302 900
Путешествие в бессмысленное
Ковид наложил множество ограничений на нашу жизнь, в том числе и на музейную. Но культурная столица живёт, музеи, выставочные залы, хоть и с ограничениями, но работают. С ноября по конец января в Центральном выставочном зале "Манеж" проходит выставка работ южнокорейской художницы Ли Бул. Заинтересованная интригующими анонсами, решила ее посетить. Чтобы осуществить задуманное, следовало заранее приобрести билет онлайн способом на определенный сеанс. Впускают строго ограниченное число посетителей. Время ограничено одним часом. Билет удалось приобрести без особого труда. Правда, это была первая половина буднего дня. Посетителей, прямо скажем, было не густо. Возможно поэтому, когда время сеанса истекло, торопить посетителей никто не стал.
Теперь о самой выставке под названием «Утопия спасенная». Готовилась она ни много ни мало два года. Работы художницы, – а это три инсталляции, подготовительные рисунки к ним и макеты других ее инсталляций, демонстрировались вместе с произведениями советских художников-авангардистов и архитекторов-конструктивистов, которыми она, собственно, и вдохновлялась. Это ее увлечение случилось в начале 2000-х, а темой стала архитектура в соединении с темой утопии. Список ее инсталляций для выставки в Санкт-Петербурге был утвержден после того, как был решен вопрос о том, какие работы русских авангардистов удастся получить из российских музеев. Настолько большую роль играет русский авангард в ее творчестве.
Сомнение в источнике вдохновения у посетителей не может даже возникнуть. Все настолько прозрачно. Я бы сказала, это не вдохновение, это заимствование. Встречает посетителей часть инсталляции «Желание быть уязвимым»: футуристический дирижабль из алюминиевой фольги. Рядом с ним прозрачное полотно, на котором изображен строительный кран, на котором за шею подвешена балерина.
Видимо в женской шее и скрывается уязвимость.
Куда понятнее и приятнее полотно Василия Купцова («Дирижабль», 1933).
Или завораживающе поблескивавшая модель оболочки дирижабля конструкции К. Э. Циолковского образца 1912-1913 годов.
И так во всем. Главное, собственной мысли, идеи не видно. Инсталляция «Город солнца».
Всем известен труд итальянского утописта под таким названием. Но что хотел сказать автор сгруппированными осколками зеркал и черного глянцевого пластика, подсвеченными многочисленными светодиодами, не понятно. Где здесь утопия спряталась, и что в результате спасено, для меня осталось загадкой. Конечно, в аннотациях приведены объяснения. Например, что с воздухоплавательными объектами были связаны большие надежды на прогресс и преобразование мира, это символы утопий XX века, и т.д. Но у Ли Бул ни надежд, ни прогресса не просматривается. В общем, «не понятно, Нестор Петрович».
К тому же инсталляции разорваны. Обошли "Город солнца", а за ним продолжение "Желание быть уязвимым" уже в виде воздушного шара.
То ли дело отдел русского авангарда. За этот отдел огромная благодарность кураторам выставки. Им пришлось работать с целым списком российских музеев, чтобы получить для выставки необходимые произведения. Это и несколько московских музеев, и Вологодская картинная галерея, и Екатеринбургский музей изобразительных искусств, и Псково-Изборский музей-заповедник, и еще несколько музеев. Это очень сложно. Ценно и то, что подобные небольшие произведения, как правило, не представлены на постоянных экспозициях. Увидеть их – большая редкость, которую и предоставляют подобные тематические проекты.
Здесь и кучковались ценители и знатоки искусства. А молодежь, особенно женская часть, использовали инстолляции Ли Бул в качестве фона для фотосессий.
Второй этаж вызвал у меня ассоциации с цыганским табором. Все эти «палатки» — это еще одно продолжение инсталляции «Желание быть уязвимым».
А эта инсталяция под названием "Утренняя серенада IV", на зонтик со светодиодами время от времени выпускают дымок.
Так вот, эта милая инсталяция оказывается тесно связана с "утопическими мотивами русского авангарда и идеями немецкого архитектора Бруно Таута. В своем четвертом воплощении раскрывает тему крушения фантазии". Кто бы мог подумать!
Миновав палаточный лагерь, посетителей ждал Зеркальный лабиринт. Это тоже инсталляция, «Через отрицание II». Смотритель запускает посетителей в лабиринт по одному, и ждет сможет ли он сам выйти. Потерявшего ориентацию, смотритель, следящий за «жертвой» по ногам (зеркальная инсталляция установлена на ножках, высотой примерно сантиметров 50 от пола), направляет на «путь истинный» вербальными указаниями. Когда «жертва» находит выход, запускают следующую. Ориентация действительно теряется среди зеркал и светодиодов.
