ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
ДОБАВИТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ
  • Уведомления
  • Мои подписки
Турист
Не проверенный аккаунт
  • Регистрация: 01.09.2016
  • Страны, города: 20 / 261
  • Путешествия: 5 718
  • Места и события: 1 362
  • Рейтинг: + 715 030
  • Репутация: + 67
  • Заметки: 99
  • Читательский охват: 302 900
  • Вопросы и советы: 10
  • Оценки и отзывы: 2 732
  • Друзья: 71
  • Фото: 14 172
360 рейтинг
12 Нравится
0 В избранном
30 комментариев
0 Просмотры
пожаловаться
поделиться

Путешествие в бессмысленное

Культура в Россия, Санкт-Петербург

Ковид наложил множество ограничений на нашу жизнь, в том числе и на музейную. Но культурная столица живёт, музеи, выставочные залы, хоть и с ограничениями, но работают. С ноября по конец января в Центральном выставочном зале "Манеж" проходит выставка работ южнокорейской художницы Ли Бул. Заинтересованная интригующими анонсами, решила ее посетить. Чтобы осуществить задуманное, следовало заранее приобрести билет онлайн способом на определенный сеанс. Впускают строго ограниченное число посетителей. Время ограничено одним часом. Билет удалось приобрести без особого труда. Правда, это была первая половина буднего дня. Посетителей, прямо скажем, было не густо. Возможно поэтому, когда время сеанса истекло, торопить посетителей никто не стал.

Теперь о самой выставке под названием «Утопия спасенная». Готовилась она ни много ни мало два года. Работы художницы, – а это три инсталляции, подготовительные рисунки к ним и макеты других ее инсталляций, демонстрировались вместе с произведениями советских художников-авангардистов и архитекторов-конструктивистов, которыми она, собственно, и вдохновлялась. Это ее увлечение случилось в начале 2000-х, а темой стала архитектура в соединении с темой утопии. Список ее инсталляций для выставки в Санкт-Петербурге был утвержден после того, как был решен вопрос о том, какие работы русских авангардистов удастся получить из российских музеев. Настолько большую роль играет русский авангард в ее творчестве.

Сомнение в источнике вдохновения у посетителей не может даже возникнуть. Все настолько прозрачно. Я бы сказала, это не вдохновение, это заимствование. Встречает посетителей часть инсталляции «Желание быть уязвимым»: футуристический дирижабль из алюминиевой фольги. Рядом с ним прозрачное полотно, на котором изображен строительный кран, на котором за шею подвешена балерина. 

Видимо в женской шее и скрывается уязвимость.

Куда понятнее и приятнее полотно Василия Купцова («Дирижабль», 1933). 

Или завораживающе поблескивавшая модель оболочки дирижабля конструкции К. Э. Циолковского образца 1912-1913 годов.

И так во всем. Главное, собственной мысли, идеи не видно. Инсталляция «Город солнца». 

Всем известен труд итальянского утописта под таким названием.  Но что хотел сказать автор сгруппированными осколками зеркал и черного глянцевого пластика, подсвеченными многочисленными светодиодами, не понятно. Где здесь утопия спряталась, и что в результате спасено, для меня осталось загадкой. Конечно, в аннотациях приведены объяснения. Например, что с воздухоплавательными объектами были связаны большие надежды на прогресс и преобразование мира, это символы утопий XX века, и т.д. Но у Ли Бул ни надежд, ни прогресса не просматривается. В общем, «не понятно, Нестор Петрович».

К тому же инсталляции разорваны. Обошли "Город солнца", а за ним продолжение "Желание быть уязвимым" уже в виде воздушного шара.

То ли дело отдел русского авангарда. За этот отдел огромная благодарность кураторам выставки. Им пришлось работать с целым списком российских музеев, чтобы получить для выставки необходимые произведения. Это и несколько московских музеев, и Вологодская картинная галерея, и Екатеринбургский музей изобразительных искусств, и Псково-Изборский музей-заповедник, и еще несколько музеев. Это очень сложно. Ценно и то, что подобные небольшие произведения, как правило, не представлены на постоянных экспозициях. Увидеть их – большая редкость, которую и предоставляют подобные тематические проекты. 

1/2

Здесь и кучковались ценители и знатоки искусства. А молодежь, особенно женская часть, использовали инстолляции Ли Бул в качестве фона для фотосессий.

Второй этаж вызвал у меня ассоциации с цыганским табором. Все эти «палатки» — это еще одно продолжение инсталляции «Желание быть уязвимым». 

