… Мы провели ночь в отеле при монастыре на горе Рила. Примонастырские отели суть рассчитаны на паломников. По крайней мере, этот был именно таким: сочетание аскетизма и добротности, заметное по обилию натурального дерева, удобным матрацам, чистым и мягким полотенцам и… отсутствию всего излишнего, «украшательств». Зато чистейший горный воздух, птицы, журчание речушки внизу. Чего скрывать, это было великолепное утро.
После раннего завтрака простой, здоровой и вкусной пищей мы отправились осматривать монастырь.
Мужской православный монастырь был основан ещё аж в X в. в долине реки Рильской в Рильских горах чудотворцем Иоанном, прозванным Рильским, и его учениками. Всё это происходило в период Первого Болгарского царства, значит, при царе Петре I (болгарском, конечно).
Святой лично виделся с царём, ну или царь с чудотворцем, хотя и издали. Не знаю, способствовал ли такому свиданию на расстоянии благочестиво-отшельнический образ жизни чудотворца, порождающий несомненный аромат святости, или ещё какие-то обстоятельства, но хроники гласят, что виделись они издали. Тем не менее, царь проникся расположением к чудотворцу, напитав и всех своих потомков и других царей Болгарии благосклонностью к основанному чудотворцем монастырю – цари вплоть до прихода османов жаловали монастырю много, и монастырь стал центром культурной и духовной жизни Первого и, особенно, Второго Болгарского царства (XII-XIV вв.).
В архитектурном плане, к сожалению, от первоначального облика до наших дней не дошло ничего, потому что, во-первых, в XIV в. горы немного землетрясло, во-вторых, времена наступали неспокойные, и в 30-е гг. этого же столетия монастырь был перестроен в крепость неким местным феодалом, о котором мы (как широкие массы общественности), возможно, так ничего бы и не узнали, но до наших времен сохранилась выстроенная им башня, называемая в его же честь Драговоловой или башней Хрельо. Башня эта пережила нашествие османов практически в неизменном виде.
Возрождение монастыря началось в XV в., и на протяжении столетий он оставался хранителем болгарского языка и национальных традиций, османы его особо больше не трогали. Всё это несомненно ценно, поскольку в библиотеке монастыря хранится около 250 рукописных книг XI-XIX вв., 9 тыс. старопечатных изданий, нотные записи и гравюры (для более глубокого эмоционального проникновения можно обратиться к тематически схожему произведению киноискусства по роману Умберто Эко «Имя розы», с той лишь воодушевляющей разницей, что данная библиотека не сгорела, но и неизвестных трудов Аристотеля в ней тоже не было).
Главный соборный храм (кафоликон) [5 куполов, 3 алтаря, 2 придела] был отстроен в том виде, в котором дошел до нас, в XIX в., и тогда же и расписан широко известными в Болгарии иконописцами периода Болгарского национального возрождения. Болгарское национальное возрождение также широко известно в культуре и искусстве Болгарии, вместе со всеми его деятелями. Имена их известны настолько, что не нуждаются в упоминании в рамках столь скромной заметки.
Внутри соборного храма перезахоронены мощи Ивана Рильского, а также на иконостасе присутствует чудотворная «Одигитрия» («Путеводительница») – список (один из) образа Богородицы, написанного апостолом Лукой (ориг. Влахернская икона, ныне находящаяся в Успенском соборе Московского кремля).
Ну так вот, ознакомившись с этим чудесным местом, исключительным образчиком Болгарского национального возрождения, мы тронулись в путь.
Следующей остановкой был Музей роз в Казанлыкской котловине. Город Казанлык в Болгарии является центром производства розового [которое из розовых роз «дамасцена», есть ещё белые эфирные, но ими славится в основном их родина, насколько я понимаю] эфирного масла – процесса, по разным причинам, не до конца автоматизированного.
Нас завезли в музей исторического производственного процесса – ну, как все ремесленные музейчики, с возможностью приобрести продукцию, конечно.
И там был садик с розами… наверное, самое притягательное для барышень место – лично я в розы погрузилась полностью.
Далее путь лежал к местам боевой славы русской армии – Шипкинскому перевалу. Через Габрово.
Перед Габрово мы где-то там на трассе наткнулись на велопробег – серьезное мероприятие, с официальным дорожным сопровождением, перекрытием дорог… Мы почему-то всем хлопали и подбадривали. И вообще было страшно интересно и увлекательно.
А потом и Габрово, из окошка автобуса… под анекдоты от гида про хитрых и скаредных габровцев. Город, увы, произвел впечатление скорее грустное…
Музей сатиры и юмора в Габрово
Ну и Шипка. Церковь (храм Рождества Христова) красива. В неплохом состоянии была.
Храм-памятник Рождества Христова
Также нам представился вид на дом-памятник Болгарской коммунистической партии, позабытый и никому ныне не нужный, не интересный там. Зато вокруг ветрогенераторы, полезненько.
Штаб-квартира Коммунистической партии на горе Бузлуджа
К памятнику Свободы на перевале Шипка (Монумент Шипка) мы тоже не пошли. Сейчас жалею. Но вид издали есть.
Ну и внезапно – современное болгарское искусство.
Сейчас мы от такого уже перестали зависать, много где популярно… а тогда было интересненько.
Ну и всё, обратно к сентябрьскому Черному морю в Золотые пески… Чудесные были времена, скажу я вам!
Примечание:
Заметка была начата автором ещё в допандемийную эпоху, поэтому стиль и настрой разных её частей может заметно отличаться.
Начало тут: По Болгарии автопробегом: день первый, София
Другие заметки о Болгарии:
Золотые пески, незамысловатые, но счастливые
Воспоминания о Болгарии: милая Варна
Воспоминания о Болгарии: Балчик – Калиакра или Записки о Добрудже
Классно, Алла!!!
ОТВЕТИТЬ