Надо сказать, что Ли Бул художница с именем, международным художественным сообществом признана. Начинала она, правда, со скандальных перфомансов (на выставке есть стенд с этапами ее творческого пути, подкрепленными фотографиями). Например, первым был перфоманс под называнием "Аборт". Полностью обнажённая художница подвесила себя за конечности, и находясь в таком положении, полизывала сладкие леденцы и рассуждала об абортах. Цель оправдывает средства, после этого о ней заговорили. Или ее инсталляция на выставке в Нью-Йорке, где была прибита живая рыба. Инсталляция досрочно была разобрана из-за запаха. Но шума было много. Поэтому, стоит только порадоваться, что она заинтересовалась русским авангардом, оказавшим самое благотворное влияние. Впрочем, эта выставка, за исключением малой "вдохновляющей" части (советский авангард и конструктивизм), наверное отвечает духу сегодняшнего времени.
комментарии - 30
Alla, Ну, если это отставание, то я в последних рядах. Разгуливая по Манежу, ловила себя на мысли о своей жуткой консервативности, но ничего поделать не могу. Как фон эти гигантские инсталляции (она их уменьшила, чтобы разместить в не маленьком Манеже) смотрятся неплохо. Думаю, всему помеха работы авангардистов. Маленькие, а вредные! ))
ОТВЕТИТЬвот, например, иллюстрация к месту женщин в корейском обществе: когда в октябре 1895 года японцы убивали королеву Мин (влиятельнейшую женщину в вопросах внутренней и внешней политики), они не знали, как она выглядит, потому порешили в комнате всех женщин подходящего возраста... (одним из двух свидетелей-иностранцев, выташивщих историю на свет, был русский поданный...)
поэтому, конечно, такой скачок - от того, что тебя никто не видит, ну почти никто, к полному обнажению натуры...
а с русскими у корейцев исторически традиционно периодически связаны то надежды, то их полное крушение )
такое вот обобщающее явление, подводящее некий промежуточный итог - творчество это корейской женщины Ли Бул. Дымок утренней серенаде - это утренний туман, конечно, а выпавший из руки открытый зонтик - просто ах, грусть-печаль и что там? разочарование, наверное )) Без причины зонтики не падают... ) Очень символично, очень )))))
Но сама я современное искусство не очень люблю, не знаю, решилась бы на выставку сходить... оно для меня или слишком "кислотное" или слишком "светодиодное" )
Людмила Петрова, да, я согласна - "удобно", да ещё и толкает к личному/собственному переосмыслению
но тут нужно иметь талант, чтобы "толкнуть" - заставить искать что-то, в противном случае хочется просто пройти мимо )) ну или скорее вернуться в "зону комфорта" )
за заметку, соответственно, большое спасибо! )
позволю себе несколько мыслей по поводу ))
чем кончилась советская утопия, мы знаем не понаслышке
в Южной Корее за то недолгое время, когда она вышла из состава Японии, сменилось 6 (шесть!) республик, но точнее пять, сейчас шестая, в которой город Солнца - это черный пластик и стекло, а не цветы и ветер... объединение двух обломков страны в одну сейчас чуть не дальше, чем после корейской войны 1950-1953 гг., а женщины в обществе, хотя формально и обладают всеми правами, но чрезмерно зависимы от общественного мнения (образ балерины-суицидницы, например)... и т.д.
в общем, все непросто, а скорее мрачно, сплошное крушение проблесков надежды и не надо принимать сиюминутное благополучие за гм... "структурный сдвиг" [тут меня подводит убогость собственного языка сегодня и бедность образов] ))
с лентами материи не очень понятно по фото, там белое и красное исписано, собственно - нормальное традиционное письмо по ткани, но чего писали и зачем... )) может, об ушедшей и невозвращающейся эпохе как раз ))
с историей корейского алфавита отдельная интересная история, придуман он был не так давно и специально, чтобы народ, понимаете ли, тоже мог обучаться грамоте, а то все эти китайские иероглифы... не всем они были доступны, не у всех было столько времени и возможностей, чтобы выучить первую тысячу...
в целом, что-то мне подсказывает, в корейской культуре дамочка - это такое себе явление )
с другой стороны, ну не Павленский, и то хорошо )))
Людмила Петрова, Ли Бул(ь) начинала раньше тотально цифрового века, сейчас художникам ещё сложнее )))
прочитала тут, что в 20 она думала, будто способна изменить мир, и только годы спустя к ней пришло осознание, что мир так просто не изменить )
из иллюстраций иронии судьбы: посмотрела сегодня корейский исторический фильм с внезапно условно хорошим концом, что само по себе уже против традиций, естественно, была настроена совершенно на другой вариант развития событий, в результате двойственность, вторая часть которой - как будто конфету отобрали... )
Популярность любой ценой. Это в духе нашего времени!