А эта инсталяция под названием "Утренняя серенада IV", на зонтик со светодиодами время от времени выпускают дымок.

Так вот, эта милая инсталяция оказывается тесно связана с "утопическими мотивами русского авангарда и идеями немецкого архитектора Бруно Таута. В своем четвертом воплощении раскрывает тему крушения фантазии". Кто бы мог подумать!

Миновав палаточный лагерь, посетителей ждал Зеркальный лабиринт. Это тоже инсталляция, «Через отрицание II». Смотритель запускает посетителей в лабиринт по одному, и ждет сможет ли он сам выйти. Потерявшего ориентацию, смотритель, следящий за «жертвой» по ногам (зеркальная инсталляция установлена на ножках, высотой примерно сантиметров 50 от пола), направляет на «путь истинный» вербальными указаниями. Когда «жертва» находит выход, запускают следующую. Ориентация действительно теряется среди зеркал и светодиодов.

Надо сказать, что Ли Бул художница с именем, международным художественным сообществом признана. Начинала она, правда, со скандальных перфомансов (на выставке есть стенд с этапами ее творческого пути, подкрепленными фотографиями). Например, первым был перфоманс под называнием "Аборт". Полностью обнажённая художница подвесила себя за конечности, и находясь в таком положении, полизывала сладкие леденцы и рассуждала об абортах. Цель оправдывает средства, после этого о ней заговорили. Или ее инсталляция на выставке в Нью-Йорке, где была прибита живая рыба. Инсталляция досрочно была разобрана из-за запаха. Но шума было много. Поэтому, стоит только порадоваться, что она заинтересовалась русским авангардом, оказавшим самое благотворное влияние. Впрочем, эта выставка, за исключением малой "вдохновляющей" части (советский авангард и конструктивизм), наверное отвечает духу сегодняшнего времени.

ДОБАВЛЕНО 7 января 2021 22:51

комментарии - 30

Alla Ставрополь, Турист
12:27 08.01.2021

Эмансипация южно-корейских женщин отстает от прогрессивного общества лет на 100 примерно, если сделать в уме эту поправочку (по происходящим процессам), то всё становится прозрачнее
p.s. внезапно увлеклась корейской культурой и традициями в последний год, так что не совсем чужда вопроса )))

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
12:46 08.01.2021

Alla, Ну, если это отставание, то я в последних рядах. Разгуливая по Манежу, ловила себя на мысли о своей жуткой консервативности, но ничего поделать не могу. Как фон эти гигантские инсталляции (она их уменьшила, чтобы разместить в не маленьком Манеже) смотрятся неплохо. Думаю, всему помеха работы авангардистов. Маленькие, а вредные! ))

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
12:58 08.01.2021

вот, например, иллюстрация к месту женщин в корейском обществе: когда в октябре 1895 года японцы убивали королеву Мин (влиятельнейшую женщину в вопросах внутренней и внешней политики), они не знали, как она выглядит, потому порешили в комнате всех женщин подходящего возраста... (одним из двух свидетелей-иностранцев, выташивщих историю на свет, был русский поданный...)
поэтому, конечно, такой скачок - от того, что тебя никто не видит, ну почти никто, к полному обнажению натуры...
а с русскими у корейцев исторически традиционно периодически связаны то надежды, то их полное крушение )
такое вот обобщающее явление, подводящее некий промежуточный итог - творчество это корейской женщины Ли Бул. Дымок утренней серенаде - это утренний туман, конечно, а выпавший из руки открытый зонтик - просто ах, грусть-печаль и что там? разочарование, наверное )) Без причины зонтики не падают... ) Очень символично, очень )))))
Но сама я современное искусство не очень люблю, не знаю, решилась бы на выставку сходить... оно для меня или слишком "кислотное" или слишком "светодиодное" )

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
14:50 08.01.2021

Alla, Сюжет убедительный)) А современное искусство тем "удобно" (не надо считать этот глагол и кавычки пренебрежительностью), что позволяет фантазировать, каждому видеть и находить то, что ему ближе. Думаю, кому то выставка понравилась.