ОТВЕТИТЬAlla, Хочу сказать, что шока явно не испытываешь. Да Манеж и не позволил бы себе чего-то из ряда вон выходящего, наподобие ее ранних перфомансов. Это даже красиво смотрится. Не даром юные дамы фотографировались на фоне этого. Просто какой-то голубокой мысли и смысла лично я не усмотрела. Но я и не эстетка и не знаток. Возможно, имеет смысл послушать онлайн лекции. Они подготовлены и есть на сайте Манежа.
ОТВЕТИТЬЛюдмила, фильм "Мечник" (2020 год выхода). Если не понимать, о каких исторических временах идет речь, смотрится как хороший боевик, ну или плохой )) тут мнения зрителей расходятся )) Если понимать, то после свержения вана Кванхэ-гуна Чосон попал в вассалитет к манчьжурам... причем не с первого раза - трудные были времена для Чосона )
Мне про данный период нравятся "Стрела; абсолютное оружие" и "Крепость Намхансансон". Второй очень многим, правда, кажется очень занудным... ))
Из корейского исторического я бы однозначно рекомендовала "Адмирал: ревущие потоки" )))
Ну а чтобы всё (ну или что-то) понимать про корейцев, наверное, надо ознакомиться с историей принца Садо (одноим. фильм), но однозначно рекомендовать не буду - такие страсти сильно на любителя...
А по поводу глубокого погружения в творчество Ли Бул(ь) - я лично точно пас )))) я в этом отношении предпочитаю всё-таки цветущие сливы ))
У меня ассоциации цепеллины-Фридрихсхафен. И парижский Бобур, конечно. "Разгул" творческих фантазий. Какое время- такое и искусство. Я не удивляюсь...
ОТВЕТИТЬНаталья Коткова, Да, каждое время создает свое искусство.
ОТВЕТИТЬНе судите строго выскажу немного своего . У нас в какой нибудь деревушке можно найти такое ,что увиденное может затмить многие выставленные экспонаты . Может мы отстали навсегда или родились не в то время ,но увиденное совсем не тронуло.
ОТВЕТИТЬПрочитал и понял, что название очень соответствует и моим ощущениям, Людмила! На что люди тратят свой талант, вероятно мня себя непризнанными гениями! Жаль..., но, думаю, посмотреть это стоило. )))
После прогулки с Вами по этой затейливой выставке лично у меня появилось "Желание быть неуязвимым", что, думаю, не так уж и плохо?! )))
Victor Kats, Неуязвимость - отличное и необходимое качество в нашей жизни. Вопрос, как приобрести его. У меня не получается.(( Будем тренироваться, в том числе и на подобных выставках. Спасибо))
ОТВЕТИТЬНаверное, Людмила, неуязвимость это умение философски или как сейчас говорят пофигистски относиться к тому, чего изменить мы не можем! Я стараюсь и Вам желаю того же!
ОТВЕТИТЬVictor Kats, неузявимость - это отсутствие чего-то дорогого, что может сделать нас слабыми, зависимыми от кого-то ещё, кроме себя ) что-то типа "ты - мое слабое место" ) в наш век так мало люди думают о других и так много только о себе, что люди перфоманса призывают всё-таки быть уязвимыми ))) как Вам такой вариант? ))))
ОТВЕТИТЬVictor Kats, Творец часто рассказывает то, что воспринимает он, и как это воспринимает... у нас немного разные культуры с Кореей ) о полном принятии речь не идёт, полагаю. Скорее как возможность познакомиться )
ОТВЕТИТЬа вообще, ну для чего нужны такие выставки? а вот чтобы было, о чем потрындеть на завалинке )))
ОТВЕТИТЬЛюдмила Петрова, дык! ))))
ОТВЕТИТЬПока читала заметку, думала: зачем люди платят за это деньги ( выставка то не бесплатная)? Из всего я бы только по лабиринту побегала,))
Читая комментарии, чуток поняла, что про что.)) И в очередной раз делаю вывод, что натура у меня совсем не тонкая и, без подготовки и погружения в тему, я этого искусства не понимаю. А погружаться совсем не хочется.)) Мне ближе то, что я вижу и понимаю без всяких интерпретаций.
За заметку спасибо, конечно! ))
nataha ivanova, Конечно, выставка не бесплатная. Люди идут по разным причинам на нетрадиционные выставки. В анонсе были обозначены произведения авангардистов из самых разных музеев. Такое редко увидишь. С этой точки зрения траты в любом случае оправданы. Одни оригинальные фотографии Родченко чего стоили. Часть публики шли именно на эту часть выставки. На контрасте они еще выгоднее смотрелись. Спасибо, Наталья, за комментарий.
ОТВЕТИТЬ
Эмансипация южно-корейских женщин отстает от прогрессивного общества лет на 100 примерно, если сделать в уме эту поправочку (по происходящим процессам), то всё становится прозрачнее
ОТВЕТИТЬp.s. внезапно увлеклась корейской культурой и традициями в последний год, так что не совсем чужда вопроса )))