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
15:12 08.01.2021

Людмила Петрова, да, я согласна - "удобно", да ещё и толкает к личному/собственному переосмыслению
но тут нужно иметь талант, чтобы "толкнуть" - заставить искать что-то, в противном случае хочется просто пройти мимо )) ну или скорее вернуться в "зону комфорта" )

за заметку, соответственно, большое спасибо! )

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
15:50 08.01.2021

позволю себе несколько мыслей по поводу ))
чем кончилась советская утопия, мы знаем не понаслышке
в Южной Корее за то недолгое время, когда она вышла из состава Японии, сменилось 6 (шесть!) республик, но точнее пять, сейчас шестая, в которой город Солнца - это черный пластик и стекло, а не цветы и ветер... объединение двух обломков страны в одну сейчас чуть не дальше, чем после корейской войны 1950-1953 гг., а женщины в обществе, хотя формально и обладают всеми правами, но чрезмерно зависимы от общественного мнения (образ балерины-суицидницы, например)... и т.д.
в общем, все непросто, а скорее мрачно, сплошное крушение проблесков надежды и не надо принимать сиюминутное благополучие за гм... "структурный сдвиг" [тут меня подводит убогость собственного языка сегодня и бедность образов] ))
с лентами материи не очень понятно по фото, там белое и красное исписано, собственно - нормальное традиционное письмо по ткани, но чего писали и зачем... )) может, об ушедшей и невозвращающейся эпохе как раз ))
с историей корейского алфавита отдельная интересная история, придуман он был не так давно и специально, чтобы народ, понимаете ли, тоже мог обучаться грамоте, а то все эти китайские иероглифы... не всем они были доступны, не у всех было столько времени и возможностей, чтобы выучить первую тысячу...

в целом, что-то мне подсказывает, в корейской культуре дамочка - это такое себе явление )
с другой стороны, ну не Павленский, и то хорошо )))

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
17:10 08.01.2021

Alla, Судьба у государства сложная и драматическая. А бытие определяет сознание. Этот деалектический постулат никто не отменял. Но часто, чтобы художника заметили и оценили современники, ему приходится пиарить свое творчество необычными способами.

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
18:09 08.01.2021

Людмила Петрова, Ли Бул(ь) начинала раньше тотально цифрового века, сейчас художникам ещё сложнее )))
прочитала тут, что в 20 она думала, будто способна изменить мир, и только годы спустя к ней пришло осознание, что мир так просто не изменить )

из иллюстраций иронии судьбы: посмотрела сегодня корейский исторический фильм с внезапно условно хорошим концом, что само по себе уже против традиций, естественно, была настроена совершенно на другой вариант развития событий, в результате двойственность, вторая часть которой - как будто конфету отобрали... )

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
18:40 08.01.2021

Alla, О, иллюзии юности! Кто с ними не прощался. Возможно у творческих натур это происходит острее. А что Вы смотрели? Название, плиз.

ОТВЕТИТЬ
Татьяна Челябинск, Турист
16:29 08.01.2021

Популярность любой ценой. Это в духе нашего времени!

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
18:14 08.01.2021

Татьяна, боюсь, тут всё глубже - Ли Бул(ь) первая такая корейская тётка, и вообще один из истоков (подобного) перфоманса, многие другие фаллосы по сравнению были вторичны... ))
хорошо, что в Манеже представлены её поздние - консервативные - работы, российская публика не столь шокирована ))

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
18:47 08.01.2021

Alla, Хочу сказать, что шока явно не испытываешь. Да Манеж и не позволил бы себе чего-то из ряда вон выходящего, наподобие ее ранних перфомансов. Это даже красиво смотрится. Не даром юные дамы фотографировались на фоне этого. Просто какой-то голубокой мысли и смысла лично я не усмотрела. Но я и не эстетка и не знаток. Возможно, имеет смысл послушать онлайн лекции. Они подготовлены и есть на сайте Манежа.

ОТВЕТИТЬ
Татьяна Челябинск, Турист
18:55 08.01.2021

Alla, Я не специалист. И не любитель.

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
00:28 09.01.2021

Людмила, фильм "Мечник" (2020 год выхода). Если не понимать, о каких исторических временах идет речь, смотрится как хороший боевик, ну или плохой )) тут мнения зрителей расходятся )) Если понимать, то после свержения вана Кванхэ-гуна Чосон попал в вассалитет к манчьжурам... причем не с первого раза - трудные были времена для Чосона )
Мне про данный период нравятся "Стрела; абсолютное оружие" и "Крепость Намхансансон". Второй очень многим, правда, кажется очень занудным... ))
Из корейского исторического я бы однозначно рекомендовала "Адмирал: ревущие потоки" )))
Ну а чтобы всё (ну или что-то) понимать про корейцев, наверное, надо ознакомиться с историей принца Садо (одноим. фильм), но однозначно рекомендовать не буду - такие страсти сильно на любителя...

А по поводу глубокого погружения в творчество Ли Бул(ь) - я лично точно пас )))) я в этом отношении предпочитаю всё-таки цветущие сливы ))

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
10:28 09.01.2021

Alla, Спасибо. ))

ОТВЕТИТЬ
Наталья Коткова Нижний Новгород, Турист
09:43 09.01.2021

У меня ассоциации цепеллины-Фридрихсхафен. И парижский Бобур, конечно. "Разгул" творческих фантазий. Какое время- такое и искусство. Я не удивляюсь...

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
15:54 09.01.2021

Наталья Коткова, Да, каждое время создает свое искусство.

ОТВЕТИТЬ
Владимир Москва, Турист
16:51 09.01.2021

Не судите строго выскажу немного своего . У нас в какой нибудь деревушке можно найти такое ,что увиденное может затмить многие выставленные экспонаты . Может мы отстали навсегда или родились не в то время ,но увиденное совсем не тронуло.

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
10:24 10.01.2021

Владимир, Не все ценное добирается до музеев, и не все то золото, что выставляется. Жизнь несправедлива даже для артефактов! Но, не будем унывать!

ОТВЕТИТЬ
Victor Kats Екатеринбург, Турист
10:23 16.01.2021

Прочитал и понял, что название очень соответствует и моим ощущениям, Людмила! На что люди тратят свой талант, вероятно мня себя непризнанными гениями! Жаль..., но, думаю, посмотреть это стоило. )))
После прогулки с Вами по этой затейливой выставке лично у меня появилось "Желание быть неуязвимым", что, думаю, не так уж и плохо?! )))

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
10:54 16.01.2021

Victor Kats, Неуязвимость - отличное и необходимое качество в нашей жизни. Вопрос, как приобрести его. У меня не получается.(( Будем тренироваться, в том числе и на подобных выставках. Спасибо))

ОТВЕТИТЬ
Victor Kats Екатеринбург, Турист
11:04 16.01.2021

Наверное, Людмила, неуязвимость это умение философски или как сейчас говорят пофигистски относиться к тому, чего изменить мы не можем! Я стараюсь и Вам желаю того же!

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
12:00 16.01.2021

Victor Kats, неузявимость - это отсутствие чего-то дорогого, что может сделать нас слабыми, зависимыми от кого-то ещё, кроме себя ) что-то типа "ты - мое слабое место" ) в наш век так мало люди думают о других и так много только о себе, что люди перфоманса призывают всё-таки быть уязвимыми ))) как Вам такой вариант? ))))

ОТВЕТИТЬ
Victor Kats Екатеринбург, Турист
20:55 16.01.2021

Alla, Как-то не воспринимаю неуязвимость с предложенной стороны. Для меня это это скорее возможность относительно легко переносить удары судьбы, имея при этом дорогих людей, а вовсе не отказываясь от них. Всё просто.

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
00:53 17.01.2021

Victor Kats, Творец часто рассказывает то, что воспринимает он, и как это воспринимает... у нас немного разные культуры с Кореей ) о полном принятии речь не идёт, полагаю. Скорее как возможность познакомиться )

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
12:03 16.01.2021

а вообще, ну для чего нужны такие выставки? а вот чтобы было, о чем потрындеть на завалинке )))

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
12:10 16.01.2021

Alla, Все-таки не напрасно сходила на выставку и поделилась впечатлениями, судя по комментариям.)))

ОТВЕТИТЬ
Alla Ставрополь, Турист
13:39 16.01.2021
nataha ivanova Шаблон, Турист
12:45 17.01.2021

Пока читала заметку, думала: зачем люди платят за это деньги ( выставка то не бесплатная)? Из всего я бы только по лабиринту побегала,))
Читая комментарии, чуток поняла, что про что.)) И в очередной раз делаю вывод, что натура у меня совсем не тонкая и, без подготовки и погружения в тему, я этого искусства не понимаю. А погружаться совсем не хочется.)) Мне ближе то, что я вижу и понимаю без всяких интерпретаций.
За заметку спасибо, конечно! ))

ОТВЕТИТЬ
Людмила Петрова Санкт-Петербург, Турист
15:06 17.01.2021

nataha ivanova, Конечно, выставка не бесплатная. Люди идут по разным причинам на нетрадиционные выставки. В анонсе были обозначены произведения авангардистов из самых разных музеев. Такое редко увидишь. С этой точки зрения траты в любом случае оправданы. Одни оригинальные фотографии Родченко чего стоили. Часть публики шли именно на эту часть выставки. На контрасте они еще выгоднее смотрелись. Спасибо, Наталья, за комментарий.

ОТВЕТИТЬ

ДОБАